Постановление
Президента Республики Узбекистан
В республике осуществляется широкомасштабная работа по дальнейшему углублению структурных преобразований в промышленности строительных материалов, направленных на обеспечение устойчивых темпов роста производства и экспорта конкурентоспособной продукции, а также модернизацию, техническое и технологическое обновление предприятий.
В целях создания благоприятных условий для ускоренного развития и диверсификации отрасли, привлечения инвестиций в переработку местных минеральных сырьевых ресурсов и увеличения экспорта строительных материалов:
1. Утвердить:
а) Прогнозные параметры по расширению сырьевой базы строительной индустрии на основе геологоразведки, добычи и переработки местного сырья в 2019–2025 годах иЦелевые параметры производства строительных материалов в 2019–2025 годах с учетом диверсификации и расширения ассортимента продукции согласно приложениям №№ 1 и 2, предусматривающие увеличение:
сырьевой базы строительной индустрии на основе геологоразведки, добычи и переработки известняков на 13,1 млн тонн, гипсового камня – 1,8 млн тонн, глинистых компонентов, кирпичного сырья и кварцевых песков – 1 млн тонн, изверженных горных пород (базальт) – 0,1 млн тонн, песчано-гравийных материалов – 5,6 млн куб. м.;
объемов производства обоев более чем в 47 раз, паркетных панелей и плит – 19 раз, плит древесностружечных и аналогичных плит из древесины и прочих одревесневших материалов – 15 раз, газобетонных блоков – 7 раз, лакокрасочных материалов и стекла архитектурно-строительного по энерго- и теплосберегающей флоат-технологии – 4 раза, композитной арматуры из базальта – 3 раза и цемента – 2 раза;
б) Сводные параметры перспективных проектов, реализуемых в 2019–2021 годах в сфере промышленности строительных материалов и Перечень перспективных проектов, реализуемых в 2019–2021 годах в сфере промышленности строительных материалов (далее – Перечень), согласно приложениям №№ 3 и 3.1., финансируемых с привлечением кредитов международных финансовых институтов и зарубежных банков;
в) Комплекс мер по ускоренному развитию промышленности строительных материалов в 2019–2020 годах (далее – Комплекс мер) согласно приложению № 4.
2. Возложить на руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексом мер.
Определить, что:
руководители министерств и ведомств ежемесячно вносят в Кабинет Министров информацию о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных Комплексом мер, которая рассматривается на заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан;
Кабинет Министров ежеквартально вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан подробную информацию о результатах и эффективности мероприятий, предусмотренных Комплексом мер.
Руководителю Администрации Президента Республики Узбекистан ввести в практику ежеквартальное заслушивание отчетов руководителей соответствующих министерств и ведомств о ходе реализации Комплекса мер.
3. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
а) совместно с Министерством финансов и Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан при формировании Государственной программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Узбекистан на 2020–2021 годы предусмотреть увеличение на 15 процентов доли геологического изучения площадей нерудных полезных ископаемых для выявления новых месторождений;
б) в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по дальнейшему совершенствованию порядка выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, предусмотрев внедрение обязательного лицензионного требования по наличию у заявителей необходимых квалифицированных специалистов;
в) совместно с Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан и Ассоциацией «Узпромстройматериалы» (далее – Ассоциация) в месячный срок утвердить план совместных мер по:
обеспечению рационального использования и охране недр при геологическом изучении, добыче и переработке минерального сырья, маркшейдерском и геологическом обеспечении горных работ на месторождениях, переданных в промышленную и опытно-промышленную добычу;
усилению контроля за своевременным и качественным выполнением лицензионных требований, связанных с пользованием недрами, обратив особое внимание на недопущение селективного отбора полезных ископаемых, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
определению допущенных сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья;
профилактике и предупреждению правонарушений, в том числе путем информирования широкой общественности о выявленных правонарушениях и их последствиях.
4. Установить с 1 июля 2019 года порядок, в соответствии с которым:
а) расходы отечественных производителей строительных материалов по сертификации экспортируемой продукции покрываются Агентством продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан по обоснованным расчетам Агентства «Узстандарт»;
б) налогооблагаемая база субъектов предпринимательства уменьшается в течение пяти лет равными долями на сумму расходов по строительству инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры, необходимой для разработки месторождений нерудных полезных ископаемых, но не более суммы, рассчитываемой в соответствии с нормативами, определяемыми Министерством энергетики и Министерством транспорта Республики Узбекистан;
в) строительные материалы, прошедшие необходимые испытания и получившие сертификат соответствия в установленном порядке, могут быть применены в строительных работах;
г) сведения, характеризующие тип или вид техногенных минеральных образований, их количественно-качественные показатели и горнотехнические условия хранения, предоставляются субъектам предпринимательства по их запросу на бесплатной основе;
д) за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан:
возмещаются процентные расходы по кредитам коммерческих банков, привлекаемым сроком до 1 июля 2022 года на реализацию инвестиционных проектов в сфере промышленности строительных материалов, в размере, превышающем ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более 10 процентных пунктов по кредитам в национальной валюте, а также в размере 40 процентов от установленной ставки, но не более 4 процентных пунктов – по кредитам в иностранной валюте независимо от суммы кредита;
предоставляются поручительства по кредитам коммерческих банков, привлекаемым сроком до 1 июля 2022 года на реализацию инвестиционных проектов в сфере промышленности строительных материалов в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более чем на 8 млрд сумов.
