Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране уделяется особое внимание повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с применением водосберегающих технологий.

В результате приведения механизмов государственной поддержки в соответствие с современными требованиями только в 2021 году водосберегающие технологии внедрены на площади 433 тысячи гектаров и общий показатель их внедрения составил 17 процентов орошаемых площадей.

Однако недочеты в производстве, поставках, закупках, проектировании и установке на местах водосберегающих ирригационных систем, а также недостаток навыков в данном направлении у отдельных производителей сельскохозяйственной продукции являются причинами запоздалого внедрения указанных технологий.

В целях устранения имеющихся недостатков и проблем внедрения водосберегающих технологий, смягчения негативного воздействия наблюдаемого дефицита воды в регионе, а также дальнейшего эффективного использования водных ресурсов при выращивании сельскохозяйственных культур:

1. Одобрить предложение Министерства водного хозяйства, Министерства сельского хозяйства, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о повышении эффективности использования воды посредством внедрения водосберегающих технологий на площади 478 тысяч гектаров в 2022 году.

2. Утвердить прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий в 2022 году согласно приложению № 1.

Заместителю Премьер-министра Ганиеву Ш.М. обеспечить:

а) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимами областей в срок до конца 2022 года в соответствии с прогнозными показателями, утвержденными приложением №1 к настоящему постановлению, на площадях республики не менее:

230 тысяч гектаров, включая 160 тысяч гектаров площади выращивания хлопка-сырца, – внедрение систем капельного орошения;

28 тысяч гектаров, включая 25 тысяч гектаров площади выращивания зерновых колосовых, – внедрение систем дождевального орошения;

2 тысяч гектаров сельскохозяйственных посевных – внедрение систем дискретного орошения;

218 тысяч гектаров – выравнивание посевных площадей с помощью лазерного оборудования;

б) совместно с Министерством водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.), Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.), Генеральной прокуратурой (Рахимов Ш.Ж.), Министерством внутренних дел (Нишанбаев С.А.), Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей – установление системного мониторинга выполнения утвержденных прогнозных показателей и проведение критических обсуждений его результатов.

3. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимам областей совместно с Министерством водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.), Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.), АО «Региональные электрические сети» (Мустафоев У.М.) и Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам (Исламов Б.Ф.) в недельный срок утвердить Адресный перечень внедрения водосберегающих технологий в 2022 году, при этом уделить внимание:

размещению водосберегающих технологий прежде всего в головной части крупных водопроводных и водозаборных сетей по принципу «один канал – одна система»;

наличию возможности бесперебойного обеспечения электроэнергией и водой исходя из действующей инфраструктуры посевных площадей.

4. Установить с 2022 года порядок государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий при выращивании сельскохозяйственной продукции, предусматривающий предоставление субсидий на покрытие:

части затрат производителей сельскохозяйственной продукции по внедрению водосберегающих технологий орошения согласно приложению № 2;

части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на приобретение и строительство водосберегающих систем орошения, согласно приложению № 3.

После расчета средств субсидий в соответствии с приложением № 2 к настоящему постановлению из рассчитанной суммы выделить:

50 процентов – в год внедрения системы;

50 процентов – в следующем году, в зависимости от повышения урожайности и эксплуатации оборудования;

дополнительных 20 процентов – в третьем году хлопководческим, зерноводческим и плодоовощеводческим кластерам, сохранившим высокую урожайность посредством внедренной системы.

5. Установить, что:

средства субсидии, предусмотренные пунктом 4 настоящего постановления, выделяются с условием использования внедренных водосберегающих систем орошения не менее пяти лет;

земельные площади, на которых внедрены водосберегающие системы орошения, не подлежат оптимизации в течение не менее 5 лет, изъятие земельного участка или его части для государственных и общественных нужд разрешается исключительно с согласия землепользователя после полного возмещения затраченных средств;

в случае, если производители сельскохозяйственной продукции, получившие из Государственного бюджета средства субсидии на внедрение водосберегающих систем орошения в 2021 году, но не успевшие использовать внедренные водосберегающие системы орошения в оросительный сезон, не введут в эксплуатацию данные системы до оросительного сезона 2022 года, полученные средства субсидии в установленном порядке подлежат возврату в Государственный бюджет.

