Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях эффективной реализации основных задач по организации деятельности подразделений внутреннего антикоррупционного контроля государственных органов и организаций на основе новой системы, определенных на расширенном заседании Национального совета по противодействию коррупции 5 марта 2025 года, а также формирования нетерпимого отношения к коррупции на основе «вакцины добропорядочности» в государственных органах и организациях, постановляю:
I. Приоритетные задачи
1. Определить приоритетными задачами подразделений внутреннего антикоррупционного контроля государственных органов и организаций, хозяйственных обществ, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более (далее – государственные органы и организации):
а) раннее выявление и предупреждение коррупционных проявлений, искоренение причин и условий, им способствующих;
б) устранение коррупциогенных факторов при оказании государственных услуг, предупреждение бытовой коррупции, включая разработку предложений по цифровизации, сокращению бюрократии;
в) проведение антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативно-правовых актов и внесение предложения об отмене выявленных по ее итогам коррупционных норм;
г) принятие мер по недопущению конфликта интересов при осуществлении государственных закупок, а также проведение превентивного изучения по государственным закупкам;
д) регулярное представление в Агентство по противодействию коррупции (далее – Агентство) электронных отчетов о проведенной работе по противодействию коррупции;
е) формирование перечня коррупционных рисков в соответствующих сферах и отраслях, разработку и обеспечение утверждения мер, направленных на их устранение;
ж) внесение предложений по организации деятельности ситуационных центров, предоставляющих возможность осуществления внутреннего антикоррупционного контроля и выявления коррупционных рисков в государственных органах и организациях;
з) ведение пропагандистской и разъяснительной работы по формированию нетерпимого отношения к коррупции, недопущению конфликта интересов и соблюдению правил этики в трудовых коллективах;
и) внесение предложений о популяризации и внедрении положительного опыта по противодействию коррупции.
II. Меры по совершенствованию системы внутреннего антикоррупционного контроля
2. Установить, что:
а) подразделение внутреннего антикоррупционного контроля в своей деятельности подчиняется и подотчетно непосредственно первому руководителю организации, в хозяйственных обществах, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более, – Наблюдательному совету (при отсутствии Наблюдательного совета – руководителю предприятия);
б) первые руководители государственных органов и организаций республиканского уровня назначают на должность и осуществляют координацию деятельности руководителей и работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля территориальных подразделений и структурных организаций государственных органов и организаций;
в) рассмотрение представлений Агентства о материальном стимулировании работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля является обязательным для организаций, в которых указанные работники осуществляют деятельность.
3. Утвердить минимальные критерии создания подразделений внутреннего антикоррупционного контроля в государственных органах и организациях, а также хозяйственных обществах, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более, согласно приложению № 1.
Агентству совместно со Счетной палатой, Агентством по управлению государственными активами, а также иными ответственными министерствами и ведомствами ежегодно осуществлять мониторинг создания подразделений внутреннего антикоррупционного контроля в государственных органах и организациях на основе минимальных критериев, по результатам вносить информацию в Национальный совет по противодействию коррупции.
III. Правовой эксперимент по повышению эффективности системы внутреннего антикоррупционного контроля
4. Внедрить в качестве правового эксперимента на срок до 1 января 2027 года систему, в соответствии с которой:
а) на должность руководителя подразделения внутреннего антикоррупционного контроля Министерства здравоохранения, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства водного хозяйства, АО «Узбекнефтегаз», АО «Узсувтаъминот» (далее – организации проведения эксперимента) назначаются работники Агентства;
б) руководители подразделений внутреннего антикоррупционного контроля организаций проведения эксперимента подчиняются непосредственно Агентству;
в) организация, координация и мониторинг деятельности подразделений внутреннего антикоррупционного контроля организаций проведения эксперимента осуществляются Агентством и организациями проведения эксперимента совместно.