5. Освободить сроком до 1 января 2021 года от уплаты таможенной пошлины ввозимое сырье по перечню согласно приложению № 5.
6. Согласиться с предложениями Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов, Центрального банка Республики Узбекистан, АКБ «Узпромстройбанк» и Ассоциации о:
а) привлечении и использовании в 2019–2021 годах долгосрочных льготных кредитных линий международных финансовых институтов и зарубежных банков в размере не менее 500 млн долларов США (далее – кредитные линии) для софинансирования проектов в сфере промышленности строительных материалов;
б) введении следующего механизма финансирования проектов в сфере промышленности строительных материалов за счет средств кредитных линий:
средства кредитных линий используются для финансирования проектов, в первую очередь, включенных в Перечень;
финансирование проектов осуществляется в размере стоимости импортируемых оборудования, сырья, материалов и комплектующих, но не превышающем 70 процентов общих капитальных затрат по проекту;
увеличение объемов финансирования за счет средств кредитных линий на проекты, включенные в Перечень, сверх предусмотренных лимитов, а также финансирование проектов, не включенных в Перечень, осуществляется коммерческим банком по согласованию с Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан.
Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с АКБ «Узпромстройбанк» и Ассоциацией в двухмесячный срок утвердить сетевые графики привлечения и освоения средств кредитных линий в разрезе каждого проекта, предусмотрев конкретные механизмы и сроки реализации, а также инициаторов и ответственных исполнителей.
7. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан о поэтапном переводе до 1 января 2021 года производителей строительных материалов, не соответствующих критериям энергоэффективности, на использование угля и других альтернативных природному газу видов топлива.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией:
в двухнедельный срок утвердить комплекс мер по поэтапному повышению энергоэффективности производителей цемента, кирпичных заводов, цехов по производству гашеной извести, в том числе путем перевода на использование угля и других альтернативных природному газу видов топлива, предусмотрев меры государственной поддержки;
в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить разработку и утверждение коэффициентов, норм и критериев, классифицирующих оборудование и технологии, соответствующих критериям энергоэффективности;
ежегодно в срок до 1 ноября обеспечить проведение инвентаризации и утверждение перечня предприятий, удельные нормы расхода природного газа которых соответствуют критериям энергоэффективности;
обеспечить соблюдение экологических требований по минимизации вредного воздействия на окружающую среду при переводе производителей строительных материалов на использование угля и других альтернативных природному газу видов топлива;
обеспечить свободный доступ субъектов предпринимательства к информации о прогнозных объемах и качественных показателях добываемого в стране угля по годам и в разрезе регионов.
9. Утвердить:
Перечень международных стандартов в области строительных материалов, принятие которых в срок до 31 декабря 2021 года осуществляется при государственной поддержке, согласно приложению № 6;
Перечень строительных норм и правил Республики Узбекистан, подлежащих пересмотру в 2019 году, согласно приложению № 7.
Агентству «Узстандарт» и Министерству строительства Республики Узбекистан обеспечить своевременный пересмотр и принятие нормативных документов, предусмотренных в приложениях №№ 6 и 7.
Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить своевременное финансирование пересмотра и принятия нормативных документов, предусмотренных в приложениях №№ 6 и 7, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
10. Одобрить разработанную Министерством инновационного развития Республики Узбекистан Программу мер по развитию и повышению эффективности научных исследований в области производства строительных материалов (далее – Программа мер) согласно приложению № 8.
Министерству финансов по обоснованным заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан обеспечить выделение необходимых средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан для своевременной и эффективной реализации Программы мер.
11. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства строительства, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Агентства «Узстандарт» и Ассоциации о:
а) введении должности первого заместителя председателя Ассоциации «Узпромстройматериалы» по науке и инновациям, ответственного за:
инновационное развитие промышленности строительных материалов, расширение ассортимента востребованной высококачественной продукции, а также разработку научно обоснованных предложений по повышению экспортного потенциала отрасли;
организацию работы по формированию портфеля заказов для инноваций и координацию работ по проведению опытно-промышленных испытаний разработанных технологий, выпуску опытной партии новой продукции строительных материалов и реализации подготовительных мероприятий по запуску их серийного производства;
обеспечение внедрения результатов научных исследований и инновационных разработок в производство строительных материалов с высокой добавленной стоимостью и сотрудничество с научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями;
б) создании Научно-технического совета промышленности строительных материалов при Ассоциации «Узпромстройматериалы» (далее – Научно-технический совет), ответственного за:
разработку предложений по совершенствованию строительных норм и правил с учетом современных инновационных разработок, обеспечение оперативного внедрения и применения на практике новых видов энергоэффективных и экологически безопасных строительных материалов;
рассмотрение, проведение экспертизы и разработку научно обоснованных выводов по отбору научно-технических, опытно-конструкторских, инновационных и стартап-проектов, направленных на производство новых видов строительных материалов с высокой добавленной стоимостью;
всестороннее изучение передового зарубежного опыта и технологических процессов по внедрению инноваций в промышленность строительных материалов;
выбор и всестороннюю поддержку перспективных стартап-проектов, имеющих высокий коммерческий потенциал и готовых к реализации;
формирование целевых программ, направленных на создание высокоэффективных новых видов строительных материалов путем широкого использования научного и инновационного потенциала отечественных научно-исследовательских и высших образовательных учреждений.
12. Определить, что:
первый заместитель председателя Ассоциации «Узпромстройматериалы» по науке и инновациям избирается решением учредителей Ассоциации;
министр инновационного развития по должности является председателем Научно-технического совета;
состав Научно-технического совета формируется совместным решением министра инновационного развития, министра строительства Республики Узбекистан, генерального директора Агентства «Узстандарт» и председателя Ассоциации «Узпромстройматериалы»;
предложения Научно-технического совета по совершенствованию строительных норм и правил, внедрению инновационных разработок, новых видов энергоэффективных и экологически безопасных строительных материалов являются основанием для внесения изменений и дополнений в нормативные документы по техническому регулированию строительной отрасли.
13. Министерству высшего и среднего специального образования и Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан в месячный срок:
принять меры по организации, начиная с 2019/2020 учебного года, в Бухарском инженерно-технологическом институте, Джизакском политехническом институте и Ферганском политехническом институте подготовки кадров по направлениям образования «Технология производств строительных материалов, изделий и конструкций», «Производство сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий», «Материаловедение и технология новых строительных материалов (по видам)», «Технология стеновых и облицовочных строительных материалов» по очной и заочной формам обучения;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по квотам приема в Бухарский инженерно-технологический институт, Джизакский политехнический институт и Ферганский политехнический институт по направлениям образования на 2019/2020 учебный год.
Установить, что:
технические высшие образовательные учреждения вправе, начиная с 2019/2020 учебного года, организовать по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан обучение студентов по направлениям образования в сфере промышленности строительных материалов по заочной форме обучения исходя из потребностей министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов (работодателей) на платно-контрактной основе;
прием студентов по направлениям образования в сфере промышленности строительных материалов по заочной форме осуществляется из числа работающих на предприятиях сферы промышленности строительных материалов по результатам собеседования и рекомендации работодателей;
Ассоциация, Министерство экономики и промышленности и Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан несут ответственность за привлечение предприятий промышленности строительных материалов к проведению практических занятий, прохождению учебно-ознакомительной и преддипломной практик студентами.
14. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с:
Ассоциацией в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию с привлечением ведущих зарубежных компаний центров повышения квалификации и навыков по применению передовых технологий, используемых в производстве строительных материалов;
Министерством финансов и Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по оптимизации расходов предприятий-производителей строительных материалов, организовав рабочую группу по изучению себестоимости строительных материалов.
15. Антимонопольному комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами принять меры по недопущению необоснованного роста цен на строительные материалы, в том числе путем обеспечения прозрачности выставления и реализации продукции на биржевых торгах и установления ежедневного ценового мониторинга.
16. Согласиться с предложением Ассоциации, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов и Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан об:
организации постоянно действующей выставки, включающей в себя наглядные образцы строительных материалов и регулярно обновляемую базу данных об имеющихся в республике ресурсах нерудного сырья, передовых технологиях, оборудовании и достижениях отечественной и зарубежной отраслевой науки;
капитализации части чистой прибыли АО «Кварц» по итогам 2018 года и нераспределенной прибыли прошлых лет, с целевым направлением средств на финансирование инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 18 сентября 2018 года № Р–5374 «О мерах по ускорению реализации инвестиционного проекта по строительству новой флоат-линии по производству листового стекла на АО «Кварц».
17. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить передачу Ассоциации на праве безвозмездного пользования в качестве государственного имущества административного здания, расположенного по адресу: город Ташкент, Яккасарайский район, улица Тафаккур, дом 68-А.
18. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 9.
19. Министерству экономики и промышленности совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж., заместителя советника Президента Республики Узбекистан Саидову Г.К. и министра экономики и промышленности Республики Узбекистан Ходжаева Б.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
23 мая 2019 года.