Постановление
Президента Республики Узбекистан
В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществлена целенаправленная работа по формированию позитивного имиджа страны на международной арене, обеспечению объективной и правильной оценки позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах.
Вместе с тем несмотря на принимаемые меры, в стране отсутствует целостная система оценки проводимых реформ на соответствие международным критериям и стандартам, позволяющая вести национальные рейтинги по соответствующим направлениям.
Данное обстоятельство не позволяет наладить системное взаимодействие с международными организациями и научными учреждениями, сформировать в ответственных министерствах и ведомствах соответствующие базы данных, включающие в себя рекомендации и положительный опыт других государств по оцениваемым направлениям, а у сотрудников – видение по применению методологии международных рейтингов.
В целях формирования целостной и независимой системы оценки осуществляемых в стране реформ, а также обеспечения улучшения позиции страны в международных рейтингах:
1. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития и Министерства юстиции Республики Узбекистан о создании Национальной системы мониторинга и оценки позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах (далее – Национальная система мониторинга).
Определить составной частью Национальной системы мониторинга критерии и индикаторы приоритетных международных рейтингов, позволяющие измерять качество управления и эффективность политики, оценивать происходящие в стране трансформационные процессы, вырабатывать приоритетные направления реформ исходя из результатов исследований.
2. В качестве первоначального этапа формирования деятельности Национальной системы мониторинга закрепить за исследовательскими институтами республики отдельные международные рейтинги согласно приложению, возложив на них следующие задачи:
определение методологических и иных составляющих международных рейтингов, имплементация их в действующее законодательство, выявление основных факторов, определяющих низкие показатели Республики Узбекистан в международных рейтингах;
выработка национальных индексов на основе критериев и индикаторов приоритетных международных рейтингов для проведения самооценки;
проведение экспертного анализа проектов и действующих нормативно-правовых актов на предмет выявления норм, препятствующих повышению позиции страны в международных рейтингах, а также выработка по итогам анализа соответствующих рекомендаций;
формирование информационных баз данных, содержащих сведения о тенденции развития Республики Узбекистан в соответствующих рейтингах, а также рекомендации и передовой опыт зарубежных стран по оцениваемым направлениям;
осуществление системного анализа имеющихся практических проблем, препятствующих повышению позиции Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах, разработка предложений по их разрешению;
налаживание сотрудничества и установление конструктивного диалога с экспертами международных организаций, рейтинговых агентств и научных учреждений;
проведение социологических опросов для выявления проблем и изучения положения в соответствующих отраслях, а также информирование общественности и международных рейтинговых агентств о кардинальных изменениях в различных отраслях, произошедших в рамках реализации масштабных реформ в стране.
3. В целях улучшения качества оказываемых государственных услуг, повышения уровня удовлетворенности населения деятельностью государственных органов, а также профессионализма их сотрудников согласиться с предложением Министерства юстиции и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о внедрении института «тайного покупателя государственных услуг».
4. Установить, что:
организация мероприятий в рамках использования института «тайного покупателя государственных услуг» осуществляется Министерством юстиции и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан;
при использовании института «тайного покупателя государственных услуг» запрещается применение методов, подстрекающих к совершению правонарушений и злоупотреблению полномочиями;
институт «тайного покупателя государственных услуг» оценивает уровень удобства прохождения административных процедур и соблюдения государственными органами, а также их сотрудниками требований нормативно-правовых актов, профессионализм и оперативность сотрудников, их этикет общения с населением при оказании государственных услуг;
для сбора информации используются сотрудники и иные лица («тайные покупатели»), осуществляющие мониторинг под видом реальных «клиентов»;
мониторинг «тайным покупателем» может осуществляться не только посредством визитов непосредственно на объекты, но и посредством других способов (телефонные звонки, обращения по электронной почте и т.д.) в зависимости от государственных услуг, по которым осуществляется мониторинг;
результаты мониторинга «тайного покупателя государственных услуг» оформляются в обезличенной форме и направляются в качестве обязательного для рассмотрения представления в министерства и ведомства, которые оказывают соответствующую государственную услугу, для совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
результаты мониторинга «тайного покупателя государственных услуг» не являются основанием для привлечения сотрудников министерств и ведомств, которые оказывают соответствующую государственную услугу, к ответственности и носят рекомендательный характер;
расходы, связанные с функционированием института «тайного покупателя государственных услуг», финансируются за счет средств Фонда развития органов и учреждений юстиции и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.
5. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, другими министерствами, ведомствами и исследовательскими институтами, ответственными за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, в срок до 1 апреля 2019 года создать в сети Интернет единый портал «Республика Узбекистан в международных рейтингах», включающий в себя:
ежегодные отчеты по международным рейтингам, а также рекомендации международных организаций и экспертов по улучшению состояния дел по соответствующим направлениям с указанием сроков проведения изучений и публикации отчетов;
информацию касательно передового опыта зарубежных стран по индикаторам международных рейтингов;
результаты опросов общественного мнения, а также социологических и научных исследований по соответствующим направлениям рейтингов;
исчерпывающую информацию в разрезе каждого индикатора, в том числе статистическую, по форме вопросников международных рейтингов;
возможность проведения различных общественных опросов по соответствующим рейтингам;
ресурс онлайн-обучения по методологии соответствующего международного рейтинга;
возможность представления респондентами предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики на местах.
Определить Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан ответственным органом по поддержанию деятельности и обновлению единого портала «Республика Узбекистан в международных рейтингах».
Министерствам, ведомствам и исследовательским институтам, ответственным за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, по итогам квартала до 15 числа следующего месяца обеспечить представление в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан сведений по осуществляемым в стране реформам, необходимой статистической информации и других материалов.
При этом руководители министерств, ведомств и исследовательских институтов, ответственных за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, несут персональную ответственность за достоверность публикуемой информации на едином портале «Республика Узбекистан в международных рейтингах».
6. Исследовательским институтам, ответственным за отдельные рейтинги, совместно с министерствами и ведомствами, ответственными за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, предусмотренных Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года № УП-5635:
в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить разработку и утверждение методологии соответствующего рейтинга, основанной на положительном опыте зарубежных стран, с учетом национальных интересов и требований законодательства Республики Узбекистан;
в срок до 1 мая 2019 года сформировать информационные базы данных, содержащие сведения о тенденции развития Республики Узбекистан в соответствующем рейтинге, а также рекомендации и передовой опыт зарубежных стран по оцениваемым направлениям;
в срок до 1 июня 2019 года организовать семинары-тренинги, в том числе с привлечением зарубежных экспертов, по ознакомлению сотрудников министерств и ведомств с методологией оценки, формированию у них навыков работы с рейтингами;
в двухмесячный срок проработать вопрос установления сотрудничества с составителями международных рейтингов, а также другими международными, научно-исследовательскими, негосударственными организациями, причастными к международным рейтингам.
Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, ответственными за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, оказывать всемерное содействие исследовательским институтам в налаживании сотрудничества и привлечении грантов, в том числе иностранных.
7. Министерствам и ведомствам, ответственным за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах, предусмотренных Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года № УП-5635:
обеспечить разработку на ежегодной основе «дорожных карт» по улучшению позиций Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах, в том числе с учетом сведений и результатов изучений исследовательских институтов;
в месячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проекты «дорожных карт» по улучшению позиций Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах в 2019 году.
8. Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и Общенациональному движению «Юксалиш» обеспечить активное вовлечение институтов гражданского общества в работу по системному анализу проблем, препятствующих повышению позиций Республики Узбекистан в основных международных рейтингах, выработке предложений по их устранению, а также доведению информации о результатах осуществляемых в стране масштабных реформ до составителей международных рейтингов, в том числе путем выделения субсидий, грантов и предоставления социальных заказов.
9. Министерству юстиции совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в месячный срок разработать порядок, предусматривающий конкретные цели, параметры, объекты и критерии проведения мониторинга «тайным покупателем государственных услуг».
10. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации и сети Интернет, а также разъяснение среди населения и субъектов предпринимательства информации о проводимых реформах в рамках индикаторов международных рейтингов.
11. Министерству юстиции совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
25 февраля 2019 года
УзА