5. В целях эффективного обеспечения исполнения задач, определенных в рамках правового эксперимента:
а) штатные единицы руководителей подразделений внутреннего антикоррупционного контроля организаций проведения эксперимента передаются Агентству на период правового эксперимента;
б) на данные штатные единицы распространяются условия оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты, установленные для начальника отдела Агентства. При этом расходы по оплате труда для этой должности, а также разница в размере заработной платы, выплачиваемой для этой должности в Агентстве и организациях проведения эксперимента, покрываются за счет:
— средств государственного бюджета – для работников Агентства, осуществляющих деятельность в Министерстве здравоохранения, Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерстве водного хозяйства;
— средств АО «Узбекнефтегаз», АО «Узсувтаъминот», перечисляемых на внебюджетный казначейский лицевой счет Агентства, – для работников Агентства, осуществляющих деятельность в этих акционерных обществах.
6. Агентству (Бурханов А.) совместно с организациями проведения эксперимента:
а) в месячный срок определить на период правового эксперимента ключевые показатели эффективности деятельности (KPI) работников подразделения внутреннего антикоррупционного контроля организаций проведения эксперимента;
б) каждые полгода представлять в Национальный совет по противодействию коррупции информацию о ходе реализации правового эксперимента;
в) в двухмесячный срок принять совместное решение о регулировании хода проведения правового эксперимента;
г) на основе анализа результатов правового эксперимента внести до 1 января 2027 года обоснованные предложения о внедрении данной системы также в другие государственные органы и организации.
IV. Повышение квалификации и оценка эффективности деятельности работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля
7. Определить Агентство специальным уполномоченным органом по координации и методическому обеспечению деятельности подразделений внутреннего антикоррупционного контроля государственных органов и организаций, проведению стажировки, аттестации и повышению квалификации их работников.
8. Установить, что ответственные работники подразделений внутреннего антикоррупционного контроля государственных органов и организаций, назначенные на должность в первый раз, проходят двухнедельную стажировку в следующем порядке:
а) руководители и работники подразделений внутреннего антикоррупционного контроля центрального аппарата государственных органов и организаций – в Агентстве;
б) работники территориальных подразделений и структурных организаций, ответственные за противодействие коррупции, – в подразделениях внутреннего антикоррупционного контроля центрального аппарата государственных органов и организаций.
9. Агентству обеспечить:
а) совместно с государственными органами и организациями проведение краткосрочных курсов повышения квалификации по противодействию коррупции и комплаенс-контролю для руководителей и работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля – на ежегодной основе, аттестации указанных руководителей и работников в установленном законодательством порядке – каждые три года;
б) в трехмесячный срок – разработку и внесение в Кабинет Министров в установленном порядке проекта постановления правительства, предусматривающего:
— утверждение Типового положения о подразделениях внутреннего антикоррупционного контроля государственных органов и организаций;
— установление порядка согласования с Агентством назначения на должность и освобождения от должности руководителей и работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля;
— утверждение ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля и установление порядка их оценки;
— установление порядка повышения квалификации, стажировки и аттестации работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля;
в) в трехмесячный срок – разработку и утверждение в установленном порядке профессиональных стандартов работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля;
г) в срок до 1 июля 2025 года на электронной платформе «E-anticor.uz» – запуск электронного модуля, предоставляющего возможность ведения электронного реестра руководителей и работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля, представления в электронной форме отчетов о выполненной работе по противодействию коррупции, проведения анонимных опросов и информирования общественности об их результатах;
д) представление каждые полгода в Национальный совет по противодействию коррупции информации о результатах оценки деятельности работников подразделений внутреннего антикоррупционного контроля на основе ключевых показателей эффективности (KPI).
V. Финансовые ресурсы
10. Определить финансирование расходов, связанных с созданием модуля по функциональному расширению электронной платформы
«E-anticor.uz», за счет внебюджетных средств Агентства, средств, выделенных международными и национальными донорами, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
VI. Организация, обеспечение и контроль исполнения постановления
11. Агентству совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Агентством информации и массовых коммуникаций организовать работу по широкому освещению целей, задач настоящего постановления и ожидаемых результатов в средствах массовой информации и сети Интернет.
12. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
13. Агентству (Бурханов А.) в двухмесячный сроксовместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
14. Обсуждение каждые полгода хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
21 апреля 2025 года.