За истекший период проделана значительная работа по созданию и развитию сырьевой базы, реализации качественной и конкурентоспособной винодельческой и алкогольной продукции (далее – алкогольная продукция), наращиванию экспортного потенциала, а также привлечению иностранных инвестиций в данную сферу.
Вместе с тем ряд системных проблем и недостатков не позволяет внедрять в отрасль передовые технологии производства, переработки и реализации алкогольной продукции, обеспечить стабильный рост экспортного потенциала, создать эффективную систему управления отраслью, в том числе:
первое, резкое сокращение площадей технических сортов винограда, слабое внедрение передовых методов их выращивания, низкая урожайность виноградников, а также недостаточная мотивация фермерских хозяйств стали системной причиной снижения объемов производства винодельческой продукции и неэффективного использования перерабатывающих мощностей;
второе, недостаточная эффективность применяемой технологической политики по обновлению и техническому перевооружению предприятий, производящих пищевой этиловый спирт, пивоваренную, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию, не способствует оказанию им содействия в эффективном решении имеющихся проблем, а также создании новых и модернизации имеющихся производств;
третье, плановый метод управления прогнозированием объемов производства алкогольной продукции не позволяет производителям самостоятельно определять объем производства с учетом реального положения дел на рынке сбыта, а также увеличивать долю экспорта и продвигать национальный бренд на зарубежные рынки;
четвертое, низкий уровень внедрения автоматизированных систем контроля и учета алкогольной продукции создает условия для оборота недоброкачественной и несертифицированной алкогольной продукции;
пятое, наличие в составе АО «Узвиносаноат-холдинг» непрофильных предприятий и организаций приводит к излишним финансовым затратам, а также малой эффективности их деятельности в отрасли;
шестое, недостаточный уровень международного сотрудничества влияет на возможности привлечения квалифицированных зарубежных специалистов для совершенствования производственного цикла, усиления маркетинговой политики и брендирования алкогольной продукции, ее продвижения на новые рынки сбыта.
В целях коренного совершенствования производства и реализации алкогольной продукции, внедрения современных технологий управления отраслью, привлечения иностранных инвестиций и увеличения экспортного потенциала предприятий, а также в соответствии с Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Принять предложения АО «Узвиносаноат-холдинг», Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешней торговли и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:
переименовании АО «Узвиносаноат-холдинг» и его Фонда реконструкции и развития в АО «Узшаробсаноат» и Фонд развития АО «Узшаробсаноат» соответственно;
ликвидации ООО «Винагроимпекс» в установленном порядке;
выведении из состава АО «Узшаробсаноат» непрофильных предприятий согласно приложению № 1.
2. Установить, что:
с 1 апреля 2018 года исключается требование об установлении срока годности винодельческой продукции и производителям такой продукции предоставляется право самостоятельно определять срок ее хранения;
с 1 июля 2018 года предприятиям-производителям алкогольной продукции предоставляется право реализовывать в розницу собственную винодельческую продукцию в призаводских дегустационных зонах (местах), организуемых по туристским маршрутам;
с 1 января 2019 года деятельность по производству натуральных вин, виноматериалов и коньячного спирта, а также переработке винограда могут осуществлять предприятия, имеющие плантации площадью не менее 100 гектаров по выращиванию плодоносящих технических сортов винограда, а также дубовые бочки для хранения и выдержки винно-коньячной продукции, наряду с соблюдением иных требований, предусмотренных законодательством;
с 1 января 2019 года отменяется лицензирование деятельности по производству натуральных виноградных вин, выработанных из сырья собственных виноградных плантаций, с отнесением таких вин к категории сельскохозяйственной продукции;
АО «Узшаробсаноат» входит в состав Комплекса по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма Кабинета Министров Республики Узбекистан;
предоставление земельных участков для выращивания технических сортов винограда осуществляется по согласованию с АО «Узшаробсаноат» и Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам с учетом уровня плодородия почвы, наличия источников водоснабжения, необходимых для получения высокого урожая.
3. Образовать Специальную комиссию по проведению инвентаризации существующих виноградников по выращиванию технических сортов винограда и подготовке предложений для дальнейшего совершенствования винодельческой отрасли (далее – Специальная комиссия) в составе согласно приложению № 2.
