Постановление
Президента Республики Узбекистан
В стране проводится последовательная работа по внедрению современных механизмов совершенствования диалога государственных органов с населением, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, а также решению их проблем.
Вместе с тем современный этап реформ в данной сфере свидетельствует о необходимости создания единой системы досудебного рассмотрения споров в государственных органах, превращения медиации, третейских судов и международных арбитражей в эффективные альтернативные институты разрешения споров, заслуживающие доверия граждан и предпринимателей.
1. Принять к сведению, что:
2. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан, предусматривающими с 1 августа 2020 года в порядке эксперимента:
создание Апелляционных советов по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и государственными органами (далее – Апелляционный совет) при Государственном таможенном комитете, Государственном комитете по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Внебюджетном пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также хокимиятах Наманганской, Бухарской и Ташкентской областей;
установление порядка рассмотрения Апелляционным советом обращений о нарушении прав и свобод, а также охраняемых законом интересов физических и юридических лиц в результате незаконных действий (решений) либо бездействия государственных органов или должностных лиц.
Определить, что настоящий порядок не исключает права обращения физических и юридических лиц по таким делам непосредственно в другие уполномоченные государственные органы.
3. Определить основными задачами Апелляционного совета:
принятие мер по разрешению споров, возникающих между физическими и юридическими лицами и государственным органом, путем досудебного рассмотрения и принятия заключений;
принятие мер по организации в установленном порядке официального толкования норм законодательства в случае выявления разночтений или неправильной либо противоречивой практики их применения при рассмотрении обращений;
4. Установить, что:
состав Апелляционного совета может состоять из 7–11 членов;
Апелляционный совет по рассматриваемым вопросам принимает заключение, имеющее рекомендательный характер. Заключение, принятое Апелляционным советом, в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа для рассмотрения, другим заинтересованным сторонам для сведения;
6. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):
до 1 июля 2021 года на основе всестороннего анализа результатов эксперимента, проводимого в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о целесообразности его распространения в дальнейшем и на другие государственные органы.
7. Установить, что разрешается создание и осуществление деятельности в качестве негосударственной некоммерческой организации:
Центра медиации, основанного на объединении профессиональных медиаторов, занимающихся альтернативными методами разрешения споров;
Центра разрешения споров альтернативными методами, основанного на объединении профессиональных медиаторов, третейских судов и международных арбитражей.
8. Определить основными задачами Центра медиации и Центра разрешения споров альтернативными методами (далее – Центры):
создание условий для внедрения процедур разрешения споров альтернативными методами в медиацию, деятельность третейских судов и международных арбитражей;
9. Установить, что Центры:
а) в целях организации обучения слушателей вправе:
в) должны иметь не менее пяти работников, включая руководителя с высшим образованием.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):
б) в двухмесячный срок исходя из передового зарубежного опыта:
разработать типовую программу учебных курсов по подготовке медиаторов;
совместно с Генеральной прокуратурой внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о целесообразности внедрения института медиации в уголовный процесс.
11. Одобрить предложение Ташкентского государственного юридического университета и Центра повышения квалификации юристов об образовании под их учредительством Ташкентского центра медиации.
12. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) совместно с Ташкентским государственным юридическим университетом и Центром повышения квалификации юристов принять меры по организации деятельности Ташкентского центра медиации, в срок до 1 января 2021 года – по обеспечению Ташкентского центра медиации готовым зданием и оборудованием, исходя из опыта стран мира с развитым институтом медиации.
13. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан совместно с хокимиятом города Ташкента:
14. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке включить в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих профессиональное медиаторство в качестве профессии.
16. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) на постоянной основе:
совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана – принимать меры по трансляции в средствах массовой информации и доведению до сведения населения и субъектов предпринимательства социальных роликов, передач и вещаний о преимуществах института медиации, третейских судов и международных арбитражей в разрешении споров.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Ташходжаева У.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
17 июня 2020 года.