Глава нашего государства Шавкат Мирзиёев в ходе поездки в Хорезмскую область 12-13 декабря текущего года дал поручения по возведению моста протяженностью 413 метров через реку Амударью, который свяжет Хорезм с Каракалпакстаном, а также строительству железной дороги протяженностью 79 километров от Караузякского до Шаватского района.
Новый мост не только соединит два региона, но и повысит социально-экономический потенциал нашей страны, обеспечит безопасность переправы пассажиров и грузов.
На сегодняшний день Республика Каракалпакстан и Амударьинский район отделены от остальных регионов нашей республики, нет возможности их прямого подключения к железнодорожным сетям. Движение автомобилей тоже ограничено, потому что для переправы через Амударью используется только понтонный мост, который был построен в 1938 году и в данное время изрядно устарел и пришел в непригодное состояние.
– Два года назад из-за сильных морозов зимой понтонный мост покрылся льдом, – говорит директор общеобразовательной школы №40 Амударьинского района Санобар Хужамуродова. – Я должна была повезти учеников нашей школы на олимпиаду в город Нукус. К большому сожалению, мы не смогли переправиться через Амударью. И ученики, и я были вынуждены вернуться назад со слезами на глазах… Новый мост не только послужит комфортной и безопасной переправе пассажиров и грузов, но и поддержит устремления наших детей, их мечты, откроет дорогу к светлому будущему.
Благодаря строительству моста расстояние для перевозки грузов из России и Казахстана сократится на 240 километров, а время – на 6 часов. Таким образом, объем по грузоперевозкам увеличится в два раза и составит 25 миллионов тонн ежегодно. С развитием вышеуказанных регионов страны экономическая эффективность возрастет дополнительно еще на 150 миллиардов сумов. Кроме того, сократятся расходы по доставке инертных материалов из Республики Каракалпакстан в Хорезмскую область, что в свою очередь снизит расходы по строительству социальных объектов и инфраструктуры.
– Нужно отметить стратегическое значение будущего моста, – говорит руководитель Хорезмского областного подразделения общенационального движения «Юксалиш» Сайёра Абдукаримова. – В последние годы в нашей стране происходят заметные преобразования в сфере туризма. В частности, сегодня в Хорезмской области действуют 62 туристические компании, что в 5 раз больше по сравнению с 2016 годом. Свыше 160 гостиниц области могут принять одновременно 5 тысяч туристов. Новый мост, который соединит Хорезмскую область с Республикой Каракалпакстан, послужит еще большему развитию туристической отрасли.
На строительство 413-метрового моста, соединяющего Хорезмскую область с Республикой Каракалпакстан, Фондом реконструкции и развития было выделено 40 миллионов долларов.
Проект будет реализован за счет собственных средств акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» и привлеченных кредитов. Возведение моста будет осуществлено унитарным предприятием «Трест «Куприккурилиш» в структуре акционерного общества «Узбекистон темир йуллари».
Данным предприятием в Республике Узбекистан построено 353 моста и путепровода протяженностью 66 километров и средней высотой 7 метров, 210 искусственных сооружений различной конфигурации общей протяженностью 11 километров.
– Для нашего предприятия проект данного моста не в новинку, – говорит главный инженер 14-го мостостроительного отряда при унитарном предприятии «Трест «Куприккурилиш» Гулом Бектемиров. – К примеру, мы уже возводили через реку Амударью в Хорезме аналогичный совместный мост «Тошсока» протяженностью 660 метров, на железнодорожной линии Ташгузар – Байсун – Кумкурган – 42 моста и путепроводы общей протяженностью 3 874 метра, на железнодорожной линии Ангрен – Пап – 17 мостов и 4 путепровода туннельного типа, а также 60 искусственных сооружений общей протяженностью 5 685 метров, в направлениях Ташкент – Самарканд, Ташкент – Бухара, Ташкент – Шахрисабз – 18 мостов, предназначенных для высокоскоростного движения поездов.
Совместно с японскими компаниями реализовали 5 проектов по строительству железнодорожных мостов сложной конструкции. Производственные подразделения нашего предприятия оснащены более чем тысячей единиц современной специальной стройтехники. На предприятии трудится свыше 10 тысяч квалифицированных инженеров, специалистов и строителей.
Металлоконструкции моста, который будет проходить через реку Амударью, будут изготавливаться совместно с зарубежными производителями из специальной стали. К строительству моста привлечены специалисты и консультанты иностранных компаний. Планируется, что мост будет возведен к сентябрю 2022 года.
Ахмаджон ШОКИРОВ, корр. УзА