В Азербайджанском национальном музее искусств состоялось открытие выставки «Влюбленный дервиш». Она организована Академией художеств Узбекистана, Азербайджанским национальным музеем искусств, Галереей изобразительного искусства Узбекистана при содействии посольства Республики Узбекистан в Азербайджанской Республике.
По мнению искусствоведов, миниатюрная живопись Узбекистана является важной составляющей его современной художественной культуры. Вспомним, что средневековая миниатюра отражала познание художниками мира, гармонию с мирозданием, согласованность составных частей Вселенной, пути от бренного суетного мира к абсолюту — «человеку совершенному».
Особый мир средневековой миниатюры создан системой образов и сюжетов, композиционных построений и колористических сочетаний, символов и знаков. При всей каноничности этой системы, которая оттачивалась столетиями, нельзя не отметить поэтическую свободу и профессиональное совершенство, которые были свойственны ее великим мастерам: Камолиддину Бехзоду, Султану Мухаммаду, Ризайи Аббаси и многим их последователям.
В 1980-х годах в Узбекистане происходит возрождение миниатюрной живописи, во главе которого стояла творческая группа художников и народных мастеров под руководством народного художника Узбекистана Ч. Ахмарова.
В годы независимости миниатюра в Узбекистане стала не просто традицией или видом искусства, а емким художественно-стилистическим направлением, включающим лаковую миниатюру, настенную роспись, миниатюру на бумаге, ткани и коже.
За последние тридцать лет значительно расширился круг художников, определились тематические пристрастия. По характеру творческих поисков работы современных художников-миниатюристов можно отнести к двум основным направлениям. Первое заключается в следовании художника – в лаковой миниатюре, миниатюре на бумаге, коже, холсте – художественной стилистике, канонам образного построения, свойственным локальным школам средневековой книжной миниатюры Востока. Второе направление выражается в отказе авторов от следования канонической системе средневековых локальных школ миниатюры, во внесении индивидуального своеобразия как в технологический процесс, так и в образное решение произведения.
Знакомство современных миниатюристов со средневековыми образцами миниатюрной живописи открывает глубокие мировоззренческие основы бытийного миропонимания.
Широкое распространение в миниатюрной живописи получают работы художников, неосознанно иллюстрирующих специфичные суфийские мотивы. В частности, в работах миниатюристов распространен мотив дервишей – медитирующих, музицирующих, пребывающих с возлюбленной, странствующих. А ведь дервишество рассматривается как определенное условие или этап жизни суфия. Также распространен в творчестве современных миниатюристов мотив шествия или путешествия. Это может быть шествие дервишей, путников, караван.
Еще одна тематическая линия, позволяющая провести параллели с суфийской тематикой, – это тема любви.
Герои и композиции поэм «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамса» Низами, «Фархад и Ширин» Навои, «Юсуф и Зулейха» Джами и других, а также тема любви, образы дервишей, музыкантов, восточных красавиц, мотивы путников и шествий воскресают в работах современных миниатюристов. В работах сохраняются художественно-стилистические особенности восточной миниатюры: реализм деталей при условности целого, символика мотивов, декоративность цвета, изысканность рисунка, отсутствие объема и перспективы, тщательность исполнения, действие не изображается, а обозначается. В творчестве современных художников воскрешает художественная традиция, что рождает новые интересные работы.
Целью выставки «Влюбленный дервиш» является знакомство азербайджанского зрителя с прекрасным искусством миниатюрной живописи Узбекистана, которая продолжает бесценные традиции прошлого и стремится внести в них что-то свое.
По материалам пресс-службы Академии художеств Узбекистана подготовила Н.Усманова, УзА