Генеральной прокуратуре (Рахимов Ш.Ж.), Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом (Вахабов А.Д.) и Министерству водного хозяйства (Хамраев Ш.Р., Каршиев Р.Ж.) взять на строгий контроль выполнение требований, установленных настоящим пунктом.

6. Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А. и Министерству финансов (Ишметов Т.А.) обеспечить своевременное выделение средств из республиканского бюджета в размере 1 182,4 млрд сумов на поддержку внедрения водосберегающих технологий в 2022 году.

7. Возложить персональную ответственность на:

министра водного хозяйства Хамраева Ш.Р. – за бесперебойное обеспечение водой посевных площадей, на которых внедрены водосберегающие технологии орошения;

председателя правления АО «Региональные электрические сети» Мустафоева У.М. – за бесперебойное обеспечение электрической энергией посевных площадей, на которых внедрены водосберегающие технологии орошения.

8. За счет сокращения действующих штатных единиц организаций в системе Министерства водного хозяйства, финансируемых из республиканского бюджета:

создать группы внутреннего аудита, состоящие из одной штатной единицы (далее – группы внутреннего аудита БУИС), в структуре бассейновых управлений ирригационных систем;

выделить дополнительно одну штатную единицу службе внутреннего аудита Министерства водного хозяйства.

Определить, что:

а) группы внутреннего аудита БУИС подчиняются непосредственно службе внутреннего аудита Министерства водного хозяйства;

б) основными задачами групп внутреннего аудита БУИС являются:

изучение правильности расчетов и оформление в установленном порядке субсидий, выделяемых в соответствии с приложением № 2 к настоящему постановлению, на покрытие части затрат по внедрению водосберегающих технологий;

изучение внедрения водосберегающих систем с выездом на места;

представление в Министерство водного хозяйства заключений о выделении или невыделении субсидий на покрытие части затрат по внедрению водосберегающих технологий;

осуществление постоянного мониторинга документов по расходам, затраченным на внедрение водосберегающих технологий, а также проведенных бухгалтерских операций в данном направлении;

разработка предложений о мерах, направленных на раннее предупреждение случаев нарушения законодательства, могущих возникнуть при внедрении водосберегающих технологий;

осуществление контроля за достоверностью отчетности
о площадях, на которых внедрены водосберегающие системы, ведущейся отделами развития водосберегающих и цифровых технологий Министерства водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлений ирригационных систем.

9. Заместителю Премьер-министра Ганиеву Ш.М. совместно с Министерством водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.), Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) и Антимонопольным комитетом (Шарахметов Ш.Ш.) в месячный срок разработать Единый электронный реестр подрядных организаций, качественно выполнивших работы по внедрению водосберегающих технологий в прошлые годы и полностью соответствующих требованиям свободной конкуренции в условиях рыночной экономики, «Тоmchi-reestr» (далее – ЕЭР «Тоmchi-reestr»).

При разработке ЕЭР «Тоmchi-reestr» обратить внимание в том числе на:

наличие у предприятий производственной базы;

запуск предприятиями производства в местных условиях либо наличие у зарубежных и отечественных производителей статуса официального дилера;

уровень налогового риска в соответствии с действующими актами законодательства;

степень обеспеченности оборудованием, квалифицированными специалистами, включая проектировщиков, инженеров и агрономов, необходимых для реализации проектов;

налаженность сервисного обслуживания фермерских хозяйств в рамках реализуемых проектов.

Установить, что на проекты, реализуемые подрядными организациями, не включенными в ЕЭР «Тоmchi-reestr», средства субсидий не выделяются.

10. Определить, что для установления субъектов, подлежащих включению в ЕЭР «Тоmchi-reestr», нижеследующими регулярно представляются Министерству водного хозяйства в установленном порядке:

сведения о численности работников, объеме основных средств, полученных доходах, уплаченных налогах и фонде оплаты труда – Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом по статистике, Министерством занятости и трудовых отношений;

необходимая ведомственная информация – другими ответственными министерствами и ведомствами.

