В стране проводится масштабная работа по созданию необходимых экономических и организационно-правовых основ для развития сельского и водного хозяйства. При осуществлении структурных преобразований и внедрении механизмов рыночных отношений отдельное внимание уделяется созданию дополнительных условий для фермерских хозяйств.
Динамичное развитие сельскохозяйственного сектора, в свою очередь, влечет значительное потребление водных ресурсов, что может негативно отразиться на обеспечении продовольственной безопасности страны при несвоевременном реагировании на возникающие вызовы и угрозы.
Данное обстоятельство усугубляется наличием нерешаемых на протяжении долгого времени системных проблем в сфере управления сельским и водным хозяйством, в числе которых:
во-первых, разрозненное планирование и обеспечение продовольственной безопасности без действенного механизма взаимодействия уполномоченных органов приводит к размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;
во-вторых, неопределенность конкретных направлений дальнейшего развития сельского и водного хозяйства из-за несформированности четкой долгосрочной политики в данных сферах;
в-третьих, отсутствие эффективной координирующей роли и инициативности уполномоченных органов при принятии оперативных решений по возникающим проблемам;
в-четвертых, неэффективная реализация ответственными ведомствами возложенных на них задач, в том числе в связи с неналаженностью механизма сбора, анализа и обмена достоверной информацией;
в-пятых, отсутствие независимого контроля в области сельского хозяйства, продовольственной безопасности и водопотребления, в результате чего не уделяется должного внимания работе по модернизации и техническому оснащению отраслей, остается низким уровень внедрения инновационных технологий и разработок.
В целях налаживания действенной работы по стратегическому планированию политики в области сельского хозяйства, продовольственной безопасности и водопотребления, основанной на глубоком анализе их фактического состояния и перспектив развития, коренного совершенствования системы управления по данным направлениям, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 12 февраля 2018 года № УП–5330 «Об организационных мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления сельским и водным хозяйством» на базе Министерства сельского и водного хозяйства образованы Министерство сельского хозяйства и Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан:
реализацию единой политики в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности, направленной на комплексную модернизацию отрасли, внедрение достижений науки и техники, современных ресурсосберегающих и интенсивных агротехнологий, передового опыта в сельское хозяйство;
координацию деятельности государственных органов, органов хозяйственного управления и других организаций в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Узбекистан;
повышение экспортного потенциала отраслей экономики путем производства конкурентоспособной продукции, проведение глубоких маркетинговых исследований конъюнктуры рынков, привлечение иностранных инвестиций и средств безвозмездного технического содействия (грантов);
организацию формирования запасов сельскохозяйственной и продовольственной продукции в объемах, необходимых для круглогодичного и бесперебойного обеспечения населения по стабильным ценам;
обеспечение углубленной переработки сельскохозяйственной продукции, совершенствования механизмов государственно-частного партнерства, а также стимулирования участия субъектов предпринимательства в социально-экономическом развитии территорий;
разработку комплексных целевых, отраслевых и территориальных программ, направленных на обеспечение динамичного и сбалансированного развития сельского хозяйства, продовольственной безопасности страны, повышение уровня занятости и доходов сельского населения, сохранение стабильного уровня цен на продовольственную продукцию на внутреннем рынке;
обеспечение на системной основе тесной интеграции образования, науки и сельскохозяйственного производства, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отраслей сельского хозяйства в высококвалифицированных профильных специалистах.
3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан:
реализацию единой политики в сфере управления водными ресурсами, а также координацию деятельности государственных органов, органов хозяйственного управления и других организаций в области рационального использования и охраны водных ресурсов, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;
устойчивое и рациональное обеспечение территорий и отраслей экономики водными ресурсами, принятие мер по обеспечению улучшения и устойчивости мелиоративного состояния земель;
обеспечение надежного функционирования системы ирригации и мелиорации, водохранилищ, насосных станций и других водохозяйственных и гидротехнических сооружений, организацию защиты крупных и особо важных объектов водного хозяйства;
повышение ответственности водопользователей и водопотребителей за бережное и рациональное использование водных ресурсов, повышение уровня культуры водопользования;
внедрение достижений науки и техники, современных водосберегающих технологий, передового опыта в отрасли водного хозяйства, инновационных методов управления системой водного хозяйства и водопользования;
организацию системы повышения квалификации специалистов в области водного хозяйства, усиление интеграции водохозяйственных организаций с образовательными и научными учреждениями, принятие мер по внедрению в практику достижений науки;
развитие межгосударственных отношений по управлению и использованию трансграничных водных ресурсов, привлечение иностранных инвестиций и средств технического содействия (грантов), а также активное участие в деятельности международных организаций в области водного хозяйства.
