24 октября в Ташкенте в зале заседаний Сената Олий Мажлиса продолжило свою работу пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Второй день пленарного заседания начался с обсуждения Закона «О внесении дополнений и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан».

Закон предусматривает включение норм об основаниях, условиях выдачи и принятия, а также об отказе в выдаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания и лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Закон охватывает нормы о порядке признания и приведения в исполнение решений судов иностранных государств, расходах, связанных с передачей лиц, и другие вопросы.

В законе также четко установлен порядок рассмотрения обращений о принятии в Республику Узбекистан осужденных лиц для продолжения отбывания наказания или лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Установление этих норм формирует в национальном законодательстве нормативно-правовую основу порядка выдачи осужденных, позволит Республике Узбекистан более полно выполнять свои обязательства по международным договорам.

В ходе обсуждения отмечалось, что закон служит ускорению социальной реабилитации осужденного путем предоставления ему возможности отбывать назначенное ему наказание в своей стране, а также правовой защите граждан за рубежом.

Закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят девятом пленарном заседании Сената также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнения в статьи 206 и 248 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что создана новая система исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществления действенного контроля за поведением лиц, находящихся под надзором подразделений пробации. В этом плане 7 августа 2024 года принят Закон Республики Узбекистан «О пробации».

В рамках этой системы проводится широкомасштабная работа по обеспечению прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под административным и пробационным надзором,  защите их жизни и здоровья, созданию условий для их духовного и физического развития.

Вместе с тем сегодня в стране растет количество правонарушений, совершаемых лицами, находящимися под административным и пробационным надзором, несмотря на проведение среди них комплексных профилактических мероприятий. Это требует пересмотра мер правового воздействия в данном направлении.

В 2023 году административный надзор был установлен в отношении 5 529 лиц, подпадающих под действие закона об административном надзоре. За 9 месяцев 2024 года надзор был установлен в отношении 5 689 человек, а количество лиц этой категории увеличилось на 160 человек.

Кроме того, если в 2023 году на пробации в органах внутренних дел находилось 83 763 человека, то за 9 месяцев 2024 года этот показатель составил 86 226, то есть в текущем году таких лиц стало на 2 463 больше.

В 2023 году 4 167 лиц, находящихся под административным надзором, были впервые привлечены к административной ответственности за несоблюдение запретов (ограничений), установленных судами. За 9 месяцев 2024 года составлены административные протоколы на 3 153 человека.

За неоднократное несоблюдение этой категорией лиц запретов (ограничений), установленных судами, в 2023 году привлечены к ответственности 717 человек, а за 9 месяцев 2024 года – 637 человек по статье 226 Уголовного кодекса «Нарушение правил административного надзора».

В связи с тем, что сегодня лица, находящиеся под надзором пробации, совершают правонарушения, не соблюдают установленные судом ограничения и обязанности, а также в целях обеспечения оперативных и действенных мер по предупреждению тяжких или особо тяжких преступлений возникает необходимость наделения сотрудников подразделений пробации органов внутренних дел дополнительными полномочиями.

Законопроект разработан в целях обеспечения верховенства закона среди отдельной категории лиц, находящихся под надзором Министерства внутренних дел, содействия формированию у них законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, правилам и традициям общественной жизни.

Обсужденным законом в санкции статьи 206 Кодекса об административной ответственности помимо уже действующего штрафа включается и административный арест.

В случае совершения правонарушения лицом, находящимся под надзором сотрудников подразделений пробации, для составления административного протокола в отношении него необходимо отвести его к инспектору по профилактике базового пункта, который расположен территориально близко, составить административный протокол, что отрицательно сказывается на эффективности работы сотрудника службы пробации, приводит к излишним затратам времени.

Поэтому обсуждаемым законом путем внесения дополнения и изменения в часть четвертую статьи 248 Кодекса об административной ответственности устанавливается норма, предусматривающая делегирование старшему инспектору и инспектору службы пробации полномочий органов внутренних дел по составлению протокола об административных правонарушениях в отношении лиц согласно статьям 1852 и 187 находящихся под надзором службы пробации.

Принятие закона будет способствовать применению мер воздействия на месте выявления правонарушений, совершенных отдельными категориями лиц, повышению эффективности работы, проводимой с указанными категориями лиц, и предотвращению излишних хлопот граждан.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на очередном пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

Сегодня в национальном процессуальном законодательстве не предусмотрены понятие электронных (цифровых) доказательств, порядок их использования и связанные с этим моменты. Не регулируются вопросы о том, какая информация включается в электронные (цифровые) доказательства.

В связи с этим данным законом предусматривается внесение в ряд действующих кодексов и законов соответствующих изменений и дополнений, определяющих понятия электронных данных и цифровых доказательств, порядок их сбора, представления, закрепления, осмотра, исследования и оценки,  хранения, возвращения и уничтожения.

