О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках

Указ Президента Республики Узбекистан

В республике создана необходимая правовая основа деятельности предприятий оптовой и биржевой торговли, активно развиваются розничные торговые сети, применяющие современные информационные технологии, расширяется доступ субъектов предпринимательства к материально-техническим ресурсам.

Вместе с тем нынешнее состояние товарных рынков, уровень развития оптовой и биржевой торговли не отвечают современным требованиям. Сохраняется ряд проблемных вопросов, препятствующих расширению товарооборота, обеспечению внутреннего рынка и производителей необходимыми товарами, осуществлению беспрепятственного экспорта производимой в республике продукции, в числе которых:

низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, а также других товаров по принципу «бизнес – для бизнеса» (B2B), приводящий к повышению транзакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках;

слабое внедрение фьючерсов, производных финансовых инструментов и других современных механизмов торговли биржевыми товарами, позволяющих обеспечить защиту предпринимателей, особенно сельскохозяйственных товаропроизводителей, от неблагоприятных изменений цен, в результате чего ограничены масштаб операций и виды торгуемых товаров;

наличие значительной доли государства в уставных капиталах субъектов торговли, устаревших ограничений в сфере осуществления розничной торговли и оказания услуг населению, что препятствует динамичному развитию конкуренции в этих сферах;

отсутствие системной работы по информированию производителей товаров и потребителей, в том числе иностранных, о номенклатуре и объемах производимой в стране востребованной продукции, что сдерживает развитие производственной кооперации внутри республики, а также с зарубежными производителями.

В целях дальнейшего совершенствования механизмов торговли, развития здоровой конкурентной среды на товарных рынках, а также создания условий для повышения эффективности и сокращения издержек субъектов предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности производимой ими продукции:

1. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции:

а) об отмене с 1 января 2019 года:

лицензирования деятельности по осуществлению оптовой торговли и особого порядка налогообложения предприятий торговли;

специального порядка учета выручки от реализации отдельных видов подакцизных товаров (автомобили, растительное масло и другие) и ее использования;

требования о получении разрешения на выездную торговлю;

санкций за просроченную дебиторскую задолженность, возникающую во взаимоотношениях с контрагентами у организаций с долей государства в уставном капитале менее 50 процентов;

требования о 15-процентной предоплате на внутреннем рынке по сделкам организаций с долей государства менее 50 процентов;

ограничений на экспорт отдельных видов товаров по перечню согласно приложению № 1;

действующего порядка согласования с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции графиков выставления продукции на биржевые торги с введением уведомительного порядка их согласования;

требования о предоставлении финансового потребительского кредита для приобретения у производителя или реализующей организации только потребительских товаров (услуг), произведенных в Республике Узбекистан;

б) об установлении с 1 ноября 2018 года порядка, в соответствии с которым:

товарно-сырьевым биржам предоставляется право создавать дочерние хозяйственные общества по организации хранения и логистики реализуемой на бирже продукции, а также разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий;

высоколиквидные виды продукции, сырья и материалов, завезенные по импорту, могут без ограничений реализовываться на внутреннем рынке, в том числе на биржевых торгах, по усмотрению их собственников;

отпуск продавцами высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов, приобретенных на биржевых торгах, осуществляется строго в установленные сроки и по очередности, определяемой посредством электронных систем бирж в зависимости от сроков оплаты продукции;

в) о внедрении с 1 ноября 2018 года порядка сдачи и использования наличной денежной выручки, предусматривающего:

возможность для хозяйствующих субъектов, имеющих среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратного минимального размера заработной платы, сдавать ее ежедневно в кассы банков через службу инкассации либо самостоятельно;

возможность для хозяйствующих субъектов, имеющих среднюю дневную наличную выручку меньше объемов, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, сдавать ее в кассы банков через службу инкассации в определяемые ими периоды или самостоятельно;

отмену инкассирования наличной денежной выручки исключительно через службы инкассации Центрального банка Республики Узбекистан с созданием возможности организовывать альтернативные службы инкассации в порядке, установленном законодательством;

осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи, с выдачей инвойса (счета-фактуры).

2. Установить, что:

экспорт товаров и услуг через всемирную сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, с ведением отчетности в соответствии с общепринятой международной практикой;

с 1 января 2019 года на доходы членов товарно-сырьевых бирж распространяются условия налогообложения, предусмотренные для юридических лиц, осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг;

физическим лицам разрешается вывоз за пределы Республики Узбекистан без представления таможенной декларации товаров общей стоимостью не более 5 тысяч долларов США.

3. Создать при Министерстве экономики Республики Узбекистан Центр исследования отраслевых рынков и экспортоориентированного производства в форме государственного учреждения со штатной численностью в количестве 38 единиц, определив его основными задачами:

создание постоянно обновляемого электронно-информационного портала для информирования хозяйствующих субъектов о номенклатуре и видах производимой в республике и импортируемой продукции (товаров и услуг);

формирование базы данных о наличии внутренних производственных мощностей, об объемах спроса и предложений на товары, а также об изменении цен на производимую и потребляемую продукцию на внутреннем рынке;

анализ и мониторинг динамики цен, колебаний спроса и предложений на товарных рынках и внесение на этой основе соответствующих предложений;

комплексное изучение конъюнктуры отраслевых рынков по республике и в разрезе территорий, подготовка предложений о сбалансированном их развитии.

4. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок:

совместно с Государственным налоговым комитетом и Министерством экономики Республики Узбекистан провести семинары в регионах республики и оказывать в последующем необходимое содействие субъектам предпринимательства в вопросах организации биржевой деятельности и оптовой торговли;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения о реализации государственной доли в уставном капитале АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» посредством проведения первичного (IPO) или вторичного (SPO) публичных предложений акций на Республиканской фондовой бирже «Тошкент».

5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложения о ратификации Республикой Узбекистан в установленном порядке Договора государств-участников СНГ о проведении согласованной антимонопольной политики.

6. Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации положений настоящего Указа и дополнительных возможностей, создаваемых для субъектов предпринимательства.

7. Министерству экономики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

8. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш., заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д. А., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Саидову Г. К.

Президент Республики Узбекистан                                                       Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 30 октября 2018 года.