Постановление
Президента Республики Узбекистан
В республике проводится широкомасштабная и системная работа по совершенствованию системы поддержки издательской и полиграфической сферы, развитию рынка печатной продукции.
Вместе с тем сегодняшнее состояние дел в издательской и полиграфической сфере требует усиления конкуренции среди издательских и полиграфических организаций, предупреждения нарушений авторского права, ограничения выпуска некачественной продукции, пересмотра порядка издания учебников и учебно-методических комплексов.
В целях резкого сокращения вмешательства государства, а также создания благоприятной деловой среды в издательской и полиграфической сфере, обеспечения поставки качественных учебников и учебно-методических комплексов для образовательных учреждений:
1. Одобрить предложения Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства юстиции Республики Узбекистан и Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее – Агентство) по:
отмене, начиная с 1 октября 2020 года, государственного регулирования цен (установления предельного уровня рентабельности) при издании (переиздании) учебников и учебно-методических комплексов для образовательных учреждений за счет средств республиканского бюджета и средств Республиканского целевого книжного фонда;
внедрению, начиная с 1 июля 2020 года, системы уведомления уполномоченного государственного органа о начале издательской и полиграфической деятельности с отменой порядка выдачи разрешений на лицензирование издательской деятельности, а также порядка выдачи разрешений на осуществление полиграфической деятельности;
отмене, начиная с 1 января 2021 года, отчислений в фонд «Ижод» при Союзе писателей Узбекистана с выручки, поступающей от реализации печатной продукции издательских и полиграфических предприятий, а также оказания редакторских, издательских и полиграфических услуг, связанных с производством и реализацией печатной продукции.
2. Установить порядок, в соответствии с которым:
издательские и полиграфические предприятия, в том числе предприятия, выполняющие государственный заказ, свободно формируют политику ценообразования на основе рыночных механизмов;
с 1 сентября 2020 года подготовка к печати и издание печатной продукции на основе государственного заказа, в том числе учебников и учебно-методических комплексов, осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, допускающем также возможность участия нерезидентов Республики Узбекистан. При этом настоящий порядок является обязательным и для корпоративных заказчиков;
уведомление уполномоченного государственного органа о начале издательской и полиграфической деятельности субъектами предпринимательства осуществляется посредством автоматизированной информационной системы.
3. Согласиться с предложениями Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства и Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о:
передаче государственных предприятий «Издательско-полиграфический творческий дом «Ўзбекистон», «Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма» и «Полиграфический дом «Ўқитувчи» Агентству по управлению государственными активами для приватизации в установленном порядке;
передаче государственного предприятия «Типография слепых» Агентству по управлению государственными активами для эффективного использования;
прекращении деятельности государственного предприятия «Научно-методический издательский центр «O‘qituvchi», а также издательств в системе территориальных подразделений Агентства (за исключением Республики Каракалпакстан);
образовании в системе Агентства государственного предприятия «Ўзбекистон нашриёти», присоединении к нему государственных предприятий «Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана» и «Государственное научное издательство «Ўзбекистон миллий энциклопедияси», а также передаче государственному предприятию «Ўзбекистон нашриёти» издательской базы государственного предприятия «Издательско-полиграфический творческий дом «Ўзбекистон», в том числе исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (А.Н.Арипов) в двухнедельный срок утвердить графики оценки, реорганизации, выставления на торги и ликвидации государственных предприятий, предусмотренных настоящим пунктом.
4. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан:
а) в месячный срок принять в установленном порядке государственные предприятия «Издательско-полиграфический творческий дом «Ўзбекистон», «Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма», «Полиграфический дом «Ўқитувчи» и «Типография слепых»;
б) в двухмесячный срок с привлечением международных аудиторских и консалтинговых организаций:
утвердить планы мер по подготовке к приватизации и повышению привлекательности издательско-полиграфических предприятий с государственным участием, определив конкретные сроки проведения каждого мероприятия и ответственных лиц;
внести в установленном порядке в Кабинет Министров предложения по эффективному использованию имущества нереализованных, а также ликвидированных издательско-полиграфических предприятий.
