За последние годы в стране проведена значительная работа по обеспечению качественной питьевой водой населения, в первую очередь проживающего в сельской местности.
Последовательно реализуются проекты по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей, в том числе в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла».
Однако, несмотря на принимаемые меры, все еще остается ряд нерешенных проблем в сфере питьевого водоснабжения и канализации, препятствующих выполнению намеченных мероприятий.
В частности, одной из причин расточительного использования воды и увеличения непроизводительных расходов является отсутствие приборов учета потребления питьевой воды, а также единой системы, обеспечивающей ввод, хранение, периодическое обновление и мониторинг в режиме онлайн всей необходимой информации по объектам системы водоснабжения и канализации.
Неэффективная эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения, а также отсутствие надежного финансирования проектов по модернизации и обновлению основных фондов на местах привели к высокому износу оборудования и техники, особенно в сельской местности.
Не уделяется должное внимание вопросам строительства в населенных пунктах систем канализации и подключения к ним строящихся многоквартирных домов.
Слабое внедрение современных форм и методов менеджмента, низкий кадровый потенциал не позволяют обеспечить эффективное управление и эксплуатацию объектов водоснабжения и канализации.
В целях дальнейшего повышения качества услуг в сфере водоснабжения и канализации, эффективности деятельности предприятий отрасли, создания надежных источников финансирования, включая привлечение прямых, прежде всего иностранных инвестиций, а также развития государственно-частного партнерства:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития систем водоснабжения и канализации:
поэтапное внедрение передового зарубежного опыта в сфере управления и эксплуатации предприятиями водоснабжения и канализации, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;
внедрение современных информационных и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих учет и мониторинг в сфере водоснабжения и канализации, оснащение современными приборами учета питьевой воды всех потребителей республики;
проектирование, строительство и реконструкцию объектов канализации одновременно с объектами питьевого водоснабжения с целью обеспечения санитарных требований при возведении жилых комплексов, в том числе с применением локальных очистных сооружений;
укрепление финансовой устойчивости предприятий водоснабжения и канализации путем разработки новой тарифной политики, обеспечивающей полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию питьевой воды, способствующей привлечению частного сектора в управление и эксплуатацию объектов водоснабжения и канализации;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы водоснабжения и канализации на основе передового зарубежного опыта.
2. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и другими ведомствами с привлечением международных консультантов в срок до 1 сентября 2019 года обеспечить внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Концепции развития отрасли водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан в 2020-2024 годах (далее – Концепция), предусматривающего:
комплексный анализ состояния и тенденций развития отрасли водоснабжения и канализации;
целевые показатели обеспечения населения питьевой водой и услугами канализации;
привлечение частного сектора в управление и эксплуатацию объектов водоснабжения и канализации;
меры по повышению инвестиционной привлекательности отрасли, привлечению прямых, прежде всего иностранных инвестиций;
внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий и инновационных решений, а также современных приборов учета питьевой воды.
Государственному комитету по инвестициям и Министерству финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок определить конкретные источники финансирования работ по разработке проекта Концепции за счет средств технического содействия международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций.
3. Утвердить:
адресную программу и сетевые графики строительства и реконструкции объектов водоснабжения и канализации, осуществляемые в 2019 году за счет лимитов централизованных капитальных вложений в рамках Государственного бюджета Республики Узбекистан, согласно приложениям № 1.1-1.15;
адресную программу и сетевой график строительства и реконструкции объектов водоснабжения и канализации, осуществляемые в 2019 году с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, согласно приложениям № 2.1-2.2.
4. Принять к сведению, что по результатам миссии Всемирного банка, проходившей в феврале 2017 года, Всемирный банк подтвердил продление до 30 июня 2019 года даты закрытия кредита № 4869-UZ по проекту «Улучшение водоснабжения райцентров и сельских населенных пунктов Баяутского, Хавастского, Мирзаабадского, Сардобинского и Акалтынского районов Сырдарьинской области» с участием Международной ассоциации развития, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2011 года № ПП–1610.
Согласиться с предложением Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Министерства финансов, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям о продлении срока реализации проекта до 30 июня 2019 года.
