О мерах по повышению качества непрерывного образования и результативности науки по направлениям «химия» и «биология»

Постановление

Президента Республики Узбекистан

Развитие в нашей стране предметов «химия» и «биология», повышение качества образования и результативности науки в данных направлениях определены одними из приоритетных задач Государственной программы «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

Наряду с этим углубленное обучение юношей и девушек по предметам «химия» и «биология» даст толчок строительству новых производственных предприятий в регионах, ускоренному развитию отраслей фармацевтической, нефтегазовой, химической, горнодобывающей и пищевой промышленности, создающих высокую добавленную стоимость, в конечном итоге создаст прочную основу для улучшения условий жизни и повышения доходов населения.

Вместе с тем особо следует отметить, что качество преподавания по предметам «химия» и «биология» не отвечает современным требованиям, морально устарели методология обучения и лаборатории, не внедрены механизмы достойного стимулирования труда учителей в общеобразовательных школах.

Кроме того, не налажены тесная взаимосвязь, эффективный диалог и сотрудничество между учреждениями среднего специального, профессионального, высшего образования, научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями отрасли по подготовке кадров и использованию научных результатов.

В целях кардинального повышения качества образования
по предметам «химия» и «биология», внедрения совершенно новой системы обучения данным предметам в общеобразовательных школах, обеспечения образовательных учреждений современными лабораториями, учебниками и иным учебным инвентарем, привлечения квалифицированных учителей и наставников в данные направления, налаживания тесного взаимодействия и сотрудничества между сферами образования, науки и производства в подготовке кадров и использовании научных результатов:

1. Согласиться с предложениями Агентства по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (далее – Агентство), Министерства инновационного развития, Академии наук, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, предприятий химической, фармацевтической, нефтегазовой промышленности, учителей и наставников по предметам «химия» и «биология», преподавателей и научных работников, обладающих многолетним опытом, о:

поэтапном создании в каждом регионе республики 14 базовых школ, специализированных на химии и биологии (далее – базовые специализированные школы), приравнивании Специализированной школы-интерната юных биологов и химиков имени Абу Али ибн Сино к статусу данных школ;

поэтапном создании в районах (городах) республики 150 специализированных школ с углубленным изучением химии и биологии (далее – специализированные школы);

закреплении 55 кафедр высших образовательных учреждений за базовыми специализированными школами и специализированными школами для координации эффективного обучения предметам «химия» и «биология» в данных школах;

закреплении производственных предприятий за 47 профессиональными образовательными учреждениями, подготавливающими кадры среднего звена по специальностям, соответствующим направлениям «химия» и «биология», с целью эффективного налаживания системы подготовки кадров среднего звена для отраслей производства;

закреплении 11 научно-исследовательских институтов Академии наук и отраслей производства за 74 кафедрами высших образовательных учреждений для эффективной организации учебного процесса в направлениях «химия» и «биология» и развития предметов в высших образовательных учреждениях.

2. Утвердить Перечень закрепления кафедр высших образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений и отраслей производства за создаваемыми базовыми специализированными школами и специализированными школами согласно приложению № 1.

Создать Комиссию по организации деятельности базовых специализированных школ и специализированных школ (Мусаев Б.А.) в составе согласно приложению № 2, возложить на нее реализацию в срок до 1 декабря 2020 года следующих задач:

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента налаживание деятельности базовых специализированных школ и специализированных школ на базе общеобразовательных школ с предварительным изучением потенциала, интереса учащихся к предметам «химия» и «биология», а также требований родителей учащихся данных общеобразовательных школ;

внесение на утверждение в Кабинет Министров Адресной программы по укреплению материально-технической базы, укомплектованию, повышению квалификации и переподготовке высококвалифицированных педагогических кадров базовых специализированных школ и специализированных школ.

3. Утвердить:

Перечень закрепления отраслей производства за профессиональными образовательными учреждениями, подготавливающими кадры среднего звена по специальностям, соответствующим направлениям «химия» и «биология», согласно приложению № 3;

Перечень закрепления научно-исследовательских институтов Академии наук и отраслей производства за кафедрами высших образовательных учреждений согласно приложению № 4;

Целевую программу по повышению качества непрерывного образования и результативности научных исследований и инновационных работ, проводимых по направлениям «химия» и «биология», на 2020–2025 годы (далее – Целевая программа) согласно приложению № 5.