Специальной комиссии (Холмурадов С.Р.):
а) с выездом на места провести в разрезе областей и районов (городов) тщательную инвентаризацию виноградников по выращиванию технических сортов винограда, в том числе находящихся в ведении фермерских хозяйств, изучить рациональность и степень эффективности их использования;
б) по итогам инвентаризации в срок до 1 июля 2018 года внести проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий утверждение Программы мер по дальнейшему развитию винодельческой отрасли в республике на 2018–2023 годы, обратив особое внимание на реализацию следующих важнейших задач:
глубокое изучение прогрессивного опыта зарубежных стран в сфере выращивания, размножения, переработки известных и перспективных сортов винограда, использование агротехнических, карантинных и инновационных технологий в винодельческой отрасли;
внедрение широко применяемых за рубежом рыночных механизмов производства винодельческой продукции, в том числе кооперации между производителем и переработчиком, кластерной модели, с определением конкретных источников их финансирования;
выращивание в республике генетически новых, известных и перспективных сортов винограда, пользующихся большим спросом на мировом рынке, в том числе посредством метода микроклонального размножения, а также создания коллекций генофонда винограда in vitro;
укрупнение площади каждой плантации технического сорта винограда в размере не менее 100 гектаров в целях уменьшения затрат на проведение агротехнических и карантинных мероприятий, повышения урожайности, а также развития инфраструктуры по переработке винограда приоритетно с земельных площадей, указанных в приложении № 3;
выделение предприятиям АО «Узшаробсаноат» земельных участков, в том числе в предгорных районах, пригодных для выращивания технических сортов винограда, с доведением к концу 2021 года площадей собственных плантаций предприятий АО «Узшаробсаноат» до 10 тысяч гектаров с учетом их укрупнения в соответствии с настоящим пунктом;
создание на территории республики мощностей по производству техники и оборудования, используемых в виноделии и виноградарстве, а также конструкторских бюро по разработке агротехнических средств в данной сфере;
расширение внедрения системы капельного орошения на плантациях технических сортов винограда с учетом их почвенной специфики;
реализация карантинных мер по защите посадочного материала от различных вирусов и бактерий, в том числе микоплазм и бактериального рака;
своевременное обеспечение производителей винодельческой продукции горюче-смазочными материалами, удобрениями и другими средствами защиты растений по льготным ценам на первые пять лет формирования плантаций технических сортов винограда;
формирование Единого реестра плантаций технических сортов винограда, включающего сведения о производителе, земельном участке, состоянии, сорте, времени закладки, урожайности и других характеризующих показателях виноградника;
создание комплексов по производству посадочного материала и региональных питомников для размножения и выращивания технических сортов винограда, выведенных методом микроклонального размножения, с проведением ими экспресс-методов оценки адаптивности сортов плодовых культур, соответствия условий среды эколого-генетическому потенциалу растений;
обеспечение высадки на реконструируемых и вновь создаваемых плантациях технических сортов винограда только сертифицированного посадочного материала;
разработка проекта Закона Республики Узбекистан «О виноделии и виноградарстве», детально устанавливающего правовые основы виноделия и виноградарства, основные направления деятельности государства по стимулированию их развития, вопросы выращивания, переработки, реализации винодельческой продукции, учета и контроля ее оборота на рынке, а также другие важные аспекты в данных сферах.
Предоставить Специальной комиссии право привлекать к ее работе руководителей и специалистов министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, экспертов, в том числе зарубежных, а также представителей диппредставительств Республики Узбекистан в иностранных государствах для качественного и своевременного выполнения поставленных задач.
5. Республиканской комиссии по лицензированию деятельности по производству этилового спирта, алкогольной продукции, ферментации табачного сырья и производству табачных изделий в срок до 1 апреля 2018 года на основе критического пересмотра действующих лицензионных требований внести предложения по совершенствованию порядка лицензирования производства алкогольной продукции, в том числе внедрению системы квотирования выпуска крепкой алкогольной продукции взамен требования об использовании имеющихся годовых производственных мощностей по производству такой продукции не менее чем на 60 процентов.
6. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан выявить конкретные источники водоснабжения, а также подготовить гидрогеологическое обоснование для перспективного размещения плантаций технических сортов винограда с учетом дальнейшего налаживания на их территории деятельности объектов производства;
оказать всестороннее содействие в выдаче разрешений на бурение скважин на воду для орошения территории плантаций технических сортов винограда.
7. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством инновационного развития, Министерством сельского хозяйства, АО «Узшаробсаноат», Научно-исследовательским институтом по садоводству, виноградарству и виноделию имени академика М.Мирзаева, другими заинтересованными ведомствами и учреждениями в срок до 1 июня 2018 года:
изучить, в том числе с выездом на места, прогрессивный опыт зарубежных стран в сфере выращивания и размножения известных технических сортов винограда в целях импорта востребованных видов посадочного материала с учетом местных природно-климатических и других условий;
по итогам изучения внести в Специальную комиссию конкретные предложения по созданию соответствующих питомников по выращиванию и размножению известных технических сортов винограда, а также налаживанию на территории республики современного производственного комплекса по выращиванию известных сортов посадочного материала.
8. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан и АО «Узшаробсаноат» реализовать мероприятия по ускорению внутригосударственных процедур и в срок до 1 мая 2018 года обеспечить подачу заявки Республики Узбекистан на вступление в Международную организацию виноделия и виноградарства.
9. Внедрить в практику:
ежегодное проведение в республике фестиваля вина и Международного дегустационного конкурса с широким привлечением аккредитованных в стране дипломатических представительств, иностранных туристов, представителей винодельческой отрасли различных стран, экспертов, специалистов;
регулярное проведение в зарубежных странах выставок-ярмарок отечественной винодельческой продукции.
АО «Узшаробсаноат» в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Правительства о проведении в 2018 году в г. Ташкенте фестиваля вина и Международного дегустационного конкурса.
10. Министерству иностранных дел, Министерству внешней торговли Республики Узбекистан на постоянной основе оказывать содействие АО «Узшаробсаноат» в:
ежегодном проведении фестиваля вина и Международного дегустационного конкурса с широким привлечением аккредитованных в стране дипломатических представительств, международных организаций, иностранных компаний и учреждений;
проведении в зарубежных странах выставок-ярмарок отечественной винодельческой продукции.
11. АО «Узшаробсаноат» принять меры по:
привлечению высококвалифицированных зарубежных специалистов для совершенствования производственного цикла, усиления маркетинговой политики и брендирования алкогольной продукции, ее продвижения на новые рынки сбыта;
внедрению глубокой переработки на существующей винодельческой базе производства вторичных продуктов (виноградное масло, пищевые красители и другие виды продукции);
созданию дубового емкостного парка на винно-коньячных предприятиях АО «Узшаробсаноат» для осуществления закладки вин и коньяков на выдержку с целью улучшения качества и увеличения их экспортной стоимости, а также производства емкостей из нержавеющей стали для хранения виноматериалов.
12. Освободить:
производителей технических сортов винограда сроком до 1 января 2025 года от уплаты земельного налога, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур;
винодельческие предприятия сроком до 1 января 2025 года от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые материалы, сырье, средства защиты растений и изделия, не производимые в Республике Узбекистан в достаточном объеме, ввозимые и используемые в производстве винодельческой продукции, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
13. Возложить на АО «Узшаробсаноат» оказание содействия в модернизации и техническом перевооружении предприятий по производству пищевого этилового спирта, пивоваренной, ликеро-водочной, винодельческой и другой алкогольной продукции.
14. Установить, что:
начиная с 1 января 2019 года, предприятия-производители пивоваренной продукции могут входить в состав АО «Узшаробсаноат» в установленном порядке на договорной основе в качестве ассоциированных членов;
коммерческие организации с долей АО «Узшаробсаноат» создаются исключительно по решению наблюдательного совета общества в форме акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью;
планирование объемов производства алкогольной продукции предприятиями АО «Узшаробсаноат» осуществляется на основе решения общего собрания акционеров общества с учетом конъюнктурного анализа спроса и предложения, остатков готовой продукции, а также концепции развития отрасли.
15. Одобрить организационную структуру АО «Узшаробсаноат», а также структуру его исполнительного аппарата с предельной численностью управленческого персонала в количестве 74 единицы согласно приложениям №№ 4 и 5.
Предоставить председателю правления АО «Узшаробсаноат» право вносить, при необходимости, изменения в структуру исполнительного аппарата АО «Узшаробсаноат» в пределах установленной численности управленческого персонала.
16. Определить, что председатель правления АО «Узшаробсаноат» и его заместители избираются общим собранием акционеров общества, утверждаются в должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.
17. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству сельского хозяйства, Министерству экономики, АО «Узшаробсаноат» совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о создании и организации деятельности начиная с 2018/2019 учебного года в Ташкентском химико-технологическом институте факультета по подготовке кадров высшей квалификации для винодельческой отрасли.
18. Определить, что учащиеся профессиональных колледжей, студенты высших образовательных учреждений по направлениям специальности в винодельческой отрасли на систематической основе проходят практику непосредственно на производственных и иных предприятиях, в том числе АО «Узшаробсаноат».
