В целях ускоренного развития судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан, формирования правовой основы осуществления судебно-экспертной деятельности негосударственными организациями, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Одобрить предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан о разрешении на создание негосударственных судебно-экспертных организаций с предоставлением им права проведения некоторых видов судебных экспертиз по перечню согласно приложению № 1.
2. Установить, что:
судебные эксперты негосударственных судебно-экспертных организаций проходят курсы по переподготовке и повышению квалификации на платной основе в государственных учреждениях согласно приложению № 2;
лицам, окончившим курсы переподготовки и повышения квалификации в области судебной экспертизы, выдается сертификат судебного эксперта, подтверждающий их профессиональную компетентность
и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к судебным экспертам по соответствующей специализации;
сведения о лицах, получивших сертификат судебного эксперта, включаются в Единый реестр, размещаемый на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан;
производство судебной экспертизы судебным экспертом негосударственных судебно-экспертных организаций не допускается без получения сертификата судебного эксперта в установленном законодательством порядке;
негосударственные судебно-экспертные организации при проведении судебной экспертизы осуществляют функции, имеют права, исполняют обязанности и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения;
при несогласии органа (лица), назначившего судебную экспертизу, с заключением судебной экспертизы, проведенной негосударственной судебно-экспертной организацией, повторная судебная экспертиза осуществляется исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями;
Министерством юстиции Республики Узбекистан ведется рейтинг негосударственных судебно-экспертных организаций, размещаемый на его официальном веб-сайте, в установленном порядке.
3. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности на 2019–2020 годы согласно приложению №3.
4. Предоставить министру юстиции Республики Узбекистан право:
создавать новые подразделения и вводить дополнительные штатные единицы Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Центр) за счет средств, поступающих от предоставления платных услуг, и иных внебюджетных средств Центра и Министерства юстиции Республики Узбекистан;
самостоятельно устанавливать тарифы, цены, расценки на выполняемые работы, услуги, предоставляемые Центром.
5. Освободить государственные судебно-экспертные учреждения и негосударственные судебно-экспертные организации сроком до 1 января 2022 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, реактивы и расходные материалы, ввозимые для обеспечения их деятельности при получении положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан».
6. Установить, что:
при определении должностного оклада работников Центра по утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется в полуторакратном размере;
расходы, связанные с реализацией мероприятия, предусмотренного настоящим пунктом, производятся за счет внебюджетных средств Министерства юстиции Республики Узбекистан и Центра.
Разрешить Центру направлять до 50 процентов средств, поступающих от оказания платных услуг, в Фонд развития бюджетной организации, на мероприятия по социальной защите и материальному стимулированию работников Центра.
7. Определить, что приоритетным направлением развития судебно-экспертной деятельности являются внедрение результатов научных исследований в судебно-экспертную деятельность, совершенствование методики проведения судебных экспертиз, укрепление кадрового потенциала государственных судебно-экспертных учреждений.
Закрепить научно-исследовательские учреждения Академии наук Республики Узбекистан и высшие образовательные учреждения за соответствующими отделами и лабораториями Центра согласно
приложению № 4.
Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан оказывать содействие Центру в подборе судебных экспертов из числа квалифицированных специалистов.
8. Хокиму города Ташкента совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан до 1 марта 2019 года обеспечить приемку в эксплуатацию нового специализированного здания Центра в установленном порядке.
9. Строго предупредить работников органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание и предварительное следствие, о неукоснительном соблюдении принципа независимости судебного эксперта
и недопустимости оказания влияния на профессиональную деятельность судебных экспертов в любых проявлениях, в том числе путем создания излишней бюрократической волокиты и необоснованных вызовов.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 17 января 2019 года.