За последние годы в стране осуществлены значимые институционально-правовые реформы в области противодействия коррупции. Приняты системные меры, направленные на повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.
В рамках реализации реформ усовершенствованы механизмы обеспечения защиты прав и интересов граждан, открытости деятельности органов государственной власти и управления, общественного и парламентского контроля, а также реформированы правовые основы деятельности правоохранительных и судебных органов.
Вместе с тем решение стратегических задач по дальнейшему росту экономики, повышению благосостояния народа, улучшению инвестиционного климата в стране требует принятия новых системных мер по обеспечению эффективной реализации политики государства в сфере противодействия коррупции, а также устранению причин и условий коррупционных проявлений.
В целях повышения эффективности системы противодействия коррупции, создания максимально благоприятного делового климата, продвижения позитивного имиджа страны на международной арене, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Утвердить:
Государственную программу по противодействию коррупции на 2019–2020 годы (далее – Государственная программа) согласно приложению № 1;
обновленный состав Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции (далее – Межведомственная комиссия) согласно приложению № 2.
Органам государственной власти и управления, общественным объединениям и другим организациям в двухмесячный срок разработать и согласовать с Межведомственной комиссией индикаторы эффективности в достижении целей по каждому пункту Государственной программы.
2. Принять к сведению, что в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан образованы комитеты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.
Межведомственной комиссии в двухмесячный срок внести на обсуждение и согласование в комитеты палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам типовую ведомственную программу мероприятий по противодействию коррупции.
3. Рекомендовать создание в составе Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов, а также районных и городских Кенгашей народных депутатов комиссий по противодействию коррупции с возложением на них функций по:
комплексному изучению состояния дел в сфере противодействия коррупции на местах;
систематическому информированию комитетов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам о состоянии коррупции и системных проблемах, приводящих к коррупционным проявлениям на местах, с внесением предложений по совершенствованию деятельности в данной сфере.
4. Определить, что:
а) приоритетными направлениями государственной политики в сфере противодействия коррупции на среднесрочную перспективу являются:
дальнейшее укрепление независимости судебной власти, исключение условий для неправомерного воздействия на судей в любой форме;
поэтапное введение системы декларирования доходов государственных служащих и обеспечение достаточного уровня их заработной платы, а также совершенствование организационно-правовых основ разрешения конфликта интересов при прохождении государственной службы;
внедрение эффективных организационно-правовых механизмов защиты лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях;
дальнейшее повышение правосознания и правовой культуры населения, усиление в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
повышение подотчетности и прозрачности деятельности государственных органов и организаций;
обеспечение подлинной свободы деятельности институтов гражданского общества, средств массовой информации и их привлечение к участию в подготовке, проведении и мониторинге исполнения антикоррупционных мер;
5. Установить, что:
а) с 1 июля 2019 года государственные органы периодически проводят обязательную оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации возложенных задач и функций, по итогам которой:
формируют перечень сфер деятельности и должностей государственных служащих, а также их функций (полномочий), наиболее подверженных коррупционным рискам;
утверждают по согласованию с Межведомственной комиссией ежегодные ведомственные антикоррупционные программы;
ежегодно вносят в Межведомственную комиссию предложения по исключению коррупционных рисков в деятельности соответствующих органов и организаций, в том числе путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
б) руководители органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах несут персональную ответственность за несвоевременное выявление и недолжную оценку коррупционных рисков, а также допущение случаев повторного совершения коррупционных правонарушений.
6. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству юстиции, Министерству народного образования совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан:
обеспечить дальнейшее усиление антикоррупционной тематики в учебных программах образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.
8. Межведомственной комиссии (Йулдошев Н. Т.):
с 1 августа 2019 года, в порядке эксперимента, организовать с привлечением общественности и ведущих экспертов, в том числе зарубежных, реализацию проекта «Сфера без коррупции» на первоначальном этапе в сферах капитального строительства и высшего образования, с поэтапным внедрением проекта с 1 апреля 2020 года в других сферах;
ежегодно до 1 апреля вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию об итогах реализации проекта «Сфера без коррупции» в соответствующих сферах.
9. Органам государственной власти и управления, общественным объединениям и другим организациям обеспечить ежеквартальное внесение в Межведомственную комиссию информации о ходе исполнения Государственной программы.
10. Образовать Специальную комиссию по выработке мер, направленных на повышение эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции (далее – Специальная комиссия), в составе согласно приложению № 3.
11. Основными задачами Специальной комиссии определить:
анализ текущего состояния применяемых правовых механизмов и практических мер общественного контроля, направленного на противодействие коррупции;
критическое изучение деятельности правоохранительных и контролирующих органов, в том числе подразделений, осуществляющих внутриведомственный контроль, в сфере системного противодействия коррупции и иным преступлениям;
коренной пересмотр используемых механизмов борьбы с коррупцией и межведомственного взаимодействия в данной сфере, а также выявления причин и условий совершения коррупционных проявлений и выработки комплексных мер по их устранению;
изучение общепризнанных международных стандартов и положительного зарубежного опыта в сфере противодействия коррупции и общественного контроля.
12. Специальной комиссии (Низомиддинов З. Ш.):
а) в недельный срок утвердить составы рабочих групп по соответствующим направлениям изучения и планы их работы, а также организовать эффективную деятельность рабочих групп;
б) в срок до 1 сентября 2019 года разработать и внести:
предложения по коренному совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, в том числе путем внедрения единых подходов к организации данной деятельности и оптимизации их функций в этом направлении, с учетом общепризнанных международных стандартов и положительного зарубежного опыта;
проект «Дорожной карты» по комплексным мерам, направленным на эффективное применение механизмов общественного контроля в сфере противодействия коррупции, предусматривающей в том числе:
дальнейшее усиление роли палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и политических партий;
совершенствование порядка подотчетности правоохранительных органов перед палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
внедрение прозрачных и эффективных методов участия граждан в процессе принятия решений.
13. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан:
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан проводить постоянный мониторинг за использованием государственными органами, в том числе на местах, официальных веб-сайтов и «телефонов доверия» в качестве обеспечения открытости их деятельности и доступа к информации;
совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, государственными органами и организациями, ответственными за реализацию настоящего Указа, на постоянной основе осуществлять меры по организации широкой информационно-пропагандистской работы в средствах массовой информации и интернет-ресурсах, в том числе зарубежных, предусмотрев выступления видных ученых, руководителей и представителей государственных органов, общественности, обеспечив их участие в брифингах, интернет-конференциях, телевизионных передачах по вопросам противодействия коррупции;
ежеквартально предоставлять в Администрацию Президента Республики Узбекистан отчеты о проделанной работе в данном направлении.
14. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
15. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 мая 2019 года.