Отметить, что несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы здравоохранения, в сфере оказания скорой медицинской помощи сохраняется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих полноценной реализации поставленных задач.
В частности, в республике до сегодняшнего дня отсутствуют результаты неоднократно принятых решений по созданию автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи. Организация приема и обслуживание вызовов осуществляются устаревшими, ручными механизмами.
Продолжается рост догоспитальной смертности при оказании скорой медицинской помощи, а в Ташкентской, Сырдарьинской и Ферганской областях смертность увеличилась с двух до четырех раз.
Действующий порядок сортировки обращений не позволяет сконцентрировать имеющиеся силы и средства на обслуживании приоритетных вызовов, что приводит к увеличению количества ложных либо к обслуживанию случаев обострения хронических заболеваний, не несущих угрозы жизни больного.
Выделяемые бюджетные средства не способствуют обеспечению должного качества оказываемой скорой медицинской помощи и укреплению ее материально-технической базы.
В целях ускоренного развития службы скорой медицинской помощи, обеспечения ее финансовой стабильности, достижения надлежащей оперативности, технологичности и эффективности деятельности в данном направлении:
1. Считать приоритетной задачей службы скорой медицинской помощи своевременное оказание высококачественных медицинских услуг каждому человеку, нуждающемуся в экстренной помощи.
2. Для оказания практической поддержки развитию службы скорой медицинской помощи и улучшения ее материально-технической базы образовать при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан Фонд развития скорой медицинской помощи (далее – Фонд) без статуса юридического лица.
3. Определить с 1 января 2019 года источниками формирования средств Фонда:
19 процентов от суммы платы за использование абонентского номера, уплачиваемой юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), с уменьшением средств, поступающих в Государственный бюджет Республики Узбекистан с 29 процентов до 10 процентов;
гранты и средства технического содействия международных и иностранных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций;
доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Республики Узбекистан;
иные средства, не запрещенные законодательством.
Установить, что средства Фонда расходуются на:
закуп и своевременное обновление парка специализированного автотранспорта службы скорой медицинской помощи, а также его оснащение современным медицинским оборудованием, приобретение запасных частей и расходных материалов;
обучение, повышение квалификации и стажировку работников службы скорой медицинской помощи, в том числе в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях иностранных государств;
выплату надбавок, премий и других стимулирующих выплат работникам службы скорой медицинской помощи;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность службы скорой медицинской помощи.
Сохранить действующий порядок и объемы финансирования службы скорой медицинской помощи из Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов.
Определить, что управление и распределение средств Фонда осуществляются на основе решения коллегии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Министерство).
4. Освободить Министерство сроком до 1 января 2022 года от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за специализированные автотранспортные средства и запасные части к ним, медицинское оборудование и расходные материалы, компьютерную технику, средства связи, технические средства обучения, литературу и другие материально-технические ресурсы для нужд службы скорой медицинской помощи по перечням, формируемым в установленном порядке.
5. Министерству совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить:
положение о Фонде и порядок формирования доходов и расходования его средств;
смету расходов Фонда на 2019 год, предусмотрев в том числе средства, необходимые для реализации настоящего постановления.
6. Утвердить:
Программу мер по совершенствованию службы скорой медицинской помощи в Республике Узбекистан в 2019-2021 годах согласно приложению № 1;
Типовые индикаторы оценки эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи согласно приложению № 2.
Определить, что:
эффективность и результативность деятельности службы скорой медицинской помощи подлежат регулярной оценке и опубликованию на веб-сайте Министерства;
результаты оценки являются основанием для материального стимулирования работников службы скорой медицинской помощи, а также учитываются при укомплектовании ее учреждений руководящими кадрами.
7. Министерству:
совместно с Национальной палатой инновационного здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Национальная палата) в двухмесячный срок утвердить порядок и методику оценки эффективности и результативности деятельности службы скорой медицинской помощи с учетом Типовых индикаторов оценки эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи;
совместно с Министерством финансов, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством обороны, Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов и НАК «Узбекистон хаво йуллари» в срок до 1 марта 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по оснащению службы скорой медицинской помощи с 2020 года авиационной техникой и (или) приобретению авиационных услуг, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
до конца 2019 года, исходя из структуры вызовов, объема и характера оказываемой помощи бригадами скорой медицинской помощи, провести реструктуризацию службы скорой медицинской помощи с увеличением доли фельдшерских бригад;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан конкретные предложения по передаче права управления службой скорой медицинской помощи отдельных регионов республики инвесторам на основе государственно-частного партнерства.
8. Согласиться с предложением Министерства о преобразовании Учебного центра по неотложной медицинской помощи в Республиканский учебно-тренировочный центр неотложной медицинской помощи (далее – Центр).
Установить, что Центр является базовым методическим учреждением по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере оказания доврачебной помощи.
9. Определить основными задачами и направлениями деятельности Центра:
обучение, переподготовку и повышение квалификации работников аварийно-спасательных служб, государственных органов и организаций, других юридических лиц, а также граждан навыкам неотложной медицинской и доврачебной помощи;
разработку и совершенствование форм и методов оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе;
осуществление научно-исследовательских работ в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи;
совершенствование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи;
оказание методического содействия в научно-образовательной деятельности других учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи;
организацию семинаров-тренингов, мастер-классов, вебинаров и телемостов в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов;
развитие партнерских связей с зарубежными научно-исследовательскими и учебными центрами в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи, привлечение грантов и средств технического содействия в данном направлении.
10. Предоставить Центру право в рамках возложенных задач:
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти и управления, государственных медицинских организаций необходимую информацию, статистические и архивные данные по вопросам, входящим в компетенцию Центра;
создавать филиалы в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;
привлекать на договорной основе в образовательный процесс специалистов государственных органов, научно-образовательных учреждений и иных организаций, а также иных экспертов, в том числе зарубежных.