5. Установить, что:
исключительные авторские права ликвидируемых издательских организаций Агентства (за исключением прав на учебники и учебно-методические комплексы) передаются вновь образованному государственному предприятию «Ўзбекистон нашриёти»;
действующие исключительные авторские (издательские) права на учебники и учебно-методические комплексы издательских организаций Агентства безвозмездно передаются Министерству народного образования Республики Узбекистан;
печатная продукция для образовательных учреждений подлежит обязательному утверждению на соответствие требованиям технического регламента.
6. Предоставить министру народного образования Республики Узбекистан право принятия решений об установлении сроков (периодичность новых изданий и переизданий) пользования учебниками и учебно-методическими комплексами для всех классов учреждений общего среднего образования, специализированных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также по согласованию с Министерством финансов о дополнительном издании учебников и учебно-методических комплексов для всех классов учреждений общего среднего образования. При этом не допускается необоснованное изменение содержания учебников и учебно-методических комплексов.
7. Министерству народного образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о:
пересмотре и кардинальном совершенствовании деятельности Республиканского центра образования при Министерстве народного образования (далее – Центр);
возложении на Центр задач по разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ общего среднего образования, отбору авторов и составителей для создания учебников и учебно-методических комплексов, проведению экспертизы и апробации созданных учебников и учебно-методических комплексов, выдаче научных заключений об их применении в системе образования;
совершенствовании системы подготовки, издания и распространения учебников и учебно-методических комплексов в сфере образования, в том числе предупреждении допущения в них ошибок и недостатков, а также передаче Министерству народного образования исключительных прав на пользование учебниками и учебно-методическими комплексами, подготавливаемыми на основе государственного заказа;
приеме на работу на определенный срок на договорной основе научных работников, привлекаемых к реализации научно-технических проектов, связанных с созданием учебников и учебно-методических комплексов, исходя из объема выполняемых научно-технических работ.
8. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Союзом писателей Узбекистана в срок до 1 октября 2020 года внести в Кабинет Министров предложение о дальнейшем развитии и государственной поддержке фонда «Ижод» при Союзе писателей Узбекистана.
Союзу молодежи Узбекистана совместно с Агентством, Министерством финансов Республики Узбекистан, Союзом писателей Узбекистана и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об организации творческих смотров-конкурсов, а также совершенствовании системы оказания финансовой помощи для издания первых книг талантливых молодых авторов.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан (Б.Ходжаев) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством инновационного развития, агентством «Узстандарт» и АО «Узкимёсаноат» в месячный срок сформировать и утвердить программу локализации производства импортируемого сырья (бумаги, картона, краски и клея) для снижения себестоимости производимой полиграфической продукции.
10. Антимонопольному комитету Республики Узбекистан усилить контроль за соблюдением требований законодательства о конкуренции при проведении тендерных (конкурсных) торгов на издание и переиздание учебников и учебно-методических комплексов для средних общеобразовательных учреждений.
11. Принять к сведению, что на Агентство и его территориальные подразделения возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере информации, полиграфии и издательской деятельности.
12. Агентству совместно с Министерством экономики и промышленности и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять меры по совершенствованию направлений образования сферы издательской деятельности в высших образовательных учреждениях.
13. Министерству народного образования в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о внедрении в общеобразовательных учреждениях республики современных учебников по STEAM предметам (Science – естественные науки, Technology – технологии, Engineering – техническое творчество, Art – искусство, Mathematics – математика), используемых в системе образования зарубежных государств.
14. Агентству в двухмесячный срок:
совместно с Министерством юстиции внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о порядке уведомления уполномоченного государственного органа о начале издательской и полиграфической деятельности;
пересмотреть требования законодательных актов и нормативно-технических документов в издательской и полиграфической сфере, принять меры по отмене не соответствующих современным требованиям норм и нормативов, в частности, практики получения заключения Союза писателей Узбекистана на подготовку к изданию и публикации творческих работ;
совместно с Министерством юстиции разработать и внести в Кабинет Министров проект закона об усилении административной ответственности за нарушения законодательства в издательской и полиграфической сфере;
совместно с агентством «Узстандарт», Министерством здравоохранения и Министерством народного образования разработать и внести в Кабинет Министров предложения о приведении «Общего технического регламента о безопасности полиграфической продукции для образовательных учреждений» в соответствие с международными требованиями;
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
16 марта 2020 года.
УзА