11. Министерству сельского хозяйства (Юлдашев К.А.) совместно с Министерством водного хозяйства (Каршиев Р.Ж.), Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Пекось О.А.), Министерством финансов (Хайдаров А.Я.) в срок до 10 марта 2022 года обеспечить внедрение Единой информационной системы по сбору, рассмотрению, согласованию с уполномоченными органами и организациями материалов выделения субсидий производителям сельскохозяйственной продукции, внедрившим водосберегающие технологии, «Аgro-subsidiya» (далее – ЕИС «Аgro-subsidiya»).

12. Установить, что расходы по использованию ЕЭР «Тоmchi-reestr» и ЕИС «Аgro-subsidiya» осуществляются в рамках средств, выделяемых из Государственного бюджета.

13. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2019 года № ПП–4499 «О мерах по расширению механизмов стимулирования внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве» начиная с 1 января 2022 года:

порядок возмещения стоимости электроэнергии, потребляемой насосными агрегатами и оросительными скважинами для производства хлопка-сырца и зерновых колосовых, за счет субсидий из Государственного бюджета распространяется исключительно на производителей сельскохозяйственной продукции, внедривших водосберегающие технологии;

использование производителями сельскохозяйственной продукции оросительных колодцев и скважин вертикального дренажа водохозяйственных организаций для орошения сельскохозяйственных культур разрешается с условием использования водосберегающих технологий.

Генеральной прокуратуре (Рахимов Ш.Ж.), Министерству финансов (Хайдаров А.Я.), Министерству внутренних дел (Нишанбаев С.А.) и Министерству водного хозяйства (Хамраев Ш.Р., Каршиев Р.Ж.) взять на строгий контроль выполнение требований, установленных настоящим пунктом.

14. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.И.) совместно с Министерством финансов (Хайдаров А.Я.) и Министерством водного хозяйства (Каршиев Р.Ж.) в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок возмещения до 50 процентов стоимости такого оборудования, как источники возобновляемой энергии и передвижные генераторы для не менее 10 гектаров хлопковых и зерновых колосовых площадей, не превышающей размера 100 миллионов сумов.

15. Министерству водного хозяйства (Каршиев Р.Ж.) совместно с Министерством сельского хозяйства (Тураев А.М.), Министерством инновационного развития (Турдикулова Ш.У.), Министерством высшего и среднего специального образования (Хакимов Р.Р.) подготовить научный проект по разработке норм орошения и инновационных агротехнологий, направленных на обеспечение развития хлопка, на площадях хлопчатника, на которых внедрена технология капельного орошения, на основании результатов экспертизы – принять меры по реализации данного проекта в рамках государственных программ научной деятельности.

16. Возложить персональную ответственность на:

заместителя Премьер-министра Ганиева Ш.М. – за повышение эффективности проводимой работы по внедрению водосберегающих технологий, основанной на объективности и прозрачности;

министра водного хозяйства Хамраева Ш.Р. – за разработку типовых проектов строительства систем капельного орошения с учетом особенностей регионов, а также обеспечение создания групп монтажа и сервисного обслуживания систем капельного орошения;

министра сельского хозяйства Ходжаева Ж.А. – за разработку и утверждение агротехнологических карт выращивания хлопка-сырца и зерновых колосовых посредством водосберегающих технологий исходя из почвенно-климатических условий регионов;

директора Агентства по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия Бобоева Р.Р. – за обеспечение установки систем капельного орошения на всех создаваемых новых плантациях промышленного винограда.

17. Министерству водного хозяйства (Мирзаев А.А.) совместно с Министерством сельского хозяйства (Мирзаев Ш.Ш.) и Министерством финансов (Хайдаров А.Я.) в соответствии с настоящим постановлением в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающий внесение соответствующих изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров от 23 февраля 2021 года № 95.

18. Внести изменения и дополнение в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.

19. Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Ганиева Ш.М.

 

           Президент

Республики Узбекистан                                                                                                       Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

1 марта 2022 года.