О мерах по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве института предупредительного правосудия

Постановление Президента Республики Узбекистан

В стране последовательно реализуются меры по реформированию нотариата, становлению его в качестве одного из важнейших институтов обеспечения прав физических и юридических лиц, призванного выполнять функции превентивного правосудия и предотвращения судебных споров.

Вместе с тем, в деятельности нотариальных контор имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих эффективной реализации государственной политики в судебно-правовой сфере и полноценному использованию потенциала нотариата для предупреждения экономических, семейных, наследственных, жилищных, трудовых и иных споров. В частности:

первое, низкий уровень качества и оперативности предоставляемых населению нотариальных услуг, длинные очереди в нотариальных конторах, непрозрачность взимания государственных пошлин и иных сборов, а также имеющиеся бюрократические барьеры и препоны снижают доверие населения к системе нотариата и оставляют возможность для коррупционных проявлений;

второе, действующая система нотариата, выполняющая в основном функцииудостоверительного характера, не отвечает сегодняшним требованиям развития страны, отсутствует широкая практика совершения нотариальных действий непосредственно с выездом в населенные пункты. Система функционирования нотариата отстает от развития общества, которое требует ее перехода к более активной модели оказания комплексных нотариальных услуг;

третье, низкий уровень внедрения современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий, отсутствие должного электронного межведомственного взаимодействия не позволяют оперативно оказывать нотариальные услуги населению и требуют непосредственного физического посещения уполномоченных государственных организаций для сбора необходимых справок и документов. Не применяются аудио- и видеофиксация при оформлении наиболее оспариваемых нотариальных сделок в качестве профилактической меры;

четвертое, система переподготовки и повышения квалификации нотариусов и работников нотариальных контор не позволяет на системной основе решать вопросы формирования корпуса нотариата из числа высококвалифицированных кадров. Учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов не на должном уровне взаимоувязаны с нотариальной практикой;

пятое, длительная и сложная процедура прохождения стажировки не позволяет предпринимать необходимые меры для быстрого заполнения вакантных должностей нотариусов профессионально подготовленными кадрами;

шестое, не сформирован эффективный механизм контроля, в особенности дистанционного, за качеством и оперативностью оказания нотариальных услуг, надлежащим выполнением работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей.

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и в целях повышения роли и значимости института нотариата в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также улучшения качества предоставляемых населению нотариальных услуг:

1. Одобрить и ввести в действие с 1 января 2019 года Перечень дополнительных действий правового и технического характера, осуществляемых нотариусами при удостоверении сделок по принципу «одно окно» в рамках активной модели нотариата, согласно приложению № 1.

Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством внутренних дел, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом
по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственным центром персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан, другими уполномоченными министерствами, ведомствами и организациями:

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты административных регламентов взаимодействия государственных органов и организаций при удостоверении нотариусами сделок по принципу «одно окно» в рамках активной модели нотариата;

обеспечить в установленные сроки создание баз данных и информационных систем для обмена сведениями, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению, а также их интеграцию с Автоматизированной информационной системой «Нотариус».

Верховному суду Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить формирование электронной базы данных лиц, признанных судом недееспособными, с последующей ее интеграцией с Автоматизированной информационной системой «Нотариус».

2. Отменить с 1 января 2019 года требование по обязательному нотариальному удостоверению договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом путем установления порядка обязательной постановки договоров аренды на учет в органах государственной налоговой службы.

Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить Положение о порядке обязательной постановки договоров аренды недвижимого имущества на учет в органах государственной налоговой службы.

3. Установить, что с 1 января 2019 года:

нотариальное удостоверение сделок, связанных с недвижимым имуществом, производится исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности, имеющих степень защиты, серию, порядковый номер и территориальный код, изготавливаемых ГПО «Давлат белгиси»;

процесс подписания завещаний, а также в случаях, предусмотренных частью второй статьи 34 Закона Республики Узбекистан «О нотариате», процесс подписания сделок, заявлений и иных документов подлежат обязательной аудио- и видеофиксации;

при добровольном обращении юридического лица к нотариусу факт принятия решения его коллегиальным органом подлежит нотариальному удостоверению.

4. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан о внедрении с 1 января 2019 года нового порядка совершения нотариальных действий, в соответствии с которым:

установление личности лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, осуществляется путем сканирования отпечатков пальцев и их сопоставления с биометрическими данными паспорта (биометрического проездного документа лица без гражданства);

подтверждение заявителями совершения нотариальных действий осуществляется путем проставления ими подписи на нотариально удостоверяемых документах и сканированием их отпечатков пальцев на соответствующем устройстве.

Государственному центру персонализации при Кабинете Министров, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций оказать техническое содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в приобретении оборудования и устройств, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.

5. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан:

о сокращении срока прохождения стажировки для кандидатов на должность нотариуса с двух лет до одного года;

об отмене требования по прохождению стажировки для кандидатов на должность нотариуса к лицам, проработавшим в должности судьи не менее пяти лет либо на должностях, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью, не менее трех лет.

Установить, что действие настоящего пункта распространяется также на лиц, проходящих стажировку в нотариальных конторах в момент вступления в силу настоящего постановления.

6. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию института нотариата согласно приложению № 2.

Установить, что руководители министерств и ведомств, указанных в «Дорожной карте», несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию предусмотренных в ней мероприятий.

7. Верховному суду Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан критически изучить действующие льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды и размеры установленных государственных пошлин, по результатам внести предложения по оптимизации льгот и ставок государственных пошлин, направленные на расширение практики применения исполнительных надписей нотариусов и снижение нагрузки на судебную систему;

совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан изучить нотариальную и судебную практику в области удостоверения наследства и внести предложения по обеспечению единого подхода в данной сфере.

8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции обеспечить с 1 января 2019 года выдачу на безвозмездной основе нотариальным конторам справок о лицах, давших согласие на приватизацию жилья, в режиме реального времени.

9. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками в месячный срок принять меры по обеспечению всех нотариальных контор специальными кассами с установлением их рабочего времени соответственно рабочему времени нотариальных контор, а также оснащению специальных касс расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек.

Министерству юстиции совместно с Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о получении коммерческими банками вознаграждения от общей суммы государственных пошлин, взыскиваемых нотариусами через специальные кассы коммерческих банков, открытые в зданиях и помещениях нотариальных контор.

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

ввести в практику аудио- и видеотрансляцию в режиме реального времени хода конкурсного отбора кандидатов на должности нотариусов на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан;

в срок до 1 января 2019 года создать централизованную систему дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени в нотариальных конторах с соблюдением тайны нотариальных действий, предусмотрев при этом обеспечение доступа к ней Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органов;

в двухмесячный срок пересмотреть учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов, предусмотрев введение, в том числе предметов по обучению психологическим и иным не связанным с юридической деятельностью дисциплинам и навыкам (управление стрессом, управление конфликтами, эффективная организация рабочего времени);

широко практиковать проведение регулярных семинарских занятий путем организации видеоконференций, с обсуждением на них наиболее актуальных вопросов, возникающих в нотариальной практике;

совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Правительства, предусматривающего пересмотр критериев определения должностей нотариусов в нотариальном округе с целью повышения доступа населения к нотариальным услугам;

совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2019 года на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта и национальной практики нотариата внести обоснованные предложения о целесообразности преобразования государственных нотариальных контор в негосударственную форму активного нотариата;

в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К.

Президент Республики Узбекистан                                                Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 25 мая 2018 года.