За последние годы реализованы комплексные меры по улучшению системы обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – фармацевтическая продукция), созданы благоприятные условия для развития отечественной фармацевтической отрасли.
Вместе с тем отечественная фармацевтическая отрасль не удовлетворяет в достаточной мере потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в фармацевтической продукции.
В частности, фармацевтическая отрасль отстает от аналогичной отрасли экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. Так, доля отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке составляет 27 процентов в стоимостном и 45 процентов в натуральном выражении.
Необоснованному росту цен на лекарственные препараты в Республике Узбекистан по сравнению с приграничными странами также способствует отсутствие прозрачных и эффективных механизмов ценообразования, успешно применяемых в развитых государствах мира.
В целях дальнейшего улучшения обеспечения населения качественной, эффективной и безопасной фармацевтической продукцией, расширения объемов производства, роста научно-технического и экспортного потенциала отечественных производителей, а также привлечения прямых иностранных инвестиций:
1. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) с 1 июля 2020 года поэтапно внедряется система референтного ценообразования на лекарственные средства отечественного и зарубежного производства, предусматривающая:
выбор не менее 10 референтных стран, относящихся к группе стран высокого, выше среднего или ниже среднего уровня доходов на душу населения;
представление регистрирующему органу держателем регистрационного удостоверения или его уполномоченным представителем отпускной цены производителя в стране происхождения, референтных странах и Республике Узбекистан лекарственного средства одного и того же производителя с тем же активным веществом с учетом лекарственной формы, количества единиц в упаковке, дозировки, концентрации, объема и фасовки;
регистрацию предельных цен на каждое торговое наименование лекарственного средства с учетом лекарственной формы, количества единиц в упаковке, дозировки, концентрации, объема и фасовки, выше которых не может осуществляться его поставка в Республику Узбекистан (для импортных лекарственных средств) и отпуск отечественным производителем (для отечественных лекарственных средств);
б) Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Агентство) является уполномоченным органом, ответственным за:
мониторинг и анализ системы референтного ценообразования на торговое наименование лекарственного средства, в том числе с привлечением органов и организаций по защите прав потребителей и общественности;
регистрацию предельных цен на каждое торговое наименование лекарственного средства, выше которых не может осуществляться их поставка в Республику Узбекистан (для импортных лекарственных средств) и отпуск отечественным производителем (для отечественных лекарственных средств);
создание и ведение на своем официальном веб-сайте в сети Интернет автоматизированной информационной системы, содержащей сведения об организациях, осуществляющих фармацевтическую деятельность, зарегистрированной и сертифицированной фармацевтической продукции, а также зарегистрированных предельных ценах на торговое наименование лекарственного средства и предельных оптовых и розничных цен с учетом установленных предельных торговых надбавок;
в) с 1 июля 2020 года во всех медицинских организациях республики, независимо от формы собственности, внедряется обязательный порядок выписки рецептов исключительно по международному непатентованному наименованию лекарственных средств.
Государственному таможенному комитету ежемесячно до 5 числа обеспечить представление Агентству подробных сведений об импортированной фармацевтической продукции (импортер, наименование товара, объем, цена и другие) для последующего ежемесячного опубликования на веб-сайте Агентства.
2. Утвердить:
а) Концепцию развития фармацевтической отрасли Республики Узбекистан в 2020–2024 годах (далее – Концепция) согласно приложению № 1, предусматривающую:
расширение номенклатуры фармацевтической продукции, производимой с учетом передового научного опыта и современных технологий, а также развитие фармацевтической промышленности путем стимулирования разработки и производства инновационной фармацевтической продукции, ввода в эксплуатацию современных производств, а также модернизации и укрепления материально-технической базы существующих производств;
развитие отечественной фармацевтической отрасли путем обеспечения соответствия организаций и предприятий требованиям стандартов, гармонизированных с международными требованиями по разработке и производству фармацевтической продукции;
привлечение инвестиций и передовых технологий, в том числе зарубежных фармацевтических компаний, к созданию современных конкурентоспособных производств по выпуску фармацевтической продукции;
осуществление локализации и организация производства субстанций на основе лекарственного растительного сырья для последующего производства из них лекарственных средств;
снижение импорта фармацевтической продукции за счет модернизации, увеличения действующих производственных мощностей и освоения новых видов фармацевтической продукции, а также путем привлечения инвестиций;
поэтапное внедрение на отечественных предприятиях требований надлежащей производственной практики (GMP) и надлежащей практики фармаконадзора (GVP), а также практик, направленных на регулирование системы управления качеством и безопасностью при дистрибьюции (GDP), проведении доклинических (GLP) и клинических испытаний (GCP);
совершенствование механизмов ценообразования, внедрение систем маркировки и прослеживания фармацевтической продукции;
укрепление потенциала национального регуляторного органа путем совершенствования законодательства в области разработки, производства и контроля качества фармацевтической продукции в соответствии с современными международными требованиями;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для фармацевтической отрасли республики на основе передового зарубежного опыта, в том числе в таких важных направлениях, как биотехнология лекарственных препаратов, химическая технология лекарственных веществ, технология готовых лекарственных средств и фитопрепаратов, управление и экономика фармации, фармацевтическая химия и микробиология;
кардинальное повышение эффективности фундаментальных, научно-прикладных и инновационных исследований, направленных на разработку и адаптацию новых технологий производства, сертификации и стандартизации, доклинических и клинических исследований фармацевтической продукции посредством углубления интеграции образования, науки и производства;
создание современных учебно-лабораторных и научно-исследовательских центров, ориентированных на разработку оригинальных лекарственных средств, а также генерических лекарственных препаратов (генериков) на основе востребованных оригинальных лекарственных средств;
б) Программу мер по реализации в 2020 году Концепции развития фармацевтической отрасли Республики Узбекистан в 2020–2024 годах (далее – Программа мер) согласно приложению № 2.
