Постановление
Президента Республики Узбекистан
Наряду с этим углубленное обучение юношей и девушек по предметам «химия» и «биология» даст толчок строительству новых производственных предприятий в регионах, ускоренному развитию отраслей фармацевтической, нефтегазовой, химической, горнодобывающей и пищевой промышленности, создающих высокую добавленную стоимость, в конечном итоге создаст прочную основу для улучшения условий жизни и повышения доходов населения.
Вместе с тем особо следует отметить, что качество преподавания по предметам «химия» и «биология» не отвечает современным требованиям, морально устарели методология обучения и лаборатории, не внедрены механизмы достойного стимулирования труда учителей в общеобразовательных школах.
Кроме того, не налажены тесная взаимосвязь, эффективный диалог и сотрудничество между учреждениями среднего специального, профессионального, высшего образования, научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями отрасли по подготовке кадров и использованию научных результатов.
1. Согласиться с предложениями Агентства по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (далее – Агентство), Министерства инновационного развития, Академии наук, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, предприятий химической, фармацевтической, нефтегазовой промышленности, учителей и наставников по предметам «химия» и «биология», преподавателей и научных работников, обладающих многолетним опытом, о:
поэтапном создании в каждом регионе республики 14 базовых школ, специализированных на химии и биологии (далее – базовые специализированные школы), приравнивании Специализированной школы-интерната юных биологов и химиков имени Абу Али ибн Сино к статусу данных школ;
поэтапном создании в районах (городах) республики 150 специализированных школ с углубленным изучением химии и биологии (далее – специализированные школы);
закреплении 55 кафедр высших образовательных учреждений за базовыми специализированными школами и специализированными школами для координации эффективного обучения предметам «химия» и «биология» в данных школах;
закреплении производственных предприятий за 47 профессиональными образовательными учреждениями, подготавливающими кадры среднего звена по специальностям, соответствующим направлениям «химия» и «биология», с целью эффективного налаживания системы подготовки кадров среднего звена для отраслей производства;
закреплении 11 научно-исследовательских институтов Академии наук и отраслей производства за 74 кафедрами высших образовательных учреждений для эффективной организации учебного процесса в направлениях «химия» и «биология» и развития предметов в высших образовательных учреждениях.
2. Утвердить Перечень закрепления кафедр высших образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений и отраслей производства за создаваемыми базовыми специализированными школами и специализированными школами согласно приложению № 1.
Создать Комиссию по организации деятельности базовых специализированных школ и специализированных школ (Мусаев Б.А.) в составе согласно приложению № 2, возложить на нее реализацию в срок до 1 декабря 2020 года следующих задач:
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента налаживание деятельности базовых специализированных школ и специализированных школ на базе общеобразовательных школ с предварительным изучением потенциала, интереса учащихся к предметам «химия» и «биология», а также требований родителей учащихся данных общеобразовательных школ;
внесение на утверждение в Кабинет Министров Адресной программы по укреплению материально-технической базы, укомплектованию, повышению квалификации и переподготовке высококвалифицированных педагогических кадров базовых специализированных школ и специализированных школ.
3. Утвердить:
Перечень закрепления отраслей производства за профессиональными образовательными учреждениями, подготавливающими кадры среднего звена по специальностям, соответствующим направлениям «химия» и «биология», согласно приложению № 3;
Перечень закрепления научно-исследовательских институтов Академии наук и отраслей производства за кафедрами высших образовательных учреждений согласно приложению № 4;
Целевую программу по повышению качества непрерывного образования и результативности научных исследований и инновационных работ, проводимых по направлениям «химия» и «биология», на 2020–2025 годы (далее – Целевая программа) согласно приложению № 5.
