Постановление
Президента Республики Узбекистан
В стране реализуются последовательные меры по дальнейшему повышению адресности оказываемых населению социальных услуг и помощи, поэтапно цифровизируются процедуры социальной защиты населения.
В частности, продолжающаяся в мире коронавирусная пандемия обуславливает наличие прозрачных и эффективных инструментов определения уязвимых слоев населения в короткие сроки, их государственной целевой поддержки.
Наряду с этим отсутствие в данной сфере необходимых ведомственных информационных систем, электронных ресурсов и баз данных не дает возможности отказаться от бумажного делопроизводства, сократить время предоставления государственных социальных услуг или помощи.
В целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в систему социальной защиты населения, создания единой системы предоставления государственных социальных услуг и помощи социально уязвимым слоям населения:
1. Принять к сведению, что:
с 1 октября 2019 года в рамках пилотного проекта, реализуемого в Сырдарьинской области, процедуры рассмотрения назначения и установления пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет, пособия семьям с детьми в возрасте до 14 лет и материальной помощи малообеспеченным семьям (далее – социальные пособия) осуществляются посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты»;
разработка и внедрение информационной системы «Единый реестр социальной защиты» осуществляется за счет финансовой, технической и экспертной поддержки, предоставляемой на основе гранта представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане;
приобретение компьютерного оборудования и периферийных устройств для внедрения в республике информационной системы «Единый реестр социальной защиты» осуществляется за счет льготного кредита Всемирного банка;
владельцем и пользователем информационной системы «Единый реестр социальной защиты» является внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
2. Установить, что:
с 1 сентября 2020 года процедуры рассмотрения заявлений о назначении и процесс назначения социальных пособий осуществляются посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты» поэтапно согласно приложению №1;
информационная система «Единый реестр социальной защиты» является составной частью системы «Электронное правительство»;
персональный идентификационный номер физического лица (далее – персональный идентификационный номер) является идентификатором физического лица в информационной системе «Единый реестр социальной защиты»;
межведомственное электронное взаимодействие государственных органов и организаций в рамках оказания государственных социальных услуг или помощи осуществляется через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство».
3. Определить основными целями внедрения информационной системы «Единый реестр социальной защиты»:
кардинальное сокращение количества справок и подтверждающих документов, необходимых для предоставления государственных социальных услуг и помощи путем автоматизации процедур взаимного обмена документами посредством применения межведомственного электронного взаимодействия;
устранение субъективного подхода в принятии решений путем объективной оценки степени нуждаемости малообеспеченных семей в соответствии с определенными критериями, а также автоматизации процессов предоставления государственных социальных услуг и помощи;
ведение мониторинга и анализа динамики изменения состава уязвимой категории населения, совершенствование критериев их оценки с учетом социально-экономического развития республики и регионов;
формирование единой постоянно обновляемой базы данных о получателях государственных социальных услуг и социальной помощи;
обеспечение информацией заинтересованных министерств, ведомств и организаций для предоставления ими услуг на бесплатной или льготной основе для выполнения возложенных на них задач и функций.
4. Установить порядок, в соответствии с которым:
с 1 января 2021 года при предоставлении государственных социальных услуг и помощи не допускается истребование государственными органами и организациями от граждан документов и справок, предусмотренных
№2;лица или семьи, признанные малообеспеченными посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты» в установленном порядке, вправе получать также услуги и льготы согласно приложению №3, без предоставления дополнительных документов и справок;
справка о признании малообеспеченным посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты» выдается через Единый портал интерактивных государственных услуг и действительна в течение двенадцати месяцев.
5. Утвердить Программу мер по дальнейшему улучшению и расширению электронного взаимодействия между информационной системой «Единый реестр социальной защиты» и информационными системами заинтересованных министерств и ведомств (далее – Программа) согласно приложению №4.
Министерству финансов Республики Узбекистан установить постоянный мониторинг за исполнением Программы, регулярно вносить в Кабинет Министров предложения о принятии мер ответственности в отношении должностных лиц, допустивших нарушение сроков исполнения утвержденных мер.
6. Одобрить предложение Министерства финансов Республики Узбекистан о выделении внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов Республики Узбекистан, его территориальным подразделениям и районным (городским) отделам штатных единиц для обеспечения внедрения и ведения деятельности информационной системы «Единый реестр социальной защиты», содержащихся за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, согласно приложению №5.
Установить, что штатные единицы, указанные
№5 к настоящему постановлению, выделяются за счет оптимизации:200 штатных единиц инспекторов и специалистов органов по труду;
125 штатных единиц системы Министерства финансов Республики Узбекистан;
100 штатных единиц органов государственной налоговой службы.