Установить, что руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой мер.
3. Определить источниками финансирования мероприятий, предусмотренных Концепцией и Программой мер:
средства Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли при Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Фонд);
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, а также другие источники, не запрещенные законодательством.
4. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения и Антимонопольного комитета Республики Узбекистан о внедрении с 1 июля 2020 года института «тайный покупатель фармацевтической продукции».
Установить, что организация мероприятий в рамках применения института «тайный покупатель фармацевтической продукции» осуществляется Агентством по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан совместно с Агентством.
5. Определить основными задачами института «тайный покупатель фармацевтической продукции»:
мониторинг и оценку соблюдения медицинскими организациями и аптеками, независимо от формы собственности, требований законодательства, регулирующих порядок выписывания рецептов и формирования предельных цен на торговое наименование лекарственного средства;
сбор информации и осуществление мониторинга посредством посещений медицинских организаций и аптек, телефонных звонков, обращений по электронной почте или мобильных приложений, а также других дистанционных способов;
привлечение к сбору информации и осуществлению мониторинга как сотрудников уполномоченных органов, так и институтов гражданского общества и иных лиц («тайные покупатели»);
запрет на применение методов, подстрекающих руководителей и (или) сотрудников медицинских организаций и аптек к совершению правонарушений и злоупотреблению полномочиями;
проведение разъяснительной работы, оказание всестороннего содействия и неприменение установленных законодательством мер ответственности к медицинским организациям и аптекам, а также к их руководителям и (или) сотрудникам, впервые допустившим нарушения требований законодательства;
совершенствование законодательства и правоприменительной практики на основе результатов проведенного мониторинга в рамках применения института «тайный покупатель фармацевтической продукции».
6. Агентству:
а) в срок до 1 марта 2020 года утвердить порядок регистрации цен на лекарственные средства в рамках системы референтного ценообразования и перечень референтных стран;
б) в срок до 1 июля 2020 года обеспечить регистрацию предельных цен на каждое торговое наименование лекарственного средства, включенного в Список основных лекарственных средств;
в) в срок до 31 декабря 2020 года обеспечить:
регистрацию предельных цен на каждое торговое наименование всех лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств и разрешенных к применению в медицинской практике на территории Республики Узбекистан;
полноценное функционирование автоматизированной информационной системы, содержащей сведения об организациях, осуществляющих фармацевтическую деятельность, зарегистрированных и сертифицированных лекарственных препаратах, а также зарегистрированных предельных ценах на торговое наименование лекарственного средства и предельных оптовых и розничных цен с учетом установленных предельных торговых надбавок;
г) обеспечить:
постоянный мониторинг за ходом реализации министерствами, ведомствами и другими организациями Концепции и Программы мер, а также внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан ежеквартальной подробной информации о ходе реализации настоящего постановления;
внесение ежегодно до 1 декабря в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Программы мер по реализации Концепции развития фармацевтической отрасли Республики Узбекистан в 2020–2024 годах на следующий год.
7. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан утвердить:
а) в срок до 1 июля 2020 года:
Положение о порядке оформления рецептов по международному непатентованному наименованию лекарственных средств, предусмотрев меры ответственности, применяемые к работникам медицинских организаций, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, за нарушение данного требования;
совместно с Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан порядок организации мероприятий в рамках применения института «тайный покупатель фармацевтической продукции»;
б) в срок до 1 июля 2020 года в установленном порядке Положение о взаимозаменяемости лекарственных средств для медицинского применения.
8. Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить:
а) эффективное взаимодействие ответственных министерств, ведомств и других организаций по исполнению Концепции и Программы мер, своевременное устранение недостатков, выявленных в ходе мониторинга их реализации;
б) утверждение ежегодно до 31 декабря Программы мер по реализации Концепции развития фармацевтической отрасли Республики Узбекистан в 2020–2024 годах на следующий год;
в) в срок до 1 мая 2020 года внесение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан, предусматривающего:
введение административной и уголовной ответственности медицинских работников и других лиц за нарушение установленных законодательством требований по выписыванию рецептов на лекарственные средства, в том числе подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств, психотропных веществ, лекарственных средств, включенных в перечень сильнодействующих веществ и прекурсоров;
внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» в части установления запрета на получение медицинскими работниками от фармацевтических организаций и аптек финансового вознаграждения или любых иных стимулов материального или нематериального характера за назначение и отпуск определенных лекарственных средств.
9. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
10. Министерству здравоохранения совместно c Агентством и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
30 декабря 2019 года.
УзА