4. Установить, что налаживается сотрудничество:
кафедр высших образовательных учреждений – по эффективной организации учебного процесса, привлечению к образовательному процессу профессоров-преподавателей и одаренных студентов, организации мастер-классов, кружков и летних школ в закрепленных базовых специализированных школах и специализированных школах;
хозяйственных объединений, производственных предприятий и кластеров – по закреплению на практике теоретических знаний, развитию традиций «наставник – ученик» и оказанию содействия в профессиональном обучении учащихся в профессиональных образовательных учреждениях, подготавливающих кадры среднего звена по специальностям, соответствующим закрепленным направлениям «химия» и «биология»;
научно-исследовательских институтов Академии наук, хозяйственных объединений, производственных предприятий и кластеров – по обеспечению эффективного учебного процесса по направлениям «химия» и «биология», достижению интеграции науки и производства, прохождению преддипломной практики под руководством ведущих специалистов отрасли, созданию условий для непосредственного ознакомления студентов и профессоров-преподавателей с правилами пользования лабораториями и производственными процессами, осуществлению практического руководства по защите магистерских и докторских диссертаций, оказанию содействия во внедрении на практике результатов научных работ, коммерциализации научных разработок в закрепленных высших образовательных учреждениях.
При этом закрепляемые организации оказывают непосредственное содействие в обеспечении учебниками, лабораторным оборудованием и инвентарем, организации повышения квалификации и прохождения стажировки преподавателей, привлечении зарубежных специалистов, участии молодежи в престижных международных олимпиадах, а также возмещении других расходов базовых специализированных школ и специализированных школ, учреждений высшего и профессионального образования, научно-исследовательских учреждений.
Агентству по управлению государственными активами совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить рассмотрение на наблюдательных советах закрепляемых хозяйственных объединений вопросов по оказанию содействия в дальнейшем развитии деятельности закрепленных базовых специализированных школ и специализированных школ, учреждений высшего и профессионального образования, научно-исследовательских учреждений.
Предоставить Агентству по управлению государственными активами, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента право внесения изменений в размеры средств, выделяемых закрепляемыми хозяйственными объединениями в разрезе базовых специализированных школ и специализированных школ, расположенных на соответствующей территории по годам.
5. Образовать специальные фонды без статуса юридического лица при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента для дополнительного финансирования деятельности, оснащения, выплаты надбавок учителям, а также финансирования других мероприятий по обучению предметам «химия» и «биология» в школах, специализированных на химии и биологии.
Определить источниками формирования средств специальных фондов:
средства Государственного бюджета;
средства местных бюджетов в размере не менее 1 миллиарда сумов (всего 14 миллиардов сумов) для каждого региона;
дополнительные источники и внебюджетные средства Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
6. Министерству народного образования:
а) наладить в 2020/2021 учебном году поэтапное применение в учебном процессе общих средних образовательных учреждений вариативных учебных планов в области естественных наук, внедряемых в качестве эксперимента для учащихся, проявляющих интерес к предметам «химия» и «биология», а также принять меры для увеличения доли практических занятий в учебных программах естественных наук с целью формирования у учащихся практических навыков;
б) совместно с Агентством, Министерством финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок утвердить План по оценке знаний и педагогического мастерства учителей по предметам «химия» и «биология» специализированных школ и повышению квалификации отобранных кандидатов.
Определить, что исходя из результатов проведенной оценки начиная с 1 января 2021 года на 50 процентов повышается размер установленной надбавки к базовой тарифной ставке учителей по предметам «химия» и «биология», а также руководящих кадров (директора и заместителя директора по специализированным предметам), принятых в специализированные школы и базовые специализированные школы.
Совместно с Агентством, Министерством финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Порядок выплаты надбавок к базовой тарифной ставке учителей по предметам «химия» и «биология», а также руководящих кадров (директора и заместителя директора по специализированным предметам), принятых в специализированные школы и базовые специализированные школы.
7. Государственному центру тестирования совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования, Академией наук и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 февраля 2021 года внедрить Национальную систему сертификации по оценке уровня знаний по предметам «химия» и «биология» (далее – Национальная система сертификации).