4. Установить, что налаживается сотрудничество:

кафедр высших образовательных учреждений – по эффективной организации учебного процесса, привлечению к образовательному процессу профессоров-преподавателей и одаренных студентов, организации мастер-классов, кружков и летних школ в закрепленных базовых специализированных школах и специализированных школах;

хозяйственных объединений, производственных предприятий и кластеров – по закреплению на практике теоретических знаний, развитию традиций «наставник – ученик» и оказанию содействия в профессиональном обучении учащихся в профессиональных образовательных учреждениях, подготавливающих кадры среднего звена по специальностям, соответствующим закрепленным направлениям «химия» и «биология»;

научно-исследовательских институтов Академии наук, хозяйственных объединений, производственных предприятий и кластеров – по обеспечению эффективного учебного процесса по направлениям «химия» и «биология», достижению интеграции науки и производства, прохождению преддипломной практики под руководством ведущих специалистов отрасли, созданию условий для непосредственного ознакомления студентов и профессоров-преподавателей с правилами пользования лабораториями и производственными процессами, осуществлению практического руководства по защите магистерских и докторских диссертаций, оказанию содействия во внедрении на практике результатов научных работ, коммерциализации научных разработок в закрепленных высших образовательных учреждениях.

При этом закрепляемые организации оказывают непосредственное содействие в обеспечении учебниками, лабораторным оборудованием и инвентарем, организации повышения квалификации и прохождения стажировки преподавателей, привлечении зарубежных специалистов, участии молодежи в престижных международных олимпиадах, а также возмещении других расходов базовых специализированных школ и специализированных школ, учреждений высшего и профессионального образования, научно-исследовательских учреждений.

Агентству по управлению государственными активами совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить рассмотрение на наблюдательных советах закрепляемых хозяйственных объединений вопросов по оказанию содействия в дальнейшем развитии деятельности закрепленных базовых специализированных школ и специализированных школ, учреждений высшего и профессионального образования, научно-исследовательских учреждений.

Предоставить Агентству по управлению государственными активами, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента право внесения изменений в размеры средств, выделяемых закрепляемыми хозяйственными объединениями в разрезе базовых специализированных школ и специализированных школ, расположенных на соответствующей территории по годам.

5. Образовать специальные фонды без статуса юридического лица при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента для дополнительного финансирования деятельности, оснащения, выплаты надбавок учителям, а также финансирования других мероприятий по обучению предметам «химия» и «биология» в школах, специализированных на химии и биологии.

Определить источниками формирования средств специальных фондов:

средства Государственного бюджета;

средства местных бюджетов в размере не менее 1 миллиарда сумов (всего 14 миллиардов сумов) для каждого региона;

дополнительные источники и внебюджетные средства Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

6. Министерству народного образования:

а) наладить в 2020/2021 учебном году поэтапное применение в учебном процессе общих средних образовательных учреждений вариативных учебных планов в области естественных наук, внедряемых в качестве эксперимента для учащихся, проявляющих интерес к предметам «химия» и «биология», а также принять меры для увеличения доли практических занятий в учебных программах естественных наук с целью формирования у учащихся практических навыков;

б) совместно с Агентством, Министерством финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок утвердить План по оценке знаний и педагогического мастерства учителей по предметам «химия» и «биология» специализированных школ и повышению квалификации отобранных кандидатов.

Определить, что исходя из результатов проведенной оценки начиная с 1 января 2021 года на 50 процентов повышается размер установленной надбавки к базовой тарифной ставке учителей по предметам «химия» и «биология», а также руководящих кадров (директора и заместителя директора по специализированным предметам), принятых в специализированные школы и базовые специализированные школы.

Совместно с Агентством, Министерством финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Порядок выплаты надбавок к базовой тарифной ставке учителей по предметам «химия» и «биология», а также руководящих кадров (директора и заместителя директора по специализированным предметам), принятых в специализированные школы и базовые специализированные школы.

7. Государственному центру тестирования совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования, Академией наук и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 февраля 2021 года внедрить Национальную систему сертификации по оценке уровня знаний по предметам «химия» и «биология» (далее – Национальная система сертификации).

