Указ Президента Республики Узбекистан
В стране принимаются последовательные меры по модернизации и развитию электронного правительства, в том числе системы оказания государственных услуг, направленных на упрощение прохождения административных процедур, повышение качества жизни населения, улучшение инвестиционного климата и деловой среды.
Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем и недостатков, препятствующих обеспечению цифровизации и переходу к цифровой экономике.
В частности, не выработаны единые принципы развития государственных информационных систем, а мероприятия в данной сфере реализуются без взаимосвязи между собой и другими информационными системами.
Недостаточно развита инфраструктура системы «Электронное правительство», что сказывается на обеспечении широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных услуг и межведомственном электронном взаимодействии.
Отсутствуют действенная координация и единый технологический подход к внедрению системы «Электронное правительство», что влечет за собой нерациональное использование ресурсов и снижает эффективность мероприятий.
В целях создания дополнительных условий для развития цифровой экономики, обеспечения внедрения системы «Электронное правительство», налаживания эффективного взаимодействия населения, бизнеса и государства, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в2017-2021 годах:
1. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП–3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство) определено уполномоченным органом в сфере внедрения и развития цифровой экономики.
2. Установить, что:
система «Электронное правительство» является одной из неотъемлемых составных частей цифровой экономики;
Агентство является уполномоченным органом в области электронного правительства, а также внедрения информационных систем в государственном управлении, ответственным за разработку и реализацию единой государственной политики и осуществление координации деятельности государственных органов и организаций в данной области;
решения Агентства в области электронного правительства, а также внедрения информационных систем в государственном управлении, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами и организациями республики;
проекты по созданию и внедрению информационных систем, ресурсов и иных программных продуктов в государственном управлении, а также проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие их реализацию, подлежат обязательной экспертизе в Агентстве;
Агентство вправе осуществлять непосредственное взаимодействие с международными финансовыми институтами и иностранными правительственными финансовыми организациями в рамках реализации задач по внедрению цифровой экономики.
3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами:
приостановить реализацию и финансирование осуществляемых в настоящее время проектов по созданию и внедрению межведомственных и ведомственных информационных систем, баз данных, программных продуктов и иных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках системы «Электронное правительство» (далее – проекты);
в месячный срок провести полную инвентаризацию проектов и по итогам внести информацию в Агентство.
4. Агентству:
а) в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить критическое рассмотрение осуществляемых проектов и возобновление проектов, реализация которых будет признана целесообразной, своевременной и соответствующей целям и задачам развития цифровой экономики в республике;
б) в срок до 1 мая 2019 года обеспечить разработку и внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан проектаКонцепции развития системы «Электронное правительство», предусматривающего:
определение целевого значения электронного правительства в качестве единой национальной системы по обеспечению эффективного электронного взаимодействия государства, населения и бизнеса, а также интеграции в мировое цифровое пространство;
четкое определение состава и структуры системы «Электронное правительство», условий ее создания и концептуальных основ архитектуры, включая организационную, функциональную, техническую структуры, а также перечень базовых цифровых активов;
определение основных принципов создания и функциональных задач электронного правительства, конкретных показателей и индикаторов цифровой трансформации с использованием возможностей электронного правительства;
определение правовых и организационно-технических мер по созданию электронного правительства, в том числе требований к методологии исследования процессов цифровой трансформации, их согласованности, информационному взаимодействию, совместимости протоколов обмена и формата данных;
обеспечение информационной безопасности при сборе, обработке, накоплении, хранении и передаче информации, в том числе с учетом требований по защите персональных данных;
механизмы и этапы реализации проекта по созданию и внедрению системы «Электронное правительство»;
организацию целостного процесса внедрения системы «Электронное правительство» (единой системы разработки, проектирования, согласования и закупки товаров, работ, услуг по проектам, а также их ввода в эксплуатацию), обеспечивающего повышение его эффективности и прозрачности, в том числе путем организации единого национального дистрибьютора по проектам;
разработку и внедрение типового элемента инфраструктуры электронной цифровой подписи на базе Агентства как пилотного проекта.
5. Принять к сведению, что согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2018 года № ПП–4022 «О мерах по дальнейшей модернизации цифровой инфраструктуры в целях развития цифровой экономики» Агентством совместно с Фондом поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» разрабатывается Концепция развития ООО «Universal Mobile Systems» на 2019-2021 годы, предусматривающая обеспечение предоставления всех государственных услуг исключительно через центры обработки данных оператора.
Агентству совместно с заинтересованными ведомствами в срок до 1 мая 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о потребности и расположении центров обработки данных.
6. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ПП–3673 «Об организационных мерах по ускоренной интеграции ведомственных информационных систем и реализации инновационных проектов» Агентством произведены запуск, тестирование и опытная эксплуатация системы правительственной мобильной связи (далее – система),обеспечивающей конфиденциальность, мобильность, безопасность и экономию бюджетных средств на услуги телекоммуникаций, в том числе при нахождении за рубежом.
Установить, что с 1 апреля 2019 года система является обязательной для использования работниками государственных органов, организаций, органов государственной власти на местах, дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом при исполнении служебных обязанностей.
7. Агентству совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерством иностранных дел в двухмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан перечень работников государственных органов, организаций, органов государственной власти на местах, дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом, для которых использование системы при исполнении служебных обязанностей является обязательным.
8. Установить, что Единая национальная информационная система проектного управления, создаваемая в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2017 года № УП–5120 «О мерах по внедрению проектного управления в Республике Узбекистан», является обязательной для использования всеми ее участниками по перечню, утверждаемому Агентством.
Министерствам и ведомствам, включенным в перечень, обеспечить предоставление и включение необходимых данных в систему в формате платформы по установленному протоколу, не допуская использования программных продуктов без соответствующих лицензий правообладателей.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан:
в двухнедельный срок предоставить Агентству информацию о расходах Государственного бюджета Республики Узбекистан на обеспечение связью в разрезе министерств и ведомств за 2018 год и на 2019 год;
обеспечить пересмотр расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год на международную связь исходя из настоящего Указа;
предусматривать ежегодно в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан средства для финансирования мероприятий в рамках реализации настоящего Указа.
10. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
в недельный срок – проект Положения о публичных точках беспроводного доступа к сети Интернет в целях обеспечения доступа к системе «Электронное правительство», предусматривающего в том числе осуществление обязательной идентификации пользователей;
в месячный срок – предложения по пересмотру полномочий Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также его структуры с учетом положений настоящего Указа.
11. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить организацию отдельного таможенного склада для ввоза товаров в рамках внедрения системы «Электронное правительство».
12. Агентству совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и первого заместителя директора Агентства Ли Д.Р.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 13 декабря 2018 года.