Установить, что в рамках Национальной системы сертификации:
определение уровня знаний по предметам «химия» и «биология» и выдача подтверждающего национального квалификационного сертификата (далее – национальный сертификат) осуществляются Государственным центром тестирования в установленном порядке;
определение уровня знаний по предметам «химия» и «биология» осуществляется в дифференцированном порядке;
учащиеся общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, получившие национальный сертификат уровня, предоставляющего льготу, при поступлении в высшие образовательные учреждения освобождаются от сдачи тестовых испытаний по предметам «химия» или «биология» с присуждением им максимального балла соответственно по предметам «химия» или «биология».
8. Министерству высшего и среднего специального образования и Министерству народного образования в срок до 1 декабря 2020 года проанализировать и принять меры для совершенствования программ подготовки преподавателей по предметам «химия» и «биология» на основе опыта зарубежных университетов, предусмотрев в данных программах:
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;
реализацию совместных образовательных программ, организацию стажировок и привлечение зарубежных специалистов в сотрудничестве с зарубежными образовательными учреждениями;
внедрение передовых критериев оценки деятельности преподавателей.
9. Министерству инновационного развития совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Академией наук Республики Узбекистан начиная с 2021 года организовать национальный конкурс по созданию учебной и научной литературы по предметам «химия» и «биология» для образовательных учреждений на основе передового зарубежного опыта.
Определить, что авторы, признанные победителями по результатам национального конкурса, поощряются единовременным денежным вознаграждением в размере 100 миллионов сумов за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
10. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования и Академии наук о проведении начиная с 2021 года один раз в каждые два года международных предметных олимпиад по предметам «химия» и «биология» имени Абу Райхана Беруни (далее – международные олимпиады) среди студентов высших образовательных учреждений.
Определить, что внедряется система единовременного вознаграждения и приема на учебу на соответствующие специальности магистратуры высших образовательных учреждений победителей международных предметных олимпиад без сдачи экзаменов на основе государственного гранта.
11. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук, Министерства народного образования и Министерства финансов о:
приеме на учебу на соответствующие специальности магистратуры высших образовательных учреждений победителей республиканских предметных олимпиад по химии и биологии, проводимых среди студентов направлений образования «химия» и «биология» высших образовательных учреждений, а также призеров престижных международных олимпиад по предметам «химия» и «биология» в рамках выделенной квоты, без сдачи экзаменов на основе государственного гранта;
проведении начиная с 2021/2022 учебного года во всех высших образовательных учреждениях, подготавливающих кадры по направлениям «химия» и «биология», а также среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ своих многоэтапных (район (город) – область – высшее образовательное учреждение) олимпиад по предметам «химия» и «биология» с принятием на учебу победителей данных олимпиад, занявших 1–3-е места, без сдачи экзаменов за счет собственных средств высших образовательных учреждений.
12. Министерству высшего и среднего специального образования и Министерству финансов внедрить начиная с 2021 года порядок установления профессорам-преподавателям, подготовившим победителей международных и республиканских олимпиад по предметам «химия» и «биология», единовременной надбавки в размере 100 процентов месячной заработной платы, профессорам-преподавателям, ведущим кружки для студентов по предметам «химия» и «биология», – надбавки в размере 25 процентов месячной заработной платы на протяжении учебного года за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений.
13. Установить, что:
выпускники высших образовательных учреждений, получившие диплом с отличием по направлениям образования «химия» и «биология», принимаются на специальности магистратуры данных высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе без сдачи дополнительных экзаменов;
внедряется порядок приема в базовую докторантуру магистров, закончивших с отличием обучение по специальностям «химия» и «биология» высших образовательных учреждений, на основании решения Совета высшего образовательного учреждения, без сдачи экзаменов, напрямую в рамках квоты.
14. Утвердить Целевую программу по обеспечению сотрудничества научных организаций направлений «химия» и «биология» с отраслевыми предприятиями (далее – Целевая программа) согласно приложению № 6.