Образовать в исполнительном аппарате внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в рамках его утвержденных штатных единиц Сектор по приему обращений и жалоб граждан о назначении социальных пособий посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты».
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан до 1 января 2021 года обеспечить формирование в информационной системе «Единый электронный архив ЗАГС» электронных баз документов, хранящихся в архивах органов записи актов гражданского состояния (далее – органы ЗАГС) на бумажных носителях.
Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции до 1 сентября 2020 года принять меры по временному привлечению к работе и размещению дополнительного персонала, необходимого для формирования электронной базы документов, хранящихся в архивах органов ЗАГС на бумажных носителях, при этом обеспечить их необходимыми компьютерными и другими средствами оргтехники, офисными принадлежностями, канцелярскими товарами, телефонной связью и интернетом, а также установить контроль за строгим соблюдением ими порядка работы с архивными документами.
Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить выделение на основе обоснованных расчетов Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан средств в размере 30 миллиардов сумов из республиканского бюджета Республики Узбекистан для формирования электронных баз данных документов, хранящихся в архивах ЗАГС на бумажных носителях, временного привлечения работников на договорной основе, а также приобретения необходимых компьютерных и других средств оргтехники.
Установить, что:
Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции разрешается приобретение компьютеров и других средств оргтехники в рамках настоящего постановления, в порядке исключения, путем отбора наилучших предложений;
после полного завершения мероприятий по формированию в информационной системе «Единый электронный архив ЗАГС» электронных баз данных документов, хранящихся в архивах ЗАГС на бумажных носителях, компьютеры и другие средства оргтехники, приобретенные в рамках настоящего постановления, безвозмездно передаются в установленном порядке общеобразовательным учреждениям соответствующих районов (городов) на основе распределения Министерства народного образования Республики Узбекистан.
8. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить качественный и полноценный обмен информацией между информационной системой «Единый реестр социальной защиты» и ведомственными информационными системами и ресурсами через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство», оказывать Министерству финансов Республики Узбекистан всестороннее, в том числе необходимое техническое, содействие.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить:
совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан – закупку до конца 2020 года серверов, компьютеров, других технических средств и оборудования, необходимого для полноценной и качественной работы информационной системы «Единый реестр социальной защиты» в рамках проекта «Укрепление системы социальной защиты в Узбекистане», реализуемого в сотрудничестве со Всемирным банком;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами – поэтапное расширение функциональных возможностей информационной системы «Единый реестр социальной защиты»;
после внедрения функции определения состава членов семьи заявителя в информационной системе «Единый электронный архив ЗАГС» – прием информационной системой «Единый реестр социальной защиты» заявлений для назначения социальных пособий в электронной форме в режиме онлайн.
10. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан и коммерческим банкам до 1 октября 2020 года создание возможности для представления сведений о получении денежных переводов и остатке на депозитном расчетном счете, открытом на имя лица, подающего заявление в информационную систему «Единый реестр социальной защиты», и членов его семьи на основе обеспечения конфиденциальности и закрытости при регистрации данных в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» с согласия заявителя и дееспособных членов его семьи.
11. Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Государственной службе безопасности Президента Республики Узбекистан, Национальной гвардии, Службе государственной безопасности, Государственному таможенному комитету, Государственному комитету по оборонной промышленности Республики Узбекистан принять меры по ограничению подачи, недопущению рассмотрения заявлений своих служащих и сотрудников, членов их семей (супруги (га) и детей), а также подведомственных организаций через информационную систему «Единый реестр социальной защиты» для получения социальных пособий, других государственных социальных услуг, предусмотренных для малообеспеченных семей.
13. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан до 1 января 2021 года обеспечить внедрение функции определения состава членов семьи заявителя путем прикрепления персонального идентификационного номера физического лица к соответствующим записям актов гражданского состояния в информационной системе «Единый электронный архив ЗАГС».
14. Министерству финансов совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям через информационную систему «Единый реестр социальной защиты». При этом при назначении социальных пособий предусмотреть приоритет предоставления социальных пособий семьям с наиболее низким доходом;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о внедрении единой системы предоставления государственных социальных услуг и помощи населению, совершенствовании критериев определения нуждаемости, принимаемых за основу при назначении социальных пособий, услуг и помощи, с привлечением при этом международных экспертов.
Распространить порядок назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям Сырдарьинской области посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты» и на другие регионы республики, до принятия Кабинетом Министров соответствующего решения.
15. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации и сети Интернет целей и задач настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
4 августа 2020 года.