Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно осуществляются меры, направленные на сокращение государственного участия в экономике, формирование эффективной конкурентной среды и создание более благоприятных условий для предпринимателей.
Вместе с тем все еще встречающиеся случаи чрезмерного государственного регулирования отдельных отраслей негативно влияют на уровень участия частного сектора в реализации государственных функций.
В частности, отсутствие системы, способствующей изучению возможности передачи частному сектору государственных функций
и созданию соответствующих условий в этом направлении, приводит
к отсутствию внимания государственных органов к данным вопросам.
В целях дальнейшего развития конкуренции в условиях рынка, создания дополнительных возможностей для развития новых направлений предпринимательства, повышения деловой активности граждан, дальнейшего совершенствования системы оказания услуг населению,
а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, Антимонопольного комитета и Торгово-промышленной палаты о реализации проекта «Государственные функции – возможность для бизнеса», предусматривающего:
первоначальные направления для привлечения частного сектора в сферу государственного управления согласно приложению № 1;
поэтапную передачу частному сектору государственных функций путем аутсорсинга, краудсорсинга, государственного социального заказа, аккредитации, сертификации и других методов, а также расширение имеющихся возможностей в сфере государственного управления;
реализацию государственных функций также государственными органами и организациями до создания на соответствующих территориях достаточного количества субъектов частного сектора в сферах, в которых государственные функции передаются частному сектору;
запуск электронной площадки для опубликования и обсуждения государственных функций, рекомендуемых к передаче частному сектору, а также соответствующих предложений частного сектора;
формирование единого реестра государственных функций, направленного на внедрение механизмов анализа государственных функций, которые могут быть переданы частному сектору в разрезе министерств и ведомств.
2. В сфере выполнения кадастровых работ:
а) принять во внимание, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2019 года № ПП–4270 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество» начиная с 1 января 2020 года
в Ташкентской области и городе Ташкенте, в порядке эксперимента, внедрен институт кадастрового инженера по недвижимости;
б) установить, что данный эксперимент, проводимый в Ташкентской области и городе Ташкенте, действует до 31 декабря 2022 года, в рамках которого:
начиная с 1 апреля 2021 года кадастровым инженерам
по недвижимости, имеющим квалификационный аттестат, выдаваемый Агентством по кадастру, предоставляется право в том числе
на подготовку первичного кадастрового дела на объекты недвижимого имущества;
процесс подготовки кадастрового дела на объекты недвижимого имущества, включая первичное кадастровое дело, осуществляется посредством специальной автоматизированной информационной системы, а мониторинг проводится Агентством по кадастру;
кадастровый инженер по недвижимости осуществляет свою деятельность путем заключения трудового договора с юридическими лицами либо в качестве индивидуального предпринимателя;
цены на услуги по подготовке кадастрового дела на объекты недвижимого имущества, включая первичное кадастровое дело, устанавливаются субъектами предпринимательства самостоятельно
в размере не менее минимальных ставок, утверждаемых
Кабинетом Министров, а поступающие денежные средства остаются
в их распоряжении в полном объеме.
3. В сфере обеспечения безопасности дорожного движения, начиная с 1 марта 2021 года, предоставить субъектам предпринимательства правона организацию установки
на автомобильных дорогах специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. При этом:
Министерство внутренних дел и Комитет по автомобильным дорогам на отдельной веб-странице системы «Е-IJRO AUKSION» регулярно публикуют сведения о дислокации мест возможной установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации, транспортном потоке на данной территории
и видах нарушений правил дорожного движения, выявленных за последние два года;
закрепление за субъектами предпринимательства мест установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации осуществляется путем проведения электронных аукционных торгов;
минимальная стоимость (стартовая цена) мест установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации для выставления на электронные аукционные торги определяется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел и Министерством финансов;
места установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации закрепляются за субъектами предпринимательства, победившими в электронных аукционных торгах, на неограниченный срок и с правом передачи другому субъекту предпринимательства;
субъекты предпринимательства, победившие в электронных аукционных торгах, приобретают специальные автоматизированные программно-технические средства фото- и видеофиксации на основе конкретных критериев и технических заданий, определяемых Министерством внутренних дел, а также устанавливают их
в закрепленных местах в соответствии с требованиями и другими необходимыми условиями, определяемыми Министерством внутренних дел и Комитетом по автомобильным дорогам;
интеграция установленных специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации в комплексную автоматизированную информационную систему «Административная практика» Государственной службы безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел;
техническая эксплуатация и обеспечение бесперебойной работы установленных специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации, включая возмещение текущих затрат на электроэнергию, возлагаются на субъекты предпринимательства;
размер отчислений из штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных посредством соответствующих специальных автоматизированных программно-технических средств фото-
и видеофиксации, принадлежащих субъектам предпринимательства, распределяется в порядке, установленном Кабинетом Министров.
