О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием

Указ
 
Президента Республики Узбекистан
Внедрение эффективных механизмов управления системой народного образования является важнейшим условием поднятия на качественно новый уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения, а также способствует применению в учебно-воспитательном процессе инновационных форм и методов обучения.
Вместе с тем, проведенный критический анализ состояния дел в данной сфере выявил ряд проблем и недостатков в организации управления системой народного образования, действенной координации деятельности государственных учреждений общего среднего образования (далее – общеобразовательное учреждение), финансировании мероприятий по улучшению их материально-технического состояния. В частности:
первое, недостаточная роль органов управления народным образованием в реализации государственной политики в сфере общего среднего и внешкольного образования на местах, решении вопросов подбора и расстановки руководителей общеобразовательных учреждений, эффективного использования имущества подведомственных организаций;
второе, возложение на руководителей общеобразовательных учреждений несвойственных им задач и функций, размытое распределение полномочий между директором учреждения и его заместителями, отсутствие конкретных критериев и индикаторов оценки эффективности их деятельности;
третье, отсутствие углубленных научных исследований по актуальным вопросам общего среднего образования и внедрению их результатов в практику, низкий уровень взаимодействия между отделами народного образования и общеобразовательными учреждениями в вопросах методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
четвертое, неэффективность механизмов защиты руководителей, учителей и иных работников общеобразовательных учреждений от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность, излишняя перегруженность школ проверками контролирующих и других государственных органов;
пятое, недостаточный уровень открытости и прозрачности деятельности общеобразовательных учреждений в вопросах обеспечения качества образования, повышения уровня знаний и педагогического мастерства учителей, отсутствие эффективного общественного контроля за учебно-воспитательным процессом;
шестое, несовершенный механизм финансирования и материально-технического обеспечения учреждений системы народного образования, низкий уровень внедрения современных архитектурных решений, инновационных разработок и информационно-коммуникационных технологий в их деятельность.
В целях дальнейшего совершенствования системы народного образования посредством внедрения новых механизмов управления и стандартов качества в учебно-воспитательный процесс, повышения престижа профессии учителя в обществе, улучшения материально-технического состояния общеобразовательных учреждений:
1. Определить основными направлениями реформирования системы народного образования:
поднятие на качественно новый уровень общего среднего и внешкольного образования, воспитание всесторонне развитого поколения, обеспечение духовно-нравственного и интеллектуального прогресса учащихся;
усиление координирующей роли и ответственности Министерства народного образования Республики Узбекистан (далее – Министерство) в реализации единой государственной политики в данной сфере, а также четкое регламентирование и разграничение задач, функций и полномочий министерств, ведомств, органов исполнительной власти на местах в этом направлении;
внедрение современных принципов формирования кадровой политики в системе народного образования путем внедрения передовых и прозрачных организационно-правовых механизмов подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления учреждениями народного образования, достижение прозрачности и эффективного общественного контроля, в том числе обеспечение доступа всех учреждений к телекоммуникационным сетям, создание общедоступных баз данных, введение электронной рейтинговой системы оценки их деятельности;
улучшение материального стимулирования и социальной защиты работников учреждений народного образования, создание достойных условий для их продуктивной работы;
дальнейшее развитие сети юридических лиц, занимающихся деятельностью по оказанию негосударственных услуг в сфере общего среднего и внешкольного образования (далее – негосударственные общеобразовательные организации), путем создания для них необходимых организационно-правовых и технико-экономических условий, эффективное внедрение различных форм государственно-частного партнерства в данную сферу;
внедрение передового зарубежного опыта в систему народного образования, современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе инновационных методов обучения, создание учебной и учебно-методической литературы нового поколения, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.
