На основе постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги А380 «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу» на участке 964-1204 км (240 км)» с участием Азиатского банка развития» на автодороге международного значения А380 «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу», проходящей по территории Кунградского района Республики Каракалпакстан, построена новая дорога с цементобетонным покрытием длиной 240 км. Эта дорога является стратегической автомагистралью, которая соединяет нашу страну с европейскими странами.
Об этом на брифинге в АИМК сообщила руководитель информационной службы Комитета по автомобильным дорогам Нилуфар Джумаева.
Строительные работы проводились в 2020-2024 годах. Общая стоимость проекта – 383,4 миллиона долларов США. Из них кредитные средства Азиатского банка развития составляют 274,9 миллиона долларов США, а доля Республики Узбекистан – 108,5 миллиона долларов США. Ответственность за строительство 120-километрового участка этой автомагистрали (964–1084 км) была возложена на турецкую компанию «Polatyol Yapı San. ve Tic. A.Ş.» и совместное предприятие Азербайджана «North West Construction». С этими предприятиями заключено соглашение о сотрудничестве на сумму 107,6 миллиона долларов США.
Также подписано соглашение о сотрудничестве на сумму 103,8 миллиона долларов с китайским совместными предприятиями «China Road and Bridge Corporation, China Communications Construction Company Third Highway Engineering Co., LTD» и «Sanmenxia City Changtong Road and Bridge Construction CO., LTD» на строительство оставшихся 120 км (1084 – 1204 км).
Одной из основных целей реализуемого проекта является улучшение качества международных и национальных автомобильных дорог в соответствии с требованиями имеющихся стандартов и моделей. При этом пропускная способность дороги по проекту будет увеличена, затраты на содержание и эксплуатацию будут сэкономлены в 2,5 раза.
Объем международных и транзитных грузовых перевозок, включая пассажирские, увеличится в несколько раз, а количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на реконструированном участке дороги сократится в 2 раза. В проектной части в 2,2 раза будет сэкономлено время, затрачиваемое на дорогу, и достигнут рост ВВП по регионам, минимизация негативного воздействия автомобильной дороги на окружающую среду.
Теперь расстояние международных перевозок по территории нашей страны сократится до 1 тысячи километров, а транспортные расходы уменьшатся на 25 процентов. Эта дорога станет частью логистической сети, надежно связывающей нашу страну с европейскими рынками через порты Каспийского и Черного морей.
Согласно расчетам, вдоль новой дороги появится более 200 объектов торговли и сервиса, а также промышленных предприятий. За счет этого будет создано сначала 2 тысячи рабочих мест, а в дальнейшем еще 5 тысяч. Таким образом, планируется создать прочную основу для увеличения объемов транзитных и других услуг в Каракалпакстане на 200 миллионов долларов США в год, объема экспорта – не менее чем на 300 миллионов долларов США.
Мухайё Тошкораева, УзА