Указ Президента Республики Узбекистан
Первичным звеном непрерывной образовательной системы является сфера дошкольного образования, имеющая важнейшее значение в формировании здоровой и всесторонне развитой личности ребенка, подготовке его для учебы в школе.

В годы независимости в республике система образования и воспитания, подготовка гармонично развитого поколения поднята до уровня основных приоритетов государственной политики. Однако, проведенный анализ показывает недостаточность качества и результатов осуществляемых мер в системе дошкольного образования.

Так, за последние 20 лет количество дошкольных государственных образовательных учреждений уменьшилось более чем на 45 процентов, а охват детей дошкольными учреждениями в настоящий период составляет около 30 процентов. Существующая материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений не отвечает современным требованиям.

В действующей системе дошкольного образования отсутствуют вариативные программы, недостаточно развиваются альтернативные, гибкие образовательные модели по подготовке детей к школе, а также не внедрены специальные государственные образовательные программы по примеру развитых стран, предусматривающие социально-личностное, эмоциональное, речевое, математическое, физическое и творческое развитие, ознакомление с окружающим миром.

Большинство педагогических кадров государственных дошкольных образовательных учреждений имеет среднее специальное образование, что не обеспечивает должной подготовки детей к школьному обучению.

Кроме этого, из-за отсутствия системного структурного и организационного мониторинга качества дошкольного образования эффективность и качество процесса обучения в дошкольных образовательных учреждениях не соответствуют современным требованиям.

Изучение передового опыта зарубежных стран показывает, что для современных дошкольных образовательных учреждений характерно создание таких условий для развития дошкольников, которые открывают возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, формирования творческих способностей и инициативного поведенческого профиля на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, познавательных диалоговых контактов со взрослыми и сверстниками в сфере его возрастных интересов.

В целях дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования как важнейшего звена единой системы непрерывного образования, создания эффективной системы государственного управления, расширения сети и укрепления материально-технической базы государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений, укомплектования их квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечения максимально полного охвата детей дошкольным образованием, внедрения в воспитательно-образовательный процесс современных образовательных программ и технологий, направленных на всестороннее интеллектуальное, духовно-эстетическое и физическое развитие детей, коренное повышение уровня подготовки детей к школе:

1. Образовать Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан, Министерство дошкольного образования Республики Каракалпакстан, Главное управление дошкольного образования города Ташкента, управления дошкольного образования областей и их отделы в районах (городах).

2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан:

первое, разработку и практическую реализацию единой государственной политики в области дошкольного образования;

второе, создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста с учетом передового зарубежного опыта;

третье, поэтапное обеспечение полного охвата детей дошкольным образованием за счет создания в республике сети конкурирующих между собой государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений, предоставления им налоговых льгот и преференций, выделения бюджетных субсидий, а также внедрения в практику альтернативных форм дошкольного образования и воспитания детей;

четвертое, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных инновационных педагогических технологий, эффективных форм и методов обучения и воспитания, в том числе в негосударственном секторе;

пятое, обеспечение дошкольных образовательных учреждений учебно-методическими, дидактическими материалами, развивающими играми и игрушками, художественной литературой, отражающей национальные культурно-исторические ценности, и прививающими с детства интерес к чтению книг;

шестое, переподготовку и повышение квалификации руководителей и педагогических кадров системы дошкольного образования на базе современных педагогических технологий и методов, способных на высоком профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей;

седьмое, создание системы материального стимулирования работников дошкольных учреждений и привлечение в воспитательно-образовательный процесс опытных, квалифицированных и профессионально мотивированных педагогов и воспитателей;

восьмое, создание условий, направленных на обеспечение воспитанникам дошкольных образовательных учреждений достойных условий содержания детей, включая полноценное, рациональное, сбалансированное, здоровое питание, подвижные игры и упражнения, в объемах и интенсивности, определяемых обоснованными медицинскими предписаниями, с элементами развлекательных и познавательных занятий;

девятое, координацию совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в дошкольных образовательных учреждениях медицинского обслуживания детей и принятие профилактических мер по защите их жизни и здоровья.

3. Передать в установленном порядке все государственные дошкольные образовательные учреждения, независимо от их ведомственной принадлежности, в систему Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан.

4. Установить, что:

Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан является правопреемником Министерства народного образования Республики Узбекистан в части, касающейся вопросов дошкольного образования, по всем его правам, обязательствам и договорам;

решения Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами и гражданами.

5. Образовать на базе Республиканского учебно-методического центра переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений Министерства народного образования Республики Узбекистан Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений (далее – Институт) с включением его в структуру Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан и возложением на него задач по формированию у руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений профильных знаний и навыков по современному менеджменту и педагогическим технологиям, с учетом передового зарубежного опыта.

6. Возложить на Комиссию по критическому изучению и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, утвержденную постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2017 года № ПП-3261 «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования», следующие задачи:

содействие в организации деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан и его территориальных подразделений и в реализации возложенных на них задач;

в двухмесячный срок провести укомплектование центрального аппарата Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан и его территориальных подразделений опытными и квалифицированными специалистами руководящего звена, обладающими глубокими знаниями и способными на высоком профессиональном уровне обеспечить выполнение задач и функций, возложенных на министерство;

изучение в разрезе регионов потребностей системы дошкольного образования в кадрах с высшим образованием и подготовку предложений по результатам анализа по квотам целевого приема в высшие образовательные учреждения педагогического профиля;

разработку и утверждение комплексной программы, обеспечивающей реализацию поэтапного полного охвата детей дошкольным образованием, путем создания в регионах республики дополнительных государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений мощностью 50, 70, 100, 120 и 150 мест, а также внедрение в практику альтернативных форм дошкольного образования и воспитания детей.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести в установленном порядке на утверждение проекты постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Министерства дошкольного образования и о совершенствовании деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан.

8. Министерству народного образования Республики Узбекистан совместно с Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. и министра народного образования Республики Узбекистан Иноятова У.И.

Президент Республики Узбекистан                                       Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 30 сентября 2017 года.