5. Освободить юридических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан от уплаты налога на прибыль юридических лиц, полученную от выполнения работ и услуг в рамках проектов:
«Модернизация межрегионального Дамходжинского водопровода с подключением к нему районных центров Навоийской и Бухарской областей. Реконструкция системы канализации г.Термеза», утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 апреля 2010 года № ПП–1324;
«Реконструкция систем водоснабжения и канализации городов Коканд и Андижан и систем водоснабжения городов Фергана, Маргилан и районного центра Риштан», утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2010 года № ПП–1378.
6. Определить, что сумма средств, высвобождаемая в результате предоставления налоговых льгот, является вкладом Республики Узбекистан в реализацию проектов, указанных в пункте 5 настоящего постановления.
7. Преобразовать Фонд «Чистая питьевая вода» при Министерстве финансов Республики Узбекистан в Фонд развития систем водоснабжения и канализации при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее – Фонд), возложив на него дополнительные задачи по финансированию программ и проектов по строительству и реконструкции объектов канализации.
Сформировать первоначальный капитал Фонда в размере 248,1 миллиона долларов США за счет следующих источников:
централизованных капитальных вложений в рамках Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год, направляемых на строительство и модернизацию сетей водоснабжения и канализации, – в эквиваленте 131,8 миллиона долларов США;
льготных кредитов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций – в размере 95,6 миллиона долларов США;
свободных остатков средств бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей, бюджета города Ташкента, определяемых на начало 2019 года, – в эквиваленте 20,7 миллиона долларов США.
Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям в срок до 1 апреля 2019 года принять меры по привлечению займов международных финансовых институтов для финансирования работ по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и канализации.
8. Министерству финансов Республики Узбекистан:
в месячный срок утвердить положение о порядке формирования и использования средств Фонда, предусмотрев систему комплексного подхода к финансированию строительства и реконструкции объектов водоснабжения и канализации;
разрешить осуществлять финансирование проектов по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и канализации через казначейские лицевые счета Фонда, открываемые в информационной системе Министерства финансов Республики Узбекистан.
9. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан, хокимиятами областей и города Ташкента:
в двухмесячный срок принять меры по реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства по модернизации и управлению системой водоснабжения и канализации города Ташкента с привлечением зарубежных консультантов;
на основе реализованных пилотных проектов в Андижанской, Наманганской, Сырдарьинской и Ферганской областях с участием грантов правительства Швейцарской Конфедерации в срок до 1 апреля 2019 года внести предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по распространению данной апробированной формы управления и эксплуатации объектов водоснабжения и канализации в других сельских населенных пунктах;
в срок до 1 июля 2019 года подготовить необходимую документацию и провести конкурс по передаче в управление систем водоснабжения и канализации городов Самарканд, Бухара, Наманган и Карши на условиях государственно-частного партнерства.
10. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды на основе изучения международного опыта в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по эффективному использованию остаточного ила, образованного в канализационно-очистных сооружениях, на условиях государственно-частного партнерства.
11. Освободить юридические лица, заключившие договоры о государственно-частном партнерстве в сфере водоснабжения и канализации, сроком на 3 года с даты подписания соответствующего договора от уплаты:
всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа;
таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) при ввозе не производимых в республике оборудования, комплектующих изделий, запасных частей и материалов по перечням, формируемым в установленном порядке.
12. Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 апреля 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации, предусматривающего порядок, при котором тарифы для потребителей должны покрывать полную себестоимость оказания услуги, а также учитывать затраты на развитие и модернизацию предприятий водоснабжения и канализации.
13. Государственному комитету по инвестициям, Министерству финансов, Министерству жилищно-коммунального обслуживания при формировании Государственной программы развития Республики Узбекистан на предстоящие годы предусмотреть бюджетные средства на разработку технико-экономических обоснований проектов в сфере водоснабжения и канализации, реализуемых с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций.
14. Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента осуществлять подачу водных ресурсов из естественных и искусственных водоемов в приоритетном порядке предприятиям водоснабжения и канализации при наличии обеспеченного дебета резервов воды.
15. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам обеспечить выполнение:
гидрогеологических работ в части выявления запасов воды для водоснабжения городов, районных центров и сельских населенных пунктов, включенных в адресные программы на 2019 год, утвержденные настоящим постановлением;
гидрогеологических работ в рамках программы строительства и реконструкции систем питьевого водоснабжения и канализации на 2020 год согласно приложению № 3.
