В городе Астана состоялся форум мозговых центров «Astana Think Tank Forum». Организатором мероприятия выступил Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК. Участниками и спикерами стали эксперты из 22 стран – руководители ведущих аналитических центров, исследователи, дипломаты.
Главной темой форума стало «Средние державы в меняющемся глобальном порядке: укрепление безопасности, стабильности и устойчивого развития». Двухдневная программа охватила такие аспекты, как геополитические процессы в мире и региональная безопасность, экономика, энергетика, транспорт и коммуникации.
На пленарной сессии выступил Президент Касым-Жомарт Токаев. В своей речи он особо подчеркнул, что Казахстан полностью привержен региональной политике и тесному сотрудничеству со всеми ближайшими соседями:
– Центральная Азия становится все более заметной на карте мира, а текущая ситуация значительно отличается от того, что было 10 лет назад. В настоящее время у нас идет активное сотрудничество, расширяются многогранные связи по множеству вопросов. Мы регулярно проводим встречи глав государств. Считаю, что эти встречи также очень полезны.
Выступая на сессии «Возведение мостов: ключевые торговые и транспортные коридоры», директор Международного института Центральной Азии Жавлон Вахабов заявил, что создание сети взаимосвязанных торговых и транспортных коридоров – важнейшая стратегическая задача, гарант успешной социально-экономической трансформации и реализации геоэкономического потенциала региона.
– Центральная Азия занимает уникальное географическое положение. Транспортные коридоры, которые мы сегодня обсуждаем, могут превратить страны региона из «land-locked» в «land-linked» – в крупный транспортно-логистический узел трансконтинентального значения, связывающий Восток и Запад, Юг и Север, – подчеркнул глава МИЦА.
Вместе с тем, сегодня ЦА остается одной из наименее взаимосвязанных экономик в мире. По оценкам Всемирного банка, индикатор связанности региона в среднем составляет менее 60% доступа к глобальному ВВП. Доля затрат на транспортировку грузов на внешние рынки может достигать 50% от конечной стоимости товаров, что значительно хуже среднемирового показателя – 11%. Наши экономики вынуждены нести транспортную нагрузку в 2-3 раза больше, чем в развитых странах.
Отмечалось, что наличие множества барьеров в транспортной системе не позволяет обеспечить эффективное развитие торгово-экономических связей и промышленной кооперации между нашими странами, сдерживает привлечение иностранных инвестиций и включение региона в глобальные цепочки добавленной стоимости.
В этой связи, директор МИЦА считает, что важным шагом в деле реализации транспортно-коммуникационного потенциала может стать разработка единой Стратегии региональных транспортных коридоров. По его мнению, для совместного участия в глобальных цепочках добавленной стоимости необходимо совместно разрабатывать проекты по внедрению цифровых технологий и современных корпоративных практик в транспортно-логистическую сферу, модернизировать систему таможенного контроля и мониторинга, улучшать инфраструктуру аэропортов, создавать региональные логистические центры.
Кроме того, как отметил в своем выступлении Жавлон Вахабов, необходимо системно подходить к вопросам формирования и проведения согласованной тарифной политики, применения льгот и преференций для поддержки национальных перевозчиков, модернизации транспортной сети и инфраструктуры, увеличения пропускной способности пунктов на границе.
Г. Хонназаров, УзА.