О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров

   Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране проводится последовательная работа по внедрению современных механизмов совершенствования диалога государственных органов с населением, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, а также решению их проблем.

Вместе с тем современный этап реформ в данной сфере свидетельствует о необходимости создания единой системы досудебного рассмотрения споров в государственных органах, превращения медиации, третейских судов и международных арбитражей в эффективные альтернативные институты разрешения споров, заслуживающие доверия граждан и предпринимателей.

В целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы
в судах:

1. Принять к сведению, что:

в соответствии с Экономическим процессуальным кодексом
и Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет
у сторон возможность заключения мирового соглашения
или использования альтернативных методов разрешения спора
и разъясняет их правовые последствия;
создание альтернативных механизмов разрешения споров
в правовом обществе рассматривается в качестве эффективного средства восстановления нарушенных прав физических
и юридических лиц.

2. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан, предусматривающими с 1 августа 2020 года в порядке эксперимента:

создание Апелляционных советов по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и государственными органами (далее – Апелляционный совет) при Государственном таможенном комитете, Государственном комитете по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Внебюджетном пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также хокимиятах Наманганской, Бухарской и Ташкентской областей;

установление порядка рассмотрения Апелляционным советом обращений о нарушении прав и свобод, а также охраняемых законом интересов физических и юридических лиц в результате незаконных действий (решений) либо бездействия государственных органов или должностных лиц.

Определить, что настоящий порядок не исключает права обращения физических и юридических лиц по таким делам непосредственно в другие уполномоченные государственные органы.

3. Определить основными задачами Апелляционного совета:

принятие мер по разрешению споров, возникающих между физическими и юридическими лицами и государственным органом, путем досудебного рассмотрения и принятия заключений;

принятие мер по организации в установленном порядке официального толкования норм законодательства в случае выявления разночтений или неправильной либо противоречивой практики их применения при рассмотрении обращений;

внесение предложений об устранении пробелов
в законодательстве, выявленных при рассмотрении обращений.

4. Установить, что:

состав Апелляционного совета утверждается решением руководителя соответствующего государственного органа
на два с половиной года;

состав Апелляционного совета может состоять из 7–11 членов;

в члены Апелляционного совета принимаются руководители
и работники структурных подразделений центрального аппарата государственных органов, имеющие практический опыт
и пользующиеся авторитетом, а также авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт или научный потенциал
в данной сфере. При этом число членов Апелляционного совета,
не являющихся руководителями или работниками структурных подразделений центрального аппарата государственного органа,
не должно превышать одной пятой части общей численности членов Апелляционного совета;

Апелляционный совет по рассматриваемым вопросам принимает заключение, имеющее рекомендательный характер. Заключение, принятое Апелляционным советом, в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа для рассмотрения, другим заинтересованным сторонам для сведения;

руководитель государственного органа или его заместитель, принявший заключение Апелляционного совета, может учесть
либо отклонить его в письменной обоснованной форме. При этом руководитель государственного органа или его заместитель
в трехдневный срок в письменной или электронной форме уведомляет Апелляционный совет и стороны о принятом решении.
5. Утвердить Положение об Апелляционном совете
по досудебному урегулированию споров между физическими
и юридическими лицами и государственными органами согласно приложению.

6. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):

вести мониторинг деятельности государственных органов,
при которых создаются Апелляционные советы в соответствующем направлении на постоянной основе, оказывать им практическое
и методическое содействие с целью обеспечения эффективного функционирования системы;

до 1 июля 2021 года на основе всестороннего анализа результатов эксперимента, проводимого в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о целесообразности его распространения в дальнейшем и на другие государственные органы.

7. Установить, что разрешается создание и осуществление деятельности в качестве негосударственной некоммерческой организации:

Центра медиации, основанного на объединении профессиональных медиаторов, занимающихся альтернативными методами разрешения споров;

Центра разрешения споров альтернативными методами, основанного на объединении профессиональных медиаторов, третейских судов и международных арбитражей.