2. Установить порядок, в соответствии с которым:
государственные образовательные стандарты общего среднего образования и государственные требования, предъявляемые к внешкольному образованию, утверждаются министром народного образования Республики Узбекистан с учетом средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на финансирование общего среднего образования;
назначение на должность и освобождение от должности руководителей Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования и Главного управления народного образования г. Ташкента, начальников районных (городских) отделов народного образования, а также других подведомственных Министерству организаций и учреждений осуществляется министром народного образования Республики Узбекистан без согласования с органами исполнительной власти на местах;
решение о создании сетевых школ на базе успешно функционирующих общеобразовательных учреждений с включением в данную сеть других школ с низким коэффициентом загруженности принимается министром народного образования Республики Узбекистан;
начиная с 1 января 2019 года Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Государственная инспекция) регулярно на выборочной основе составляется рейтинг эффективности деятельности общеобразовательных учреждений (далее – рейтинг) в разрезе районов и городов;
итоги рейтинга размещаются в средствах массовой информации и на веб-сайте Государственной инспекции не позднее начала следующего учебного года;
с 1 января 2019 года пенсионерам – работникам общеобразовательных учреждений пенсия выплачивается в полном размере при условии, что их деятельность в данных учреждениях является основным местом работы;
с 1 марта 2019 года поэтапно вводится механизм приема детей в государственные общеобразовательные учреждения через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.
Министерству совместно с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок сформировать перечень общеобразовательных учреждений в разрезе районов и городов, в которых прием детей осуществляется через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.
3. Определить, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и г. Ташкента несут персональную ответственность за всестороннее содействие учреждениям народного образования в части поддержки и развития их инфраструктуры, включая:
организацию и координацию всемерной помощи общеобразовательным учреждениям на соответствующей территории, в том числе оказание содействия в улучшении и повышении статуса учителей и работников данной сферы;
заслушивание в установленном порядке отчетов руководителей территориальных подразделений министерств, ведомств и иных организаций по вопросам содействия учреждениям народного образования;
утверждение перечня и реализация на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION» права постоянного пользования свободными земельными участками (не менее 50 лотов в год в каждом регионе) для предоставления негосударственным общеобразовательным организациям;
осуществление функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту учреждений народного образования, благоустройству прилегающих к ним территорий, поддержание в надлежащем состоянии инфраструктуры (тротуары, дороги и другие);
обеспечение бесперебойного снабжения учреждений народного образования электрической энергией, природным газом, питьевой водой, необходимыми санитарно-гигиеническими условиями и другими коммунальными услугами;
реализацию совместно с руководителями секторов по комплексному социально-экономическому развитию районов (городов) мероприятий по своевременной и эффективной подготовке учреждений системы народного образования к учебному году и осенне-зимнему периоду;
принятие мер по обеспечению безопасности общеобразовательных учреждений, в том числе, по ограждению территорий, закреплению инспекторов по профилактике правонарушений, установке камер видеонаблюдения, систем противопожарной сигнализации, устройств, фиксирующих нарушения на подъездных дорогах;
обеспечение в установленном порядке целостности и неприкосновенности территории и недвижимого имущества учреждений народного образования;
содействие в привлечении инвестиций и спонсорской помощи для развития общеобразовательных учреждений;
организацию принятия других мер по оперативному и эффективному решению имеющихся проблем в учреждениях народного образования.
4. Одобрить предложения Министерства:
об упразднении с 1 октября 2018 года попечительских советов общеобразовательных учреждений;
о создании наблюдательных советов общеобразовательных учреждений без статуса юридического лица с включением в их состав наиболее активных родителей, выпускников, спонсоров и других лиц, способных внести серьезный вклад в деятельность учреждения.
Определить основными задачами наблюдательного совета общеобразовательного учреждения:
избрание руководителя общеобразовательного учреждения из числа кандидатур, рекомендованных Министерством, а также внесение в установленном порядке предложений по освобождению его от занимаемой должности;
определение приоритетных направлений развития общеобразовательного учреждения;
периодическое заслушивание отчетов руководителя общеобразовательного учреждения о принимаемых мерах по совершенствованию его деятельности, финансово-хозяйственном состоянии, доходах и расходах, использовании бюджетных, внебюджетных, спонсорских и иных средств;
рассмотрение и утверждение по представлению руководителя общеобразовательного учреждения ежегодных финансовых планов, размеров тарифов на оказываемые платные услуги и ставок арендной платы за пользование имуществом учреждения, в том числе стартовой цены для проведения аукциона;
установление системного мониторинга за условиями, созданными для учащихся;
рассмотрение обращений учащихся и их родителей, проведение социологических опросов о деятельности педагогических и руководящих кадров общеобразовательного учреждения;
участие в решении других вопросов, касающихся организации деятельности образовательного учреждения.