4. Образовать:
Инспекцию по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Инспекция), ответственную за осуществление контроля за состоянием агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности, исполнением требований законодательства и нормативных документов в данной области;
с 1 июля 2018 года на базе Агентства по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий и Центра по реализации инвестиционных проектов в сельском и водном хозяйстве Агентство по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения (далее – Агентство), ответственное за содействие в разработке и реализации проектов, в том числе инвестиционных, входящее в состав Комплекса по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Принять к сведению, что Агентство является правопреемником Агентства по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий и Центра по реализации инвестиционных проектов в сельском и водном хозяйстве по их правам, обязательствам и договорам.
5. Упразднить с 1 августа 2018 года:
Государственную хлебную инспекцию при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
Главную государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием машин и оборудования;
Главную государственную инспекцию по племенному делу в животноводстве;
Республиканскую водную инспекцию «Узсувназорат»;
Государственный центр по сертификации и контролю качества семян сельскохозяйственных культур «Уздавуругназоратмарказ».
Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан оказать содействие в трудоустройстве работников упраздняемых ведомств и учреждений.
6. Министерству внутренних дел совместно с Инспекцией в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по перераспределению задач и функций Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования.
7. Принять предложение Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, АО «Узпахтасаноат» и АК «Уздонмахсулот» о:
создании на базе Республиканского центра по семеноводству хлопчатника и Республиканского центра по семеноводству зерновых колосовых культур Центра по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, ответственного за формирование единой и современной системы подготовки и использования семян, в том числе посевных семян хлопчатника и зерновых колосовых;
внедрении порядка переработки выращенных в целях получения посевных семян хлопка-сырца и зерновых колосовых культур в специализированных предприятиях по подготовке посевных семян с последующим их раздельным хранением.
Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с АО «Узпахтасаноат» и АК «Уздонмахсулот» в двухмесячный срок обеспечить специализацию отдельных предприятий по подготовке посевных семян, цехов и хранилищ для посевных семян хлопчатника и зерновых колосовых, а также внесение предложений по их последующей поэтапной передаче Центру по развитию семеноводства.
Инспекции обеспечить строгий контроль за соблюдением требований по заказу, заготовке, раздельной переработке и хранению посевных семян хлопчатника и зерновых колосовых культур.
8. Образовать на базе Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства Научно-производственный центр сельского хозяйства и продовольственного обеспечения Академии наук Республики Узбекистан с передачей научно-исследовательских учреждений Министерства сельского и водного хозяйства.
Определить, что Центр осуществляет координацию научных исследований в области аграрной науки, проводимых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями страны.
Министерству инновационного развития совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством сельского хозяйства, а также Министерством водного хозяйства в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию деятельности научно-исследовательских учреждений в сфере сельского и водного хозяйства с учетом необходимости проработки новых идей и разработок по актуальным направлениям.
9. Создать на базе Фонда развития материально-технической базы, внедрения инновационных технологий и стимулирования работников Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан:
Фонд развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан;
Фонд развития водного хозяйства при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок организации деятельности создаваемых фондов.
10. Образовать Комиссию по организации деятельности вновь образуемых ведомств и учреждений в системе государственного управления сельским и водным хозяйством в составе согласно приложению.
Комиссии (Мирзаев З.Т.) в установленном порядке обеспечить:
проведение инвентаризации имущества, а также денежных средств упраздняемых ведомств и учреждений, в том числе Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, на предмет их рационального распределения;
организацию мероприятий, связанных с упразднением в соответствии с настоящим Указом ведомств и учреждений, а также созданием материально-технической базы вновь создаваемых структур, их оснащением компьютерной техникой, средствами связи, необходимыми для организации эффективной работы, в том числе посредством передачи зданий и материально-технической базы упраздняемых ведомств и учреждений;
размещение вновь образуемых ведомств и учреждений, их территориальных подразделений, а также решение других вопросов, связанных с организацией их деятельности;
укомплектование вновь образуемых ведомств квалифицированными кадрами, в том числе из числа работников упраздняемых ведомств и учреждений.
11. Принять к сведению, что образование предусмотренных настоящим Указом ведомств и учреждений осуществляется за счет оптимизации штатной численности Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан, а также упраздняемых ведомств и учреждений.
12. Комиссии по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан в месячный срок обеспечить внесение проектов решений по организации деятельности вновь образуемых ведомств и учреждений, а также определению их основных задач, функций и направлений деятельности.
13. Министерству сельского хозяйства, Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан АриповаА.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 17 апреля 2018 года