16. Запретить строительство объектов водоснабжения без проведения гидрогеологических работ и получения соответствующих заключений Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам о наличии питьевых подземных вод.
17. Согласиться с предложением Министерства жилищно-коммунального обслуживания и Министерства финансов Республики Узбекистан о:
установлении специальной надбавки к тарифам на услуги канализации, размер которой утверждается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с территориальными финансовыми органами;
создании территориальных управлений ГУП «Инжиниринговая компания по строительству объектов водоснабжения и канализации» во всех регионах страны (за исключением города Ташкента) на базе четырех межрегиональных филиалов для обеспечения координации и выполнения адресных программ по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и канализации на 2019 год и последующие годы за счет средств Фонда.
Определить, что:
а) сумма специальной надбавки к тарифам на услуги канализации является:
целевым поступлением и не включается в налогооблагаемую базу при исчислении всех видов налогов и других обязательных платежей, а также не подлежит отражению в отчете о финансовых результатах предприятий водоснабжения и канализации;
дополнительным источником формирования средств Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан;
б) с 1 января 2019 года компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан в части, касающейся канализационных сбросов, взимаются Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и распределяются следующим образом:
74 процента – в Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан;
26 процентов – в республиканский бюджет Республики Узбекистан.
18. Счетной палате совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести критический анализ системы учета, полноты охвата плательщиков, а также установленных размеров сборов за сверхнормативный сброс сточных вод и внести предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
19. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан:
в срок до 1 июня 2019 года определить источники финансирования закупки в 2019-2021 годах современных приборов учета питьевой воды и сопутствующего оборудования;
в срок до 1 июля 2019 года обеспечить утверждение графиков установки в 2019-2021 годах современных приборов учета питьевой воды в разрезе населенных пунктов и объектов водоснабжения;
б) совместно с Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2019 года обеспечить:
подготовку предложений для реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства по модернизации, эффективному управлению и эксплуатации объектов систем водоснабжения и канализации, в том числе с обустройством локальных очистных сооружений;
проведение переговоров и формирование открытого перечня квалифицированных частных операторских компаний (частных партнеров) с целью их дальнейшего привлечения на условиях государственно-частного партнерства к управлению и обслуживанию объектов водоснабжения и канализации, в том числе локальных очистных сооружений в сельских населенных пунктах;
в) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством труда и занятости, Министерством строительства Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий водоснабжения и канализации, в том числе об открытии филиалов (совместных факультетов) высших зарубежных образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке кадров в сфере оказания услуг водоснабжения и канализации;
г) совместно с Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов, Министерством строительства Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в трехмесячный срок:
внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект положения о порядке заключения договоров государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, предусмотрев при этом формирование тарифов на услуги водоснабжения и канализации не ниже уровня, определенного соответствующими соглашениями о государственно-частном партнерстве;
разработать и утвердить нормативные документы и механизм отбора частных операторских компаний (частных партнеров) по обслуживанию систем водоснабжения и канализации, в том числе в сельской местности, типовые проекты договоров и соглашений, технические и финансовые индикаторы, указываемые в соглашениях о государственно-частном партнерстве, а также параметры эффективности их деятельности;
д) совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом по инвестициям, Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать «дорожную карту» по внедрению единой геоинформационной системы, обеспечивающей ввод, хранение, периодическое обновление и мониторинг всей необходимой информации по объектам системы водоснабжения и канализации.
20. Возложить персональную ответственность на:
первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. – за осуществление строгого контроля за обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С.Р. – за обеспечение своевременного освоения привлекаемых средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а также поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в отрасль питьевого водоснабжения и канализации;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. – за обеспечение своевременного финансирования проектов, предусмотренных настоящим постановлением, а также качественной разработки механизмов реализации проектов в сфере питьевого водоснабжения и канализации на условиях государственно-частного партнерства;
министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан Салиева М.Х. – за обеспечение своевременной разработки, согласования и утверждения проектной документации, осуществление строительства и ввода объектов, предусмотренных настоящим постановлением.
21. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
22. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Саидову Г.К.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 30 ноября 2018 года.