Утвердить Программу установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации по республике в 2021–2022 годах согласно приложению № 2.
4. В сфере выдачи национального водительского удостоверения, начиная с 1 апреля 2021 года, предоставить субъектам предпринимательства, имеющим лицензию на оказание негосударственных образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, право на проведение теоретических
и практических экзаменов на получение водительского удостоверения на право управления всеми категориями автомототранспортных средств (за исключением трамвая и троллейбуса). При этом:
в государственных требованиях, предъявляемых к подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей, для субъектов предпринимательства предусматриваются в том числе дополнительные обязательства по созданию современных автодромов и их оснащению автоматизированными специальными транспортными средствами;
проведение и оценка теоретических и практических экзаменов
на получение водительского удостоверения осуществляются без участия человеческого фактора, полностью в автоматизированном режиме;
теоретические и практические экзамены на получение водительского удостоверения проводятся под непосредственным либо онлайн—контролем представителя Государственной службы безопасности дорожного движения;
размеры платежей за услуги по проведению теоретических
и практических экзаменов на получение водительского удостоверения устанавливаются субъектами предпринимательства самостоятельно,
а поступающие денежные средства остаются в их распоряжении
в полном объеме;
лицам, успешно сдавшим теоретические и практические экзамены, выдаются специальные защищенные сертификаты, являющиеся основанием для получения водительского удостоверения;
все необходимые реквизиты специальных защищенных сертификатов предоставляются субъектами предпринимательства
в центры государственных услуг и органы внутренних дел
в автоматизированном режиме.
5. В сфере обеспечения безопасного движения транспортных средств, начиная с 1 марта 2021 года, предоставить субъектам предпринимательства право на установку на автомобильных дорогах стационарных пунктов весового и габаритного контроля, оснащенных автоматизированными измерительными средствами. При этом:
Комитет по автомобильным дорогам на отдельной веб-странице системы «Е-IJRO AUKSION» регулярно публикует сведения о дислокации мест возможной установки стационарных пунктов весового и габаритного контроля и транспортном потоке на данной территории;
закрепление за субъектами предпринимательства м ест установки стационарных пунктов весового и габаритного контроля осуществляется путем проведения электронных аукционных торгов;
минимальная стоимость (стартовая цена) мест установки стационарных пунктов весового и габаритного контроля для выставления на электронные аукционные торги определяется на основе порядка, устанавливаемого Комитетом по автомобильным дорогам, Министерством внутренних дел и Министерством финансов;
места установки стационарных пунктов весового и габаритного контроля закрепляются за субъектами предпринимательства, победившими в электронных аукционных торгах, на неограниченный срок и с правом передачи другому субъекту предпринимательства;
субъекты предпринимательства, победившие на электронных аукционных торгах, приобретают стационарные пункты весового и габаритного контроля в соответствии с конкретными критериями, техническими заданиями, требованиями, предъявляемыми к установке, и другими необходимыми условиями, определяемыми Комитетом по автомобильным дорогам и Министерством внутренних дел, и устанавливают их в местах закрепления;
интеграция установленных стационарных пунктов весового и габаритного контроля в комплексную автоматизированную информационную систему «Административная практика» Государственной службы безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел;
обеспечение технической эксплуатации и бесперебойной работы установленных стационарных пунктов весового и габаритного контроля, включая возмещение текущих затрат на электроэнергию, возлагается
на субъекты предпринимательства;
размер отчислений из штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные посредством соответствующих стационарных пунктов весового и габаритного контроля, принадлежащих субъектам предпринимательства, распределяется в порядке, установленном Кабинетом Министров.
Утвердить Программу установки субъектами предпринимательства стационарных пунктов весового и габаритного контроля по республике на 2021–2022 годы согласно приложению № 3.
6. В сфере предоставления государственных услуг, начиная
с 1 марта 2021 года, предоставить субъектам предпринимательства право на участие в качестве агента при предоставлении государственными органами и организациями, в том числе центрами государственных услуг, отдельных видов государственных услуг. При этом:
работники субъектов предпринимательства, оказывающих услуги
в качестве агента, должны иметь сертификат, выдаваемый учебными центрами, прошедшими аккредитацию, в котором конкретно определены виды услуг, которые могут быть предоставлены;
сертификаты выдаются сроком на 3 года в порядке, определяемом Кабинетом Министров;
оказание субъектами предпринимательства услуг в качестве агента осуществляется в рамках единой платформы Агентства государственных услуг;
подключение субъектов предпринимательства, имеющих сертификат, предоставляющий право на оказание услуг в качестве агента, к системе предоставления соответствующих государственных услуг, их регистрация
и мониторинг процесса осуществляются государственными органами
и организациями, предоставляющими данные услуги;
Агентство государственных услуг формирует и ведет единый электронный реестр субъектов предпринимательства, оказывающих услуги в качестве агента;
создается возможность выбора гражданами подходящих для них агентов через единый электронный реестр;
за услуги агента гражданами вносится отдельная плата,
при этом субъекты предпринимательства самостоятельно устанавливают цены на услуги, а поступающие денежные средства остаются в их распоряжении в полном объеме;
перечень государственных услуг, запрещенных для оказания субъектами предпринимательства в качестве агента, утверждается Кабинетом Министров.
