10 декабря 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. В повестку дня заседания внесен ряд законопроектов, направленных на правовое обеспечение реформ, осуществляемых в разных сферах общественно-политической, социально-экономической жизни страны. Но, несмотря на это, в начале заседания стало очевидным, что основная дискуссия будет вокруг Концепции бюджетно-налоговой политики на 2019 год.
Предварительно, накануне заседания все вопросы повестки дня были обсуждены на собраниях фракций политических партий в нижней палате парламента и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, в ходе которых депутаты выступили с возражениями по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Концепции бюджетно-налоговой политики на 2019 год и прогнозных ориентиров на 2020-2021 годы».
Как отмечалось, данный проект закона разработан согласно Концепции основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2019 год и предусматривает внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Проект закона был нацелен на конкретное применение некоторых норм законодательства в целях реализации Концепции бюджетной политики на 2019 плановый год и прогнозных параметров на 2020-2021 годы, создание необходимых правовых условий упорядочения межбюджетных отношений и отдельных вопросов в сфере налогообложения.
Однако данный законопроект в ходе состоявшихся обсуждений в комитетах, фракциях нижней палаты парламента стал причиной появления у депутатов ряда вопросов и возражений.
Известно, что согласно Регламенту Олий Мажлиса Республики Узбекистан после утверждения Бюджетного послания связанный с ним проект закона о бюджетно-налоговой политики должен быть внесен правительством в нижнюю палату парламента, после широкого обсуждения в комитетах и фракциях палаты и принятия в течение 10 дней должен быть направлен в Сенат. Депутаты на заседании, прежде всего, выразили недовольство тем, что Кабинетом Министров данный чрезвычайно сложный и важный законопроект был внесен в Законодательную палату Олий Мажлиса с большим запозданием.
Кроме того, в настоящее время, когда Президент нашей страны многократно повторяет о том, что принимаемые законы должны иметь прямое действие, что в них абсолютно не должны присутствовать отсылочные нормы, в данном законопроекте есть множество отсылочных норм, что также вызвало недовольство депутатов.
Также по мнению представителей парламента, законодательное закрепление в статье 71 проекта того, что налоговая проверка по изучению хронометража, то есть выявлению реальных объемов реализации товара (работ, услуг) в целях установления настоящего объема поступлений в период проведения хронометража наличного денежного поступления, объемов производства, реализации товара (работ, услуг) субъектов предпринимательства служит основанием для начисления налоговых и других обязательных платежей, на практике может привести к ряду проблем. Дело в том, что в большинстве случаев объемов производства, реализации товара (работ, услуг) имеется сезонный характер, хронометражное изучение зачастую проводится в сезон активных поступлений. Например, справедливо ли по отношению к субъекту предпринимательства проводить в летний период хронометраж в субъектах предпринимательства по продаже прохладительных напитков и на их производствах или в зимний период – в фармацевтических фирмах? Между тем, в естественных условиях, то есть в «мертвый» сезон, у субъектов предпринимательства уменьшаются поступления. Определение в данном законопроекте того, что случаи уменьшения прибыли у налогоплательщика от реализации товара (работ, услуг) классифицируются как уклонение от уплаты налога, вызвало возражение у депутатов. Между тем, подчеркивалось, что причиной тому может также стать ряд объективных и субъективных факторов.
Также представители парламента выразили мнение о том, что данным проектом закона устанавливается порядок тематических и экспресс-изучений налогоплательщиков. Согласно их точке зрения, в то время, когда в нашей стране поэтапно либерализуется законодательство, создаются более широкие возможности и свободы для предпринимателя, кому выгодно «изобретение» звучащих по-новому норм, суть которых нацелена не на что иное, как на проверку? Внедрение таких изучений займет лишь время предпринимателя, окажет негативное воздействие на эффективность работы.
В ходе обсуждений еще одна норма законопроекта стала предметом бурных дискуссий и возражений. В частности, это вопрос о паспортизации налогоплательщиков в целях сбора достоверных данных о налогоплательщиках органами государственной налоговой службы для формирования базы данных путем учета, повышения и изучения уровня законности имеющихся данных, то есть изучение в установленном законодательством порядке территории, зданий и сооружений, собственности налогоплательщика, а также возможности привлечения к этому процессу работников правоохранительных органов.
Как возразили депутаты, не должно ли это быть обычным, повседневным процессом? Зачем понадобился представитель правоохранительного органа лишь для составления списка? Будет ли справедливым, если ныне, когда мы пропагандируем построение гражданского общества, на территории органа самоуправления граждан – махалли ее активисты сами не будут составлять списки? Не послужит ли это принижению статуса и авторитета махалли как уникального института для нашей страны?
В Указе Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению финансовой самостоятельности органов государственной власти на местах, усилению ответственности налоговых и финансовых органов за полноту поступлений в местные бюджеты» от 13 декабря 2017 года предусмотрены увеличение доходов местных бюджетов, направление накопленных дополнительных доходов на усиление финансовой свободы местных органов государственной власти и развитие территорий. А в проекте закона вопрос оставления дохода местных бюджетов в распоряжении территорий отражен относительно неопределенно, что также привлекло внимание депутатов.
В целом на заседании внесенный правительством данный законопроект стал предметом бурных дискуссий и споров.
По итогам депутаты внесли предложение отложить обсуждение проекта закона до следующего заседания палаты, а Комитету по бюджету и экономическим реформам рекомендовано с учетом высказанных депутатами предложений и критических мнений провести серьезную работу над проектом с привлечением ответственных членов правительства, специалистов соответствующих министерств и ведомств.
Данное предложение было единогласно поддержано.
Также на заседании были рассмотрены и другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса, приняты соответствующие постановления.