Министерству по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить типовой состав и положение о Наблюдательном совете общеобразовательного учреждения.
5. Государственной инспекции совместно с Министерством в срок до 1 января 2019 года:
пересмотреть порядок проведения аттестации педагогических кадров общеобразовательных учреждений, установив основным критерием определения квалификации – уровень их знаний и навыков по обучению соответствующему предмету;
внести конкретные предложения по усовершенствованию квалификационных категорий и требований к образовательному уровню работников системы народного образования с учетом передового зарубежного опыта, способствующего постоянному повышению педагогического мастерства и уровня знаний;
утвердить критерии оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений с целью составления их рейтинга;
организовать участие учащихся общеобразовательных учреждений в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся (PISA, ТIMSS, PIRLS и другие).
6. Согласиться с предложением Министерства, Министерства финансов и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о введении с 1 октября 2018 года порядка, в соответствии с которым:
1 процент средств от сдачи в аренду недвижимого имущества учреждений народного образования направляется центрам аренды государственного имущества при территориальных подразделениях Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, а оставшаяся часть средств за вычетом вознаграждения оператора электронной торговой площадки – во внебюджетные фонды развития учреждений народного образования;
для учреждений народного образования отменяется требование об использовании средств внебюджетных фондов развития учреждений народного образования преимущественно на укрепление их материально-технической базы с предоставлением руководителю общеобразовательного учреждения права свободного распоряжения средствами фонда, в том числе направления 10 процентов от общей суммы доходов фондов на собственное материальное стимулирование.
Министерству по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и утвердить положение о порядке формирования и использования средств внебюджетных фондов развития учреждений народного образования.
7. Государственной инспекции совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, определяющего порядок проведения проверок деятельности общеобразовательных учреждений с указанием исчерпывающего перечня уполномоченных на то органов, правовых оснований и критериев назначения и проведения проверок.
При этом установить, что периодичность проведения контролирующими органами проверок деятельности общеобразовательных учреждений зависит от занимаемого ими места в рейтинге.
8. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за недопущением незаконных проверок деятельности общеобразовательных учреждений с принятием в отношении виновных лиц строгих мер ответственности в соответствии с законодательством.
Контролирующим органам совместно с органами исполнительной власти на местах оказывать всяческое содействие в устранении и недопущении в дальнейшем нарушений, выявленных в ходе проверок деятельности общеобразовательных учреждений.
9. Министерству:
а) совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2019 года внести в Кабинет Министров долгосрочную Концепцию развития системы народного образования, включающую приоритетные направления системного, регионального и целевого развития общего среднего и внешкольного образования в Республике Узбекистан до 2030 года, а также «дорожную карту» по ее реализации;
б) совместно с Министерством строительства, Министерством финансов, Государственным комитетом по инвестициям с привлечением ведущих проектных институтов изучить международный опыт строительства общеобразовательных учреждений и в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Государственной программы «Современная школа», предусматривающего:
строительство современных школ на основе разработанных типовых проектов с использованием экологически чистых материалов и альтернативных источников энергии;
оснащение школ новой эргономичной мебелью, современным учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения, в том числе внутри учебных классов;
в) в трехмесячный срок коренным образом пересмотреть порядок и систему повышения квалификации руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, предусмотрев оптимизацию учебных планов и программ, расширение инновационных методов обучения, в том числе дистанционного, повышение эффективности данного процесса в целом.
10. Государственной инспекции совместно с Министерством финансов, Министерством и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 ноября 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Президента Республики Узбекистан по усилению роли Государственной инспекции в обеспечении качества образования, совершенствованию ее организационно-штатной структуры, улучшению материального стимулирования и социальной защиты ее работников.
11. Министерству совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.
Президент Республики Узбекистан                   Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
5 сентября 2018 года.