7. Установить, что начиная с 1 июня 2021 года осуществление функций государственных органов и организаций по обеспечению и поддержанию внутренней административно-хозяйственной деятельности передается частному сектору. При этом:
данное требование не применяется в случаях наличия отрицательного заключения Министерства финансов, основанного на проведенных анализах, результатах изучения эффективности, а также конкретных расчетах передачи частному сектору функций государственных органов и организаций;
запрещается возложение функций по обеспечению и поддержанию внутренней административно-хозяйственной деятельности государственных органов и организаций нагосударственные предприятия, учредителями которых они являются.
Министерству финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 апреля 2021 года внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение перечня функций государственных органов и организаций по обеспечению и поддержанию внутренней административно-хозяйственной деятельности, передаваемых частному сектору, и перечня министерств и ведомств, в которых внедряется данный порядок, а также методики проведения экономического анализа по ним.
8. Утвердить «Дорожную карту» по привлечению частного сектора в сферы, регулируемые государством в рамках проекта «Государственные функции – возможность для бизнеса», согласно приложению № 4.
9. Одобрить предложение Министерства экономического развития
и сокращения бедности, Министерства юстиции, Антимонопольного комитета и Торгово-промышленной палаты о внедрении комплексного механизма передачи государственных функций частному сектору, состоящего из следующих этапов:
а) ежегодного отбора государственных функций для передачи частному сектору, осуществляемого Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом проводятся:
полная инвентаризация неэффективных и эксклюзивных функций
и полномочий министерств и ведомств в сфере государственного управления;
объективный анализ на предмет наличия возможности
и экономической эффективности передачи государственных функций частному сектору;
конкретизация сути и содержания государственных функций
с адаптацией к частному сектору;
формирование итогового перечня государственных функций, рекомендуемых к передаче частному сектору, на основе предложений соответствующих министерств и ведомств;
б) проведения Министерством экономического развития
и сокращения бедности и Торгово-промышленной палатой анализа готовности рынка частного сектора к реализации государственных функций. При этом:
перечень государственных функций, рекомендуемых к передаче частному сектору, публикуется и выносится на широкое общественное обсуждение;
разрабатываются меры стимулирования активности частного сектора по реализации государственных функций;
проводится обобщение и анализ предложений и мнений частного сектора о реализации государственных функций;
формируется предварительный перечень субъектов частного сектора, имеющих опыт работы по реализации функций, аналогичных передаваемым государственным функциям;
проводится анализ на предмет наличия у частного сектора необходимых ресурсов, инфраструктуры и квалифицированных кадров;
определяется стоимость реализации государственных функций для частного сектора и потребителей с учетом реальных расходов и стоимости товаров (работ, услуг);
в) разработки Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством юстиции проекта нормативно-правового акта, предусматривающего передачу государственных функций частному сектору;
г) осуществления Министерством экономического развития
и сокращения бедности и Торгово-промышленной палатой мониторинга реализации государственных функций, переданных частному сектору. При этом:
проводится обобщение и анализ информации частного сектора
о результатах реализации государственных функций, на основе обобщенной информации оценивается эффективность и качество
их реализации;
разрабатываются обоснованные предложения по устранению недостатков и совершенствованию механизмов реализации переданных государственных функций при выявлении фактов неэффективной либо некачественной реализации государственных функций частным сектором;
д) разработки Министерством финансов, Министерством занятости
и трудовых отношений и Агентством развития государственной службы предложений по оптимизации штатных единиц соответствующих государственных органов в связи с передачей государственных функций. При этом:
проводится анализ функциональной нагрузки подразделений государственных органов после передачи государственных функций частному сектору;
в Кабинет Министров вносятся предложения по оптимизации высвобожденных штатных единиц соответствующих подразделений государственных органов в связи с передачей государственных функций.