Установить, что в рамках Национальной системы сертификации:

определение уровня знаний по предметам «химия» и «биология» и выдача подтверждающего национального квалификационного сертификата (далее – национальный сертификат) осуществляются Государственным центром тестирования в установленном порядке;

определение уровня знаний по предметам «химия» и «биология» осуществляется в дифференцированном порядке;

учащиеся общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, получившие национальный сертификат уровня, предоставляющего льготу, при поступлении в высшие образовательные учреждения освобождаются от сдачи тестовых испытаний по предметам «химия» или «биология» с присуждением им максимального балла соответственно по предметам «химия» или «биология».

8. Министерству высшего и среднего специального образования и Министерству народного образования в срок до 1 декабря 2020 года проанализировать и принять меры для совершенствования программ подготовки преподавателей по предметам «химия» и «биология» на основе опыта зарубежных университетов, предусмотрев в данных программах:

внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;

реализацию совместных образовательных программ, организацию стажировок и привлечение зарубежных специалистов в сотрудничестве с зарубежными образовательными учреждениями;

внедрение передовых критериев оценки деятельности преподавателей.

9. Министерству инновационного развития совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Академией наук Республики Узбекистан начиная с 2021 года организовать национальный конкурс по созданию учебной и научной литературы по предметам «химия» и «биология» для образовательных учреждений на основе передового зарубежного опыта.

Определить, что авторы, признанные победителями по результатам национального конкурса, поощряются единовременным денежным вознаграждением в размере 100 миллионов сумов за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.

10. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования и Академии наук о проведении начиная с 2021 года один раз в каждые два года международных предметных олимпиад по предметам «химия» и «биология» имени Абу Райхана Беруни (далее – международные олимпиады) среди студентов высших образовательных учреждений.

Определить, что внедряется система единовременного вознаграждения и приема на учебу на соответствующие специальности магистратуры высших образовательных учреждений победителей международных предметных олимпиад без сдачи экзаменов на основе государственного гранта.

11. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук, Министерства народного образования и Министерства финансов о:

приеме на учебу на соответствующие специальности магистратуры высших образовательных учреждений победителей республиканских предметных олимпиад по химии и биологии, проводимых среди студентов направлений образования «химия» и «биология» высших образовательных учреждений, а также призеров престижных международных олимпиад по предметам «химия» и «биология» в рамках выделенной квоты, без сдачи экзаменов на основе государственного гранта;

проведении начиная с 2021/2022 учебного года во всех высших образовательных учреждениях, подготавливающих кадры по направлениям «химия» и «биология», а также среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ своих многоэтапных (район (город) – область – высшее образовательное учреждение) олимпиад по предметам «химия» и «биология» с принятием на учебу победителей данных олимпиад, занявших 1–3-е места, без сдачи экзаменов за счет собственных средств высших образовательных учреждений.

12. Министерству высшего и среднего специального образования и Министерству финансов внедрить начиная с 2021 года порядок установления профессорам-преподавателям, подготовившим победителей международных и республиканских олимпиад по предметам «химия» и «биология», единовременной надбавки в размере 100 процентов месячной заработной платы, профессорам-преподавателям, ведущим кружки для студентов по предметам «химия» и «биология», – надбавки в размере 25 процентов месячной заработной платы на протяжении учебного года за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений.

13. Установить, что:

выпускники высших образовательных учреждений, получившие диплом с отличием по направлениям образования «химия» и «биология», принимаются на специальности магистратуры данных высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе без сдачи дополнительных экзаменов;

внедряется порядок приема в базовую докторантуру магистров, закончивших с отличием обучение по специальностям «химия» и «биология» высших образовательных учреждений, на основании решения Совета высшего образовательного учреждения, без сдачи экзаменовнапрямую в рамках квоты.

14. Утвердить Целевую программу по обеспечению сотрудничества научных организаций направлений «химия» и «биология» с отраслевыми предприятиями (далее – Целевая программа) согласно приложению № 6.