Так, устанавливается, что электронными данными являются данные, создаваемые, обрабатываемые и хранящиеся с использованием электронных устройств и информационных систем, а также информационных технологий.

Законом устанавливается конкретный порядок, согласно которому должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку (дознаватель, следователь, прокурор или суд), с участием специалиста должно принимать представленные электронные данные и осматривать первичный электронный носитель их содержащий.

В законе также определяется понятие цифровых доказательств. Так, цифровыми доказательствами могут быть электронные данные, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе файлы в электронном виде, аудио-, видеозаписи, сведения, хранящиеся во всемирной информационной сети Интернет, а также другие электронные данные.

Принятие данного закона послужит улучшению позиции Узбекистана в международных рейтингах и индексах, устранению пробелов в законодательстве, повышению качества правосудия и совершенствованию судопроизводства.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен и Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление охраны животного и растительного мира».

Сегодня из-за незаконной охоты, браконьерства количество видов флоры и фауны неуклонно сокращается. В результате экологическая ситуация обостряется, что вызывает обоснованные возражения общественности.

Благодаря средствам массовой информации мы становимся свидетелями того, что при проведении строительных и других работ наблюдаются случаи умышленного повреждения деревьев с использованием химических, биологических и бактериологических препаратов.

Кроме того, учащаются случаи рыболовства различными незаконными методами, в частности, с использованием электричества, взрывчатых веществ и химикатов, а также биологических препаратов. Это приводит к истощению количества, исчезновению видов рыбы. Браконьеры пользуются тем, что действующее законодательство предусматривает мягкое наказание за такие действия.

Помимо этого, санкция, установленная за воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора органов по экологии и охране окружающей среды, невыполнение его предписаний, не позволяет обеспечить эффективность профилактики правонарушений в данном направлении.

Отмечалось, что предлагаемым законом предусматривается внесение изменений и дополнений в 2 действующих кодекса и 2 закона.

В частности, в Уголовный кодекс вносятся изменения и дополнения, направленные на усиление ответственности за нарушение порядка пользования животным или растительным миром. Так,  охота или рыбалка с применением электрического тока, взрывчатых и химических веществ и биологических препаратов наказываются штрафом от 400 до 600 базовых расчетных величин или ограничением свободы от 3 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы от 3 до 7 лет. В качестве дополнительной меры при отягчающих обстоятельствах также вводится наказание в виде лишения определенных прав.

Наряду с этим двукратно увеличивается размер штрафов, предусмотренных Кодексом об административной ответственности за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления иных видов пользования животным миром.

Умышленное повреждение, потрава или уничтожение деревьев, кустарников или других растений в нарушение установленных требований с применением химических, биологических средств при строительстве, реконструкции зданий, сооружений или иных объектов на своей территории влечет наложение штрафа на граждан от 35 до 50, а на должностных лиц – от 60 до 75 базовых расчетных величин (БРВ).

Значительно усиливается ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром.

Наряду с этим усиливается ответственность за воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора по экологии, а также неисполнение его предписаний, что влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 20 до 30 БРВ.

В соответствие приводятся нормы законов «Об охране и использовании животного мира» и «Об охоте и охотничьем хозяйстве», устраняются правовые пробелы в этих законах, касающиеся охотничьего оружия, в том числе рыболовного.

Подчеркивалось, что принятие закона служит защите биологических ресурсов путем предупреждения случаев незаконной охоты, предотвращению гибели деревьев и кустарников, повышению эффективности государственного института экологического контроля, обеспечению экологической устойчивости в стране, гарантированной защите природных ресурсов.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пятьдесят девятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 132 об оплачиваемых отпусках (пересмотренной в 1970 году) (Женева, 24 июня 1970 года)».

За последние годы сотрудничество Узбекистана с Международной организацией труда расширилось и вышло на качественно новый уровень.

Конвенция предусматривает дальнейшее усиление мер по обеспечению в трудовых отношениях прав работников, связанных с трудовой деятельностью, в том числе права на отдых и использование оплачиваемых отпусков, а именно создает основу для обеспечения предоставления работникам во всех сферах отдыха и для восстановления трудоспособности – отпусков за каждый рабочий год при сохранении места работы (должности) и средней заработной платы. Отмечалось, что на сегодняшний день данную конвенцию ратифицировали 38 стран.

Принятие конвенции позволит в будущем улучшить положительный имидж Узбекистана в отношениях с международными и региональными организациями и поднять его позиции в международных рейтингах и индексах на более высокий уровень.

Документ также служит эффективной реализации международных стандартов по обеспечению прав работников всех сфер на отдых и использование оплачиваемых отпусков.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, сенаторы  рассмотрели вопрос об утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В целом в ходе пленарного заседания рассмотрено 15 вопросов, в том числе 14 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом пятьдесят девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса 

Республики Узбекистан