10. Образовать с 1 января 2021 года в структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и сокращения бедности Управление по анализу и развитию частного сектора,состоящее из
8 штатных единиц за счет оптимизированной части штатных единиц органов государственной власти и управления, определив его задачами:
осуществление мониторинга реализации проекта «Государственные функции – возможность для бизнеса» и комплексного механизма передачи государственных функций частному сектору, а также разработку предложений по устранению возникающих проблем;
ведение деятельности электронной площадки по опубликованию
и проведению обсуждений государственных функций, рекомендуемых
к передаче частному сектору, а также соответствующих предложений частного сектора;
проведение анализа государственных функций, которые могут быть переданы частному сектору, с подготовкой предложений о принятии соответствующих мер по итогам изучения.
11. Возложить персональную ответственность на:
а) директора Агентства по кадастру Турахужаева Х.С. – за разработку механизма реализации функции подготовки кадастрового дела, в том числе первичного кадастрового дела, на объекты недвижимого имущества кадастровыми инженерами по недвижимости, внедряемого в порядке эксперимента в Ташкентской области и городе Ташкенте, а также установление минимальных ставок цен на данные услуги и создание специальной автоматизированной информационной системы;
б) министра внутренних дел Бобожонова П.Р. за:
организацию полного закрепления за субъектами предпринимательства специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации в установленном порядке, оказание всестороннего содействия субъектам предпринимательства
в данном направлении, объективное, справедливое и оперативное решение возникающих проблем, а также обеспечение своевременной установки и ввода в эксплуатацию специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации;
осуществление контроля за разработкой лицензионных требований и условий для ведения субъектами предпринимательства деятельности по проведению теоретических и практических экзаменов на получение водительского удостоверения на право управления всеми категориями автомототранспортных средств (за исключением трамвая и троллейбуса), созданием и оснащением автоматизированными специальными транспортными средствами современных автодромов, а также проведением субъектами предпринимательства теоретических и практических экзаменов;
в) председателя Комитета по автомобильным дорогам
Абдувалиева А.А. – заорганизацию полного закрепления за субъектами предпринимательства стационарных пунктов весового и габаритного контроля в установленном порядке, оказание всесторонней помощи субъектам предпринимательства в данном направлении, объективное, справедливое и оперативное решение возникающих проблем, а также обеспечение своевременной установки и ввода в эксплуатацию стационарных пунктов весового и габаритного контроля;
г) министра юстиции Давлетова Р.К. – заобеспечение участия государственных ведомств, учреждений и организаций, в том числе центров государственных услуг в качестве агента, при предоставлении отдельных видов государственных услуг, разработку порядка выдачи сертификата на право осуществления данной услуги, а также организацию специальных учебных курсов по оказанию услуг в качестве агента;
д) министра финансов Ишметова Т.А. – заобеспечение разработки и внесения в Кабинет Министров проекта правительственного решения, предусматривающего утверждение перечня функций государственных органов и организаций по обеспечению и поддержанию внутренней административно-хозяйственной деятельности, передаваемых частному сектору, и перечня министерств и ведомств, в которых внедряется данный порядок, а также методики проведения экономического анализа по ним.
12. В целях эффективного и своевременного обеспечения реализации мер, предусмотренных настоящим постановлением:
а)заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А. – обеспечить передачу частному сектору соответствующих функций государственных органов в установленные сроки, а также разработку и утверждение процедур реализации государственных функций, переданных частному сектору в сжатые сроки;
б) Агентству по управлению государственными активами (Бекенов С.Х.) – в двухмесячный срок обеспечить принятие соответствующих мер по организации электронных аукционных торгов, определенных настоящим постановлением;
в) руководителям ответственных министерств и ведомств – принять действенные меры по качественной и своевременной реализации мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, а также передаче государственных функций частному сектору;
г) Министерству экономического развития и сокращения бедности (Ортиков А.Ж.):
осуществлять мониторинг реализации государственных функций, переданных частному сектору на системной основе;
в месячный срок – укомплектовать Управление по анализу и развитию частного сектора высококвалифицированными кадрами, обладающими необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками;
в двухмесячный срок – внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего постановления;
д) Министерству юстиции (Давлетов Р.К.) – оказывать Министерству экономического развития и сокращения бедности всестороннюю практическую помощь в разработке предложений, направленных на совершенствование правовых механизмов передачи государственных функций частному сектору, а также института саморегулирования;
е) Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.А.) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (Кучимов А.К.) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.Ж.) – принять меры по широкому освещению среди населения мер, предусмотренных настоящим постановлением, с привлечением средств массовой информации.
13. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. персональную ответственность за ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, а также осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных
за его исполнение.
Информировать Президента Республики Узбекистан о результативности осуществляемых мер в срок до 1 марта и 1 сентября 2021 года, а также
1 января 2022 года, в последующем – по итогам каждого квартала.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
7 декабря 2020 года