19. Согласиться с предложением АО «Узшаробсаноат» о создании за счет его средств Центра повышения квалификации и переподготовки специалистов в области виноделия при Ташкентском химико-технологическом институте, определив его основными задачами:
повышение уровня знаний и навыков работников винодельческих предприятий путем использования современных достижений науки и техники, информационно-коммуникационных технологий, применения эффективных интерактивных методов обучения;
ознакомление с опытом работы винодельческих предприятий зарубежных стран, в которых виноделие является приоритетным направлением экономики, в том числе организацию на них стажировок отечественных специалистов, привлечение квалифицированных иностранных экспертов для развития винодельческой отрасли;
налаживание тесного сотрудничества с местными и зарубежными научно-исследовательскими, образовательными и другими учреждениями при переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере виноделия, организацию проведения на основе инновационных подходов совместных учебных занятий и курсов для работников винодельческой отрасли.
20. Создать и внедрить с 1 января 2020 года информационную систему контроля и учета движения алкогольной продукции (далее – ИСКУДАП), содержащую детальную информацию обо всех производителях алкогольной продукции, объемах ее производства (вид, наименование и другая информация) и реализации по цепочке «производитель – оптовый продавец – розничный продавец – потребитель», предусмотрев:
разработку ИСКУДАП со стороны ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM»;
источниками финансирования работ по разработке ИСКУДАП – 50 процентов за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и 50 процентов за счет средств Фонда развития АО «Узшаробсаноат»;
формирование межведомственной рабочей группы по координации создания и внедрения ИСКУДАП из числа специалистов Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства экономики, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, Агентства «Узстандарт», АО «Узшаробсаноат», других заинтересованных министерств и ведомств.
Определить окончательными сроками подключения к ИСКУДАП для:
предприятий-производителей алкогольной продукции, в которых доля АО «Узшаробсаноат» составляет 51 процент и более – до 1 января 2022 года;
других предприятий-производителей алкогольной продукции – до 1 июня 2022 года;
специализированных оптовых торговых баз «Шаробсавдо» – до 1 октября 2022 года;
юридических лиц, занимающихся розничной торговлей алкогольной продукции – до 1 декабря 2022 года.
21. Государственному налоговому комитету и Департаменту по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан осуществлять системный контроль за своевременным и полным подключением предприятий к ИСКУДАП.
22. Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2018 года:
с учетом передовой зарубежной практики и фактической конъюнктуры рынка алкогольной продукции, а также по результатам критического изучения деятельности специализированных оптовых торговых баз «Шаробсавдо» внести предложения по расширению рыночных механизмов реализации алкогольной продукции, в том числе путем предоставления производителям права реализовывать собственную продукцию через свои фирменные магазины и другим юридическим лицам, занимающимся оптовой торговлей данной продукции;
внести Программу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере виноделия и виноградарства в ведущих образовательных и научных учреждениях зарубежных стран на 2018–2023 годы за счет средств Фонда развития АО «Узшаробсаноат» и спонсоров с установлением для специалистов обязательств по продолжению трудовой деятельности на предприятиях АО «Узшаробсаноат» после окончания курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
с учетом прогрессивного опыта зарубежных стран внести предложения по пересмотру ограничений по рекламе винодельческой продукции;
организовать критическое изучение деятельности финансовых инспекторов на предприятиях по производству алкогольной продукции с принятием действенных мер по повышению эффективности их деятельности;
утвердить Программу развития и расширения использования альтернативных источников энергии предприятиями АО «Узшаробсаноат».
23. Счетной палате совместно с АО «Узшаробсаноат», Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 августа 2018 года критически изучить загруженность, штатную численность, рациональность расходов, организационные структуры предприятий АО «Узшаробсаноат» и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по их оптимизации и дальнейшему повышению эффективности деятельности в целях сокращения расходов, улучшения производительности труда и рентабельности производства.
24. Центральному банку Республики Узбекистан обеспечить выделение долгосрочных льготных кредитов с действующей процентной ставкой рефинансирования для плантаций технических сортов винограда, приобретения оборудования, техники, комплектующих и других необходимых средств в целях развития винодельческой отрасли сроком на семь лет с льготным периодом не менее пяти лет.
25. Департаменту по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести инвентаризацию объектов розничной торговли на предмет выявления субъектов, осуществляющих реализацию алкогольной и табачной продукции в радиусе менее пятисот метров от образовательных, спортивных и религиозных учреждений.
26. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей оказывать повсеместное содействие АО «Узшаробсаноат» в реализации мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением.
27. АО «Узшаробсаноат» совместно с Министерством юстиции и иными заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
28. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С.Р., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.
Город Ташкент, 28 февраля 2018 года.