Обеспечить:

отраслевым предприятиям, закрепленным за научными организациями, – своевременное и полное выделение средств, предусмотренных на мероприятия, реализуемые каждой научной организацией, включенной в Адресную программу;

Академии наук совместно с Министерством инновационного развития – предоставление в установленном порядке по требованию отраслевых предприятий разработок научных организаций в рамках Адресной программы с ежеквартальным внесением в Кабинет Министров до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, аналитической информации о результатах проведенной работы.

15. Утвердить Программу организации коммерциализации перспективных научных разработок научных организаций направлений «химия» и «биология» (далее – Программа коммерциализации) согласно приложению № 7.

Обеспечить:

органам хозяйственного управления, ответственным
за коммерциализацию научных разработок, – углубленное изучение каждой разработки, включенной в Программу коммерциализации, финансирование в перспективе в соответствии с отдельно разработанными бизнес-планом и сметой расходов с налаживанием на данной основе производства продукции;

Министерству инновационного развития, министерствам и ведомствам, ответственным за организацию коммерциализации научных разработок, – своевременную качественную координацию реализации мероприятий, определенных в Программе коммерциализации.

16. Установить, что источниками финансирования разработок, включенных в Программу коммерциализации, являются:

средства органов хозяйственного управления и предприятий, ответственных за коммерциализацию научных разработок;

средства Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности при Министерстве инновационного развития;

грантовые средства, выделенные Агентству по делам молодежи Республики Узбекистан на реализацию инновационных, прикладных и перспективных стартап-проектов молодежи;

иные источники, не запрещенные законодательством.

17. Министерству инновационного развития принять меры по:

привлечению на постоянной основе в состав соответствующих научно-технических советов по направлениям науки и профильных экспертных групп ученых и специалистов Академии наук;

оказанию содействия в коммерциализации результатов завершенных прикладных и инновационных проектов в рамках государственных программ научной деятельности в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы.

18. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Академией наук и Министерством инновационного развития разработать региональные программы научной деятельности, направленные на решение научно-технических проблем в направлениях «химия» и «биология», начиная с 2021 года ежегодно в срок до 10 декабря вносить их в Республиканский совет по науке и технологиям.

19. Дополнить Перечень товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется государственными заказчиками по прямым договорам, утвержденный постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2018 года № ПП–3953 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», пунктом следующего содержания:

«38. Закупка реактивов и реагентов в целях проведения исследований бюджетными организациями, участвующими в реализации проектов государственных программ научной деятельности».

20. Министерству финансов выделить средства на расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, в пределах утвержденных бюджетных параметров на 2021 год, с 2022 года – предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.

21. Установить, что:

координация качественного и своевременного выполнения поручений, определенных в Целевой программе, проведение мониторинга на системной основе, а также обеспечение ежеквартального представления до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, обобщенной аналитической информации в Кабинет Министров осуществляется руководителями ответственных министерств и ведомств.

При этом:

Министерству народного образования, Агентству – регулярно проводить соответствующие организационные меры для повышения качества преподавания предметов «химия» и «биология» в общих средних образовательных учреждениях, развития в регионах деятельности школ, специализированных на данных предметах, а также создания новых базовых специализированных школ и специализированных школ;

Министерству высшего и среднего специального образования, ректорам соответствующих высших образовательных учреждений – регулярно проводить соответствующие организационные меры для координации оказания учебно-методической помощи средним специальным, профессиональным образовательным учреждениям, действующим и создаваемым новым государственным общеобразовательным учреждениям, специализированным на химии и биологии, а также эффективного преподавания предметов «химия» и «биология» в данных образовательных учреждениях;

Академии наук, руководителям соответствующих научных организаций – регулярно проводить соответствующие организационные меры для оказания научно-методической помощи по обеспечению эффективного учебного процесса на факультетах, кафедрах и в лабораториях, специализированных на направлениях «химия» и «биология»;

Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук, руководителям соответствующих научных и высших образовательных учреждений – регулярно проводить соответствующие организационные меры для создания наукоемкой продукции, направленной на научное решение существующих проблем в отраслях производства, а также оказания содействия в повышении научно-кадрового потенциала данных структур.

22. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

23. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан
Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А.

О результативности настоящего постановления информировать Президента Республики Узбекистан 1 января и 1 июля 2021 года.

         Президент

Республики Узбекистан                       Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

12 августа 2020 года.

 

УзА