В республике реализуются комплексные меры, направленные на расширение производства, хранение, переработку и экспорт плодоовощной продукции.
Для реализации проектов по интенсивному развитию плодоовощеводства существенно расширены посевные площади, созданы мощности по хранению и переработке плодоовощной продукции, активно привлекаются финансовые ресурсы, в том числе средства международных финансовых институтов.
Вместе с тем высокий уровень конкуренции на зарубежных рынках плодоовощной продукции требует ускоренного внедрения современных методов агротехники, а также управления процессами производства и доставки продукции.
Однако, ряд негативных факторов препятствует эффективному использованию потенциала и развитию агропромышленной сферы страны, в числе которых:
первое, не полноценное использование рыночных механизмов взаимодействия производителей и заготовителей плодоовощной продукции в вопросах размещения посевов, востребованных на рынке плодоовощных культур и их сортов;
второе, низкая договорная дисциплина мелких сельхозпроизводителей, выражающаяся в несвоевременном, некачественном, неполном выполнении или вовсе невыполнении заключенных контрактов;
третье, отсутствие благоприятных условий накопления финансовых ресурсов для механизации сельскохозяйственного труда, внедрения современных интенсивных технологий, прежде всего водосберегающих, расширения мощностей хранения и транспортировки, самостоятельного выхода производителей сельскохозяйственной продукции на внешние рынки;
четвертое, неудовлетворительная обеспеченность производителей сельскохозяйственной продукции семенами, рассадой и саженцами высокоурожайных сортов и требуемого качества, востребованных на рынках;
пятое, низкий уровень системы подготовки кадров, не отвечающей реальным потребностям производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе в связи с отсутствием международного сотрудничества по подготовке высококвалифицированных, обладающих современными знаниями специалистов среднего и высшего звена;
шестое, не развитость логистической и транспортной инфраструктуры приводит к потере части урожая, а также реализации выращенной продукции по заниженным ценам и, как следствие, низким финансовым показателям производителей сельскохозяйственной продукции;
седьмое, отсутствие углубленных научных исследований по актуальным вопросам агротехнологий различных культур и их внедрению в практику, низкий уровень взаимодействия между научными институтами и производителями сельскохозяйственной продукции.
В целях обеспечения ускоренного и эффективного развития плодоовощеводства, расширения производства высококачественной и конкурентоспособной готовой продукции, дальнейшего ее продвижения на крупные зарубежные рынки, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Принять к сведению, что в Сурхандарьинской области налажен опыт по поддержке создания кластерной формы сельскохозяйственного производства в сфере плодоовощной продукции.
2. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и районов, начиная с текущего сельскохозяйственного года, принять меры по широкому внедрению кластерной формы организации производства плодоовощной продукции (далее – плодоовощные кластеры), предусматривающей формирование цепочки по принципу «семена – рассада (саженцы) – выращивание продукции – заготовка – хранение – переработка – транспортировка – поставка на рынок»:
в рамках единого или группы взаимосвязанных предприятий, самостоятельно осуществляющих весь указанный цикл от производства до реализации плодоовощной продукции;
на основе гарантированных контрактов между производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями заготовителями, переработчиками, экспортерами, предоставляющими производителям сельскохозяйственной продукции посадочный материал, авансовые ресурсы для организации сельскохозяйственных работ и закупающим у них произведенную продукцию по договорным ценам.
3. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзаеву З.Т., председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и районов в установленном порядке, при размещении посевов сельскохозяйственных культур на высвобождаемых от посевов хлопчатника землях, предоставлять право пользования землями на условиях долгосрочной аренды преимущественно хозяйствующим субъектам (группе взаимосвязанных предприятий):
имеющим логистические центры (мощности по хранению, первичной или глубокой переработке плодоовощной продукции, сельскохозяйственную технику), а также опыт реализации плодоовощной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
обладающим опытом создания и эксплуатации современных тепличных хозяйств и интенсивных садов;
располагающим собственными и привлеченными финансовыми ресурсами для организации производства сельскохозяйственной продукции по цепочке добавленных стоимостей в кластерной форме;
принимающим на себя обязательства по организации выращивания, переработки и реализации плодоовощной продукции, в том числе на экспорт, внедрению самых современных ресурсо- и водосберегающих технологий, созданию новых рабочих мест.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан:
обеспечить в 2018 году создание в каждом регионе 1-2 плодоовощных кластеров и вовлечение с 2019 года в кластерную форму организации сельскохозяйственного производства всех районов, специализированных на выращивании плодоовощной продукции;
предоставить плодоовощным кластерам право самостоятельно принимать решения по размещению посевов сельскохозяйственных культур, определению объемов выращивания продукции, их видов и сортов, применению агротехнологических методов с учетом почвенно-климатических условий и ориентацией на спрос на внутреннем и внешнем рынках, а также заключению договоров контрактации с фермерскими и дехканскими хозяйствами на заготовку производимой ими сельскохозяйственной продукции;
оперативно принимать решения о выделении плодоовощным кластерам земельных участков для создания питомников рассады и саженцев, а также логистических центров (холодильников, хранилищ, мощностей по переработке, инфраструктурных помещений для лабораторий, машинно-технических станций);
совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан оказывать содействие производителям сельскохозяйственной продукции в очистке ирригационных и коллекторных сооружений.
5. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадову С.Р. совместно с Государственным комитетом по инвестициям в двухмесячный срок внести предложения по:
привлечению кредитных линий международных финансовых организаций и институтов, в том числе для участия в уставном капитале плодоовощных кластеров с правом последующего выкупа этих долей учредителями – резидентами Республики Узбекистан;
открытию в коммерческих банках кредитных линий для предэкспортного финансирования плодоовощных кластеров и других производителей и экспортеров плодоовощной продукции;
расширению объемов кредитных линий международных финансовых институтов для финансирования проектов по созданию питомников рассады и саженцев, логистических центров плодоовощных кластеров, строительству теплиц и созданию интенсивных садов;
привлечению грантовых средств и средств технического содействия международных организаций для направления агрономов и других работников плодоовощных кластеров, современных интенсивных садов и тепличных хозяйств в ведущие профильные зарубежные компании на обучение и стажировку сроком до одного года.
6. Освободить сроком до 1 января 2021 года:
хозяйствующие субъекты от всех видов налогов и сборов (за исключением единого социального платежа), в части производства семян, рассады, саженцев и подвоев в питомниках и теплицах и поставляющие их производителям сельскохозяйственной продукции;
от таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление) завозимые семена, саженцы и подвои, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, современные энергосберегающие теплицы и комплектующие к ним согласно приложению;
от уплаты таможенных платежей и сборов в Республиканский дорожный фонд завозимые по импорту транспортные средства, специализированные на перевозке плодоовощной продукции (коды ТН ВЭД – 870120, 870421, 870422, 871639).
7. Предоставить с 1 января 2018 года организациям, осуществляющим заготовку плодоовощной продукции, право уплачивать единый налоговый платеж с суммы вознаграждения, с обложением дохода по ставке, предусмотренной для посреднических организаций.
Установить, что с 1 апреля 2018 года продукция, реализуемая внутри одного плодоовощного кластера, не облагается налогом на добавленную стоимость и обязательными отчислениями в государственные целевые фонды.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок компенсации Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан до 50 процентов от установленной процентной ставки по валютным кредитам, выделенным хозяйствующим субъектам до 5 сентября 2017 года для строительства теплиц, создания интенсивных садов и строительства холодильников за счет кредитных линий международных финансовых институтов.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и страховыми организациями внести предложения по совершенствованию механизма страхования договоров контрактации между производителями и заготовителями плодоовощной продукции.
10. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством внешней торговли, Государственным таможенным комитетом, Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан и АО «Узагрокимёхимоя» обеспечить фитосанитарное сопровождение, защиту растений от вредителей, болезней и сорняков, в качестве эксперимента, на основе договора с плодоовощными кластерами с учетом произведения окончательных расчетов и получения вознаграждений исходя из реальных результатов и сохранности урожая.
11. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2018 года разработать Государственную программу по комплексной защите растений от вредителей, болезней, сорняков, бактерий и вирусов, усилению фитосанитарного надзора и обеспечению благополучного фитосанитарного состояния в республике.
12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству внешней торговли Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить создание доступной для всех производителей сельскохозяйственной продукции электронной базы данных потенциальных зарубежных рынков, предусмотрев возможность получения информации в разрезе видов, сортов, ориентировочного объема потребности по основным потребителям, а также по предъявляемым ими требованиям.
Определить, что информация по зарубежным рынкам формируется и обновляется Министерством внешней торговли Республики Узбекистан, в том числе с привлечением сотрудников посольств и торговых представителей Республики Узбекистан за рубежом.
13. Министерству инновационного развития, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан с привлечением профильных научно-исследовательских институтов разработать программу мер по организации селекции высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к засухе, болезням и вредителям.
14. Возложить персональную ответственность на руководителей АО «Узбекэнерго» (Мустафаев У.), АО «Узтрансгаз» (Мустафаев А.), а также Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей за бесперебойное обеспечение производственных и перерабатывающих мощностей плодоовощных кластеров электроэнергией и природным газом в соответствии с их производственными потребностями.
15. Первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж., заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Отажонову Н.С., Министерству внешней торговли (Ходжаев Ж.), АО «Узбекистон темир йуллари» (Хасилов Х.) в месячный срок внести предложения по:
оптимизации и упрощению порядка предоставления железнодорожных вагонов, в том числе вагонов-рефрижераторов, экспортерам плодоовощной продукции в сроки, обеспечивающие выполнение экспортных контрактов;
организации производства современных рефрижераторных контейнеров, в том числе с привлечением иностранных инвесторов, сертификации и регистрации в международных регистрах, а также определению порядка их реализации (предоставления) плодоовощным кластерам, заготовительным организациям и другим заинтересованным пользователям, в том числе по лизингу.
16. Министерству сельского хозяйства, Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан совместно с Министерством иностранных дел обеспечить налаживание международного сотрудничества в сфере подготовки высококвалифицированных, обладающих современными знаниями специалистов в сфере агротехнологий.
17. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан обеспечить оформление въездных и многократных виз иностранным специалистам, привлекаемым по заявкам хокимиятов областей, плодоовощных кластеров и других сельскохозяйственных производителей сроком до 12 месяцев.
18. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить по заявкам хокимиятов областей, плодоовощных кластеров и других сельскохозяйственных производителей оформление, выдачу и продление многократных виз, а также временную прописку, учет по месту пребывания и их продление иностранным специалистам без взимания государственной пошлины.
19. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан обеспечивать, по заявкам плодоовощных кластеров, выдачу (продление) в установленном порядке разрешений на привлечение в Республику Узбекистан высококвалифицированных иностранных специалистов по сельскому хозяйству, а также выдачу (продление) указанным иностранным гражданам подтверждений на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.
20. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством юстиции, Министерством экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
21. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Отажонова Н.С., Мирзаева З.Т. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