Постановление Президента Республики Узбекистан

В стране осуществляются последовательные меры по дальнейшему усилению социальной поддержки пенсионеров, проявлению всесторонней заботы о престарелых и пожилых людях, совершенствованию системы государственного пенсионного обеспечения граждан и устранению имеющихся проблем в данной сфере.

В настоящее время при назначении государственных пенсий требуются 30 видов документов, в более 14 министерствах и организациях, ответственных за представление указанных документов, отсутствуют ведомственные информационные системы, электронные ресурсы и базы данных, что препятствует отказу от ведения делопроизводства в бумажной форме и цифровизации процесса сбора документов.

В целях формирования электронной базы данных, необходимых для исчисления государственных пенсий, упрощения этого процесса, устранения излишней волокиты для граждан, дальнейшего совершенствования системы доставки пенсий и пособий, а также внедрения здоровой конкурентной среды и современных стандартов в данном направлении:

1. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства занятости и трудовых отношений, предусматривающими:

а) начиная с 1 января 2022 года:

выплата государственных пенсий, социальных пособий, компенсаций и иных выплат (далее – пенсии и пособия), финансируемых внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов (далее – Пенсионный фонд), осуществляется коммерческими банками и иными специализированными организациями, отобранными на основе тендеровпроводимых отдельно по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту каждые три года. При этом в соответствии с договорами, заключенными с коммерческими банками и иными специализированными организациями, отобранными на основе тендера, на них возлагается обязательство по доставке пенсий и пособий непосредственно в сходы граждан махаллей и по адресу проживания граждан в форме наличных денежных средств;

исходя из условий доставки пенсий и пособий принимающими участие в тендере коммерческими банками и иными специализированными организациями в здания сходов граждан махаллей или по адресу проживания граждан, оплата за услугу может составлять до 1 процента от суммы выплачиваемой (доставляемой) пенсии и пособия в дифференцированном порядке. При этом расходы, связанные с доставкой пенсий и пособий, оплачиваются Пенсионным фондом и республиканским бюджетом;

б) начиная с 1 июля 2022 года:

при назначении государственных пенсий отменяется истребование от граждан документов о трудовом стаже, заработной плате, периодах обучения в высших образовательных учреждениях и военной службы. При этом для граждан, не работающих на момент возникновения права выхода на пенсию, внедряется услуга внесения в Межведомственный программно-аппаратный комплекс «Единая национальная система труда» (далее – МПАК ЕНСТ) сведений о трудовом стаже согласно их трудовым книжкам путем обращения указанных граждан в центры содействия занятости;

назначение государственных пенсий осуществляется на основании электронных данных, внесенных в МПАК ЕНСТ. При этом документы о трудовом стаже, заработной плате, периодах обучения в высших образовательных учреждениях и военной службы граждан Пенсионный фонд получает через МПАК ЕНСТ на основе электронного документооборота;

для назначения государственных пенсий от граждан истребуется исключительно паспорт либо идентификационная ID-карта.

2. Утвердить «Дорожную карту» по внедрению автоматизированной системы назначения и выплаты государственных пенсий гражданам согласно приложению № 1.

3. В целях приведения качества оказываемых услуг в сфере государственного пенсионного обеспечения в соответствие с современными требованиями, предупреждения излишних выплат, возникающих при назначении гражданам пенсий и пособий, а также обеспечения целевого расходования бюджетных средств утвердить структуру исполнительного аппарата, типовые структуры территориальных управлений и районных (городских) отделов Пенсионного фонда согласно приложениям №№ 2, 3 и 4.

Предоставить Пенсионному фонду право направлять в Фонд социального развития и материального стимулирования работников Пенсионного фонда двадцать процентов доходов, полученных от размещения временно свободных средств на депозиты коммерческих банков.

4. Министерству финансов, Министерству строительства и Министерству здравоохранения совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и утвердить минимальные требования, предъявляемые к зданиям районных (городских) отделов Пенсионного фонда.

5. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И. И.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т. А.), Агентством по управлению государственными активами (Ортиков А. Ж.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить:

в двухмесячный срок – перемещение территориальных управлений и районных (городских) отделов Пенсионного фонда в здания и сооружения, имеющие благоприятные условия для обслуживания граждан;

в срок до 1 июля 2022 года – создание за счет средств местных бюджетов в каждом регионе на базе имеющихся зданий Пенсионного фонда по одному «образцовому отделу Пенсионного фонда», оборудованному на основе минимальных требований, предъявляемых к зданиям Пенсионного фонда, приспособленному к обслуживанию престарелых и пожилых граждан, лиц с ограниченными возможностями и лиц с инвалидностью;

в срок до 2024 года – поэтапное приведение зданий районных (городских) отделов Пенсионного фонда во всех регионах республики в соответствие с минимальными требованиями, предъявляемыми к данным зданиям.

6. Установить, что содержание и финансирование деятельности территориальных управлений и районных (городских) отделов Пенсионного фонда осуществляются за счет республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента.

7. Министерству финансов:

в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

в течение 2021 года совместно с Центральным банком, соответствующими ответственными министерствами и ведомствами принять меры по проведению тендеров по выплате пенсий и пособий в регионах в 2022–2024 годах среди коммерческих банков и иных специализированных организаций;

начиная с 1 января 2022 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета средства, необходимые для покрытия расходов в соответствии с настоящим постановлением.

8. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

9. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение целей и задач настоящего постановления в средствах массовой информации и сети Интернет.

10. Возложить на заместителя Премьер-министра – министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарова Д. А., министра финансов Ишметова Т. А., а также министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н. Б. персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его выполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н.

          Президент

Республики Узбекистан                             Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

4 мая 2021 года.