8. Определить основными задачами Центра медиации и Центра разрешения споров альтернативными методами (далее – Центры):

создание условий для внедрения процедур разрешения споров альтернативными методами в медиацию, деятельность третейских судов и международных арбитражей;

ведение производства на основе принципа невмешательства
в деятельность, связанную с рассмотрением дел в медиации, третейских судах и международных арбитражах;
организацию учебных курсов для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере медиации, третейских судов
и международного арбитража. При этом подготовка медиаторов ведется на учебных курсах, не превышающих 72 часов, с выдачей сертификата слушателям, успешно окончившим данные курсы;
оказание содействия развитию и широкому распространению медиации и других методов альтернативного разрешения споров
с организацией семинаров, тренингов и конференций в данной сфере.

9. Установить, что Центры:

а) в целях организации обучения слушателей вправе:

привлекать квалифицированных педагогов высших образовательных учреждений, отечественных и зарубежных медиаторов, третейских судей и арбитров, а также квалифицированных специалистов министерств и ведомств
на договорной основе;
налаживать сотрудничество и обмениваться опытом в сфере альтернативных методов разрешения споров с ведущими зарубежными центрами медиации и арбитража, а также привлекать
к разрешению споров зарубежных медиаторов и арбитров;
б) освобождаются от представления отчетов в органы юстиции
о деятельности медиации, третейских судов и международных арбитражей;

в) должны иметь не менее пяти работников, включая руководителя с высшим образованием.

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):

а) проводить среди профессиональных медиаторов,
в третейских судах и международных арбитражах пропагандистскую работу о положительных аспектах образования Центров и осуществлять мониторинг деятельности в данном направлении на постоянной основе, ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о проводимой работе;

б) в двухмесячный срок исходя из передового зарубежного опыта:

разработать типовую программу учебных курсов по подготовке медиаторов;

совместно с Генеральной прокуратурой внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о целесообразности внедрения института медиации в уголовный процесс.

11. Одобрить предложение Ташкентского государственного юридического университета и Центра повышения квалификации юристов об образовании под их учредительством Ташкентского центра медиации.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) совместно с Ташкентским государственным юридическим университетом и Центром повышения квалификации юристов принять меры по организации деятельности Ташкентского центра медиации, в срок до 1 января 2021 года – по обеспечению Ташкентского центра медиации готовым зданием и оборудованием, исходя из опыта стран мира с развитым институтом медиации.

13. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан совместно с хокимиятом города Ташкента:

с 1 июля 2020 года, в порядке эксперимента, выделить
в зданиях центров государственных услуг города Ташкента отдельные помещения для пользования конфликтующими гражданами услуг медиатора;
на основе положительных результатов эксперимента
в срок до 1 апреля 2021 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о распространении данной практики на все здания центров государственных услуг.

14. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке включить в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих профессиональное медиаторство в качестве профессии.

15. Высшему судейскому совету, Верховному суду совместно
с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять необходимые меры по обеспечению размещения
в зданиях всех судов информации о профессиональных медиаторах
и судьях третейских судов, включенных в реестры профессиональных медиаторов и третейских судов.

16. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) на постоянной основе:

совместно с Верховным судом, Министерством иностранных дел и Фондом «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан – организовывать изучение работниками, ответственными
за подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных медиаторов и третейских судей, передового опыта досудебного урегулирования споров в зарубежных государствах;

совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана – принимать меры по трансляции в средствах массовой информации и доведению до сведения населения и субъектов предпринимательства социальных роликов, передач и вещаний о преимуществах института медиации, третейских судов и международных арбитражей в разрешении споров.

17. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о введении начиная
с 2021/2022 учебного года в соответствующих высших образовательных учреждениях специальностей магистратуры
по альтернативным направлениям разрешения споров для сферы медиации, третейских судов и международного арбитража на основе передового зарубежного опыта.
18. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Ташходжаева У.Ш.

          Президент

Республики Узбекистан                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

17 июня 2020 года.

 

УзА