По оценкам Всемирного банка, к 2030 году доля цифровой экономики в ВВП в глобальных масштабах составит порядка 25 процентов или даже больше. Однако одним из сдерживающих развитие цифровой составляющей экономики факторов является недостаточное количество кадров с подходящими навыками.

Тем, кто хочет найти себя в сфере ИКТ, необходимо тщательно выбирать, куда пойти учиться – от этого во многом будет зависеть и уровень зарплаты, и скорость движения по карьерной лестнице, и перспективность будущих проектов.

На данный момент острую потребность в специалистах в области ИКТ ощущают практически во всех странах мира. Так, в Узбекистане в 2023 году оценивали дефицит в 100 тысяч программистов, которые необходимы, чтобы государство могло стать полноценным экспортером IT-услуг.

Решать проблему необходимо на уровне государства – в каждой из стран это осознают и принимают различные меры в нескольких направлениях. Самый простой способ – привлечь иностранных специалистов, предоставив им выгодные условия для релокации, что позволит в кратчайшие сроки устранить кадровый голод. Второй вариант – взращивать кадры внутри страны. Это, безусловно, более затратно и сложно, зато является приоритетом для государства, так как работает на перспективу.

Последнее важно учитывать еще и потому, что потребность в IT-специалистах будет только нарастать, ведь технологии развиваются достаточно быстро, и цифровизация охватывает все больше отраслей.

У каждого, кто решит связать свою жизнь с информационными технологиями, есть несколько путей для развития в этом направлении. Самый быстрый – специализированные курсы. При этом надо понимать: даже при острой нехватке IT-специалистов большинство работодателей предпочитают нанимать людей с профильным образованием, к тому же более высокого уровня, чем «новичок». Так что курсы могут дать отличную базу для входа в индустрию, однако потом придется серьезно работать над навыками, то есть в любом случае учиться дальше, углублять знания, получать практический опыт.

Более фундаментальный подход – получение профильного высшего образования. Это, безусловно, потребует больше времени, но и откроет новые возможности. В сегодняшних реалиях вузы не только допускают параллельную учебе работу, но и приветствуют ее, помогая в поисках стажировок, практик и пр. При этом некоторые из них дают возможность расширить границы обучения за счет сотрудничества с учебными заведениями и бизнесом других стран – это позволяет быстрее набраться релевантного потребностям крупных работодателей опыта, попробовать свои силы в разных масштабных проектах, определить направление для будущего развития.

В частности, в Узбекистане в 2022 году открылся цифровой университет IT-Park University (ITPU). Этот проект интересен практикоориентированностью и наличием тесных связей с индустрией, так как его основатели – Министерство цифровых технологий страны и IT-компания EPAM Systems. Среди особенностей молодого вуза – гибридный формат обучения, разнообразные международные стажировки (причем с первого курса) и активное сотрудничество с глобальными IT-компаниями. Таким образом, в портфолио выпускников ITPU будут участие в реальных проектах и опыт работы в интернациональных командах.

В Казахстане лидером в направлении получения образования в сфере ИКТ заявлен Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (ЕНУ), активно реализующий программы сотрудничества с вузами разных стран и крупными компаниями, в том числе в сфере IT. С 2019 года передовым специальностям обучает и Astana IT-University – один из самых молодых вузов Казахстана. Алматинский Международный университет информационных технологий (МУИТ) соответствует международным стандартам и обладает высоким уровнем трудоустройства (83 процента по направлению «Информационные системы»). Особой популярностью среди казахстанской молодежи пользуются школы программирования, такие как ALEM, Decode, Omnium, nFactorial и другие. Они функционируют во многих городах и предоставляют возможность онлайн-обучения. Кроме того, в рамках программы TechOrda от технопарка Astana Hub у желающих есть возможность выиграть грант на обучение.

В Азербайджане Агентство инноваций и цифрового развития (IDDA) с 2021 года реализует проект Technest – инновационную стипендиальную программу, направленную на создание в стране банка высококвалифицированных специалистов в области ИКТ и удовлетворение растущих потребностей рынка труда. Несмотря на свою молодость, эффективность программы уже подтверждена впечатляющими результатами: в 2023 году число стипендиатов превысило 4 тысячи, а показатель трудоустройства выпускников достиг внушительных 91 процента.

Особенностью Technest является его доступность для людей с любым уровнем дохода, так как программа предусматривает компенсацию до 100 процентов стоимости обучения. Кроме того, Technest активно способствует продвижению женщин в IT-сфере: из 1863 стипендиатов 2023 года 822 были женщинами, что составляет почти 45 процентов от общего числа участников.

В 2024 году амбициозные планы Technest предусматривают выделение стипендий для 5000 человек, при этом около 20 процентов стипендий будет направлено на развитие регионов страны. Важным аспектом программы также станет создание профессиональных сообществ, которые поспособствуют обмену опытом и знаниями между участниками.

Помимо Technest, IDDA реализует ряд международных инициатив в партнерстве с зарубежными компаниями. Одним из ключевых проектов является Azerbaijan Cybersecurity Center, созданный при поддержке престижного технологического университета Израиля «Технион». Центр призван реализовывать передовые программы обучения в области кибербезопасности и готовить следующее поколение азербайджанских специалистов в этой критически важной сфере.

Учитывая активную цифровизацию экономики и общества Азербайджана, развитие компетенций в области кибербезопасности приобретает стратегическое значение. Амбициозная задача центра – в течение трех лет подготовить около 1000 местных специалистов по кибербезопасности, из которых не менее 15 человек должны стать высококвалифицированными инструкторами, способными в дальнейшем передавать свои знания и опыт новым поколениям специалистов.

Еще одним примером международного сотрудничества является партнерство агентства со всемирно известной ИКТ-школой Holberton, специализирующейся на подготовке ИТ-кадров на основе инновационной методологии обучения peer-to-peer. Уже сейчас можно говорить о первых успехах: обучение по программам Holberton успешно прошли около 120 студентов из Азербайджана.

Таким образом, благодаря разнообразным инициативам, Агентство инноваций и цифрового развития Азербайджана активно развивает свой потенциал в сфере информационных технологий, создавая прочный фундамент для цифрового будущего страны.

Приведенные примеры показывают, что сегодня у желающих строить свою карьеру в сфере ИКТ есть широкий выбор вариантов обучения. Главное помнить, что развитие IT-навыков требует инвестиций сил и времени: несмотря на кадровый голод в этой сфере, работодателям нужны квалифицированные специалисты, на которых можно положиться, ведь от них будет зависеть эффективность процессов и конкурентоспособность бизнеса.

Азиза Алимова, УзА.