11. Утвердить контингент работников государственных органов и организаций с долей государства в уставном капитале, направляемых для прохождения курсов по обучению навыкам неотложной медицинской и доврачебной помощи в Республиканском учебно-тренировочном центре неотложной медицинской помощи, согласно приложению № 3.
12. Министерствам, ведомствам и другим организациям, содержание которых осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, ежегодно предусматривать бюджетные ассигнования для обучения своих работников в Центре.
НАК «Узбекистон хаво йуллари», АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Узбекнефтегаз» и АО «Тошшахартрансхизмат» ежегодно осуществлять направление на обучение своих работников и инструкторов за счет собственных средств.
Установить, что водители бригад службы скорой медицинской помощи проходят курсы по обучению навыкам оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи в Центре за счет средств Фонда.
13. Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством обеспечить постоянный контроль и мониторинг за качеством образовательного процесса, переподготовки и повышения квалификации кадров в Центре.
14. Министерству совместно с хокимиятом Ташкентской области и Дирекцией свободной туристской зоны «Чарвак» в срок до 1 апреля 2019 года реализовать пилотный проект по организации на территории свободной туристской зоны «Чарвак» деятельности парамедиков службы скорой медицинской помощи, предусматривающий:
оказание парамедиками высококвалифицированной скорой медицинской помощи гражданам на основе непрерывного круглосуточного режима;
внедрение эффективного механизма скоординированной расстановки и управления силами парамедиков с учетом максимального приближения службы скорой медицинской помощи к населению;
обеспечение быстрого прибытия к месту происшествия по вызовам граждан или соответствующих служб органов внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, государственных органов и организаций, хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;
дислокацию маршрутов патрулирования парамедиков в местах скопления граждан и туристов с внедрением механизма оперативного взаимодействия с другими бригадами службы скорой медицинской помощи.
15. Министерству:
в срок до 1 февраля 2019 года разработать и утвердить порядок оказания скорой медицинской помощи парамедиками;
в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить переквалификацию необходимого количества фельдшеров в парамедиков в Центре, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов в сфере оказания неотложной медицинской помощи;
по итогам 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения по расширению деятельности парамедиков в службе скорой медицинской помощи.
16. Министерству совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерством финансов Республики Узбекистан:
а) создать и ввести в эксплуатацию с 1 апреля 2019 года в г. Ташкенте, а с 1 октября 2019 года в остальных регионах республики автоматизированную систему управления скорой медицинской помощью (далее – автоматизированная система), предусматривающую возможность:
приема и регистрации поступающих от населения вызовов, автоматической расстановки принятых вызовов в порядке приоритетности их обслуживания;
управления и мониторинга движения специализированного автотранспорта, в том числе путем использования GPS-навигации, с последующим поэтапным переходом на цифровую радиосвязь;
автоматического определения местонахождения лиц, обращающихся за скорой медицинской помощью через телефонную (мобильную) связь;
вызова бригад скорой медицинской помощи посредством мобильных приложений, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;
учета используемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
интеграции с информационными системами экстренных служб министерств, ведомств и других организаций;
оценки гражданами эффективности деятельности станций скорой медицинской помощи и ведения их рейтинга.
б) до конца 2018 года обеспечить выделение дополнительных телефонных линий (номеров) для полного оснащения Сall-центров станций службы скорой медицинской помощи в соответствии с нормативами за счет средств бюджетов Республики Каракалпакстан и областей.
Установить, что:
функции заказчика по разработке автоматизированной системы и ее обслуживанию, техническому сопровождению и дальнейшей модернизации возлагаются на Министерство;
подготовка технической и предпроектной документации автоматизированной системы осуществляется Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан;
финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в объемах и источниках, определенных постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2017 года № ПП-2838 «О мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы и организации деятельности системы экстренной медицинской помощи».
Министерству обеспечить за счет средств Фонда создание внутренних локально-вычислительных сетей и оснащение подразделений службы скорой медицинской помощи необходимым оборудованием и инвентарем, в том числе GPS-навигаторами и средствами связи, в сроки, предусмотренные для ввода в эксплуатацию автоматизированной системы.
Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей по заявкам Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и (или) его территориальных подразделений обеспечить выделение из местного бюджета средств, необходимых для оснащения Сall-центров станций службы скорой медицинской помощи телефонными линиями (номерами).
17. Указать на персональную ответственность:
министра здравоохранения Республики Узбекистан Шадманова А. К. – за эффективную организацию деятельности службы скорой медицинской помощи, закуп и своевременное обновление парка специализированного автотранспорта, а также оснащение современным медицинским оборудованием;
министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Садикова Ш. М. – за качественную и своевременную подготовку технической и предпроектной документации автоматизированной системы, создание и ввод в эксплуатацию данной системы, а также выделение телефонных линий (номеров) для нужд службы скорой медицинской помощи;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А. – за действенную координацию министерств и ведомств по надлежащему исполнению возложенных задач, а также регулярное рассмотрение хода реализации настоящего постановления.
18. Министерству совместно с Национальной палатой инновационного здравоохранения Республики Узбекистан, иными заинтересованными министерствами и ведомствами:
а) в двухмесячный срок разработать и утвердить с учетом передового зарубежного опыта:
специальные учебные программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации фельдшеров для бригад скорой медицинской помощи;
порядок сортировки вызовов скорой медицинской помощи по категориям срочности;
б) в срок до 1 января 2019 года:
принять меры по внедрению с 2019/2020 учебного года специальных учебных программ по подготовке фельдшеров для бригад скорой медицинской помощи в медицинских профессиональных колледжах республики;
утвердить порядок оказания экстренной медицинской помощи в форме санитарной авиации;
в) в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А. А., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 16 октября 2018 года.