Обеспечить:
отраслевым предприятиям, закрепленным за научными организациями, – своевременное и полное выделение средств, предусмотренных на мероприятия, реализуемые каждой научной организацией, включенной в Адресную программу;
Академии наук совместно с Министерством инновационного развития – предоставление в установленном порядке по требованию отраслевых предприятий разработок научных организаций в рамках Адресной программы с ежеквартальным внесением в Кабинет Министров до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, аналитической информации о результатах проведенной работы.
15. Утвердить Программу организации коммерциализации перспективных научных разработок научных организаций направлений «химия» и «биология» (далее – Программа коммерциализации) согласно приложению № 7.
Обеспечить:
Министерству инновационного развития, министерствам и ведомствам, ответственным за организацию коммерциализации научных разработок, – своевременную качественную координацию реализации мероприятий, определенных в Программе коммерциализации.
16. Установить, что источниками финансирования разработок, включенных в Программу коммерциализации, являются:
средства органов хозяйственного управления и предприятий, ответственных за коммерциализацию научных разработок;
средства Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития;
грантовые средства, выделенные Агентству по делам молодежи Республики Узбекистан на реализацию инновационных, прикладных и перспективных стартап-проектов молодежи;
иные источники, не запрещенные законодательством.
17. Министерству инновационного развития принять меры по:
привлечению на постоянной основе в состав соответствующих научно-технических советов по направлениям науки и профильных экспертных групп ученых и специалистов Академии наук;
оказанию содействия в коммерциализации результатов завершенных прикладных и инновационных проектов в рамках государственных программ научной деятельности в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы.
18. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Академией наук и Министерством инновационного развития разработать региональные программы научной деятельности, направленные на решение научно-технических проблем в направлениях «химия» и «биология», начиная с 2021 года ежегодно в срок до 10 декабря вносить их в Республиканский совет по науке и технологиям.
19. Дополнить Перечень товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется государственными заказчиками по прямым договорам, утвержденный постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2018 года № ПП–3953 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», пунктом следующего содержания:
«38. Закупка реактивов и реагентов в целях проведения исследований бюджетными организациями, участвующими в реализации проектов государственных программ научной деятельности».
20. Министерству финансов выделить средства на расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, в пределах утвержденных бюджетных параметров на 2021 год, с 2022 года – предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
21. Установить, что:
координация качественного и своевременного выполнения поручений, определенных в Целевой программе, проведение мониторинга на системной основе, а также обеспечение ежеквартального представления до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, обобщенной аналитической информации в Кабинет Министров осуществляется руководителями ответственных министерств и ведомств.
При этом:
Министерству народного образования, Агентству – регулярно проводить соответствующие организационные меры для повышения качества преподавания предметов «химия» и «биология» в общих средних образовательных учреждениях, развития в регионах деятельности школ, специализированных на данных предметах, а также создания новых базовых специализированных школ и специализированных школ;
Министерству высшего и среднего специального образования, ректорам соответствующих высших образовательных учреждений – регулярно проводить соответствующие организационные меры для координации оказания учебно-методической помощи средним специальным, профессиональным образовательным учреждениям, действующим и создаваемым новым государственным общеобразовательным учреждениям, специализированным на химии и биологии, а также эффективного преподавания предметов «химия» и «биология» в данных образовательных учреждениях;
Академии наук, руководителям соответствующих научных организаций – регулярно проводить соответствующие организационные меры для оказания научно-методической помощи по обеспечению эффективного учебного процесса на факультетах, кафедрах и в лабораториях, специализированных на направлениях «химия» и «биология»;
Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук, руководителям соответствующих научных и высших образовательных учреждений – регулярно проводить соответствующие организационные меры для создания наукоемкой продукции, направленной на научное решение существующих проблем в отраслях производства, а также оказания содействия в повышении научно-кадрового потенциала данных структур.
22. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
О результативности настоящего постановления информировать Президента Республики Узбекистан 1 января и 1 июля 2021 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
12 августа 2020 года.