Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 16 августа в целях ознакомления с ходом подготовки к новому учебному году с обеспечением взаимной интеграции между общеобразовательными школами и учреждениями среднего специального, профессионального и высшего образования, состоянием работы по внедрению системы 11-летнего среднего образования, коренному реформированию системы среднего специального, профессионального образования, организации деятельности новых высших учебных заведений, филиалов принял министра высшего и среднего специального образования И.Мажидова, директора Центра среднего специального, профессионального образования М.Холмухамедова, министра народного образования У.Иноятова и их заместителей и заслушал их отчеты.
В заседании приняли участие Государственный советник Президента А.Юнусходжаев, заместитель Премьер-министра Ж.Кучкаров и председатель Счетной палаты М.Икрамов.
Рассмотрен ход исполнения поручений Президента Республики Узбекистан по коренному реформированию системы среднего, среднего специального, профессионального образования.
Согласно намеченной задаче последовательно ведется работа по продолжению обучения выпускников 9-х классов общеобразовательных школ по собственному желанию в 10-х классах, их охвату средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями.
Согласно учебному плану определено, что учащиеся 10-х классов 5 дней в неделю будут изучать общеобразовательные предметы и 1 день – предметы, связанные с профессиями. Для 2703 школ, расположенных вдали от профессиональных колледжей, учебно-производственные комплексы будут организованы в 1103 школах, а для 6956 школ – в 615 колледжах.
В связи с открытием 10-х классов в школах возникает потребность в 22 тысячах учителей. Планируется, что из них 9,5 тысячи будут укомплектованы за счет выпускников высших образовательных учреждений, 13 тысяч – за счет привлечения преподавателей лицеев и колледжей.
С 2017-2018 учебного года для обновления и углубления профессиональных знаний 116 тысяч учителей, которые будут преподавать в 10-х классах, налажены краткосрочные курсы повышения квалификации.
Для учащихся 10-х классов изданы 8,5 миллиона экземпляров учебников и учебно-методических пособий, которые в эти дни доставляются в образовательные учреждения.
Создана вертикальная система по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, за регионами закреплены ответственные лица от министерства – 14 специалистов, за районами и городами – от территориальных управлений народного образования – 195 специалистов, за каждой школой — от районных и городских отделов народного образования.
Для 650 тысяч учеников, которые в этом году будут приняты в 1-е классы, подготовлены “Президентские подарки”, состоящие из школьных сумок с учебными принадлежностями 12 наименований, которые полностью доставлены на места.
Министерством высшего и среднего специального образования совместно с Центром среднего специального, профессионального образования осуществляется работа по открытию и налаживанию деятельности при каждом высшем образовательном учреждении по одному академическому лицею для организации отбора одаренных и талантливых учащихся и их целевой подготовки в высшие образовательные учреждения.
Средние специальные, профессиональные образовательные учреждения закреплены за отраслевыми министерствами и государственными комитетами.
В связи с внедрением 10-11-х классов, в целях эффективного использования имеющейся материально-технической базы колледжей после сокращения контингента на базе 7 колледжей и академических лицеев будут созданы новые филиалы 3 высших образовательных учреждений и 1 высшее образовательное учреждение.
На заседании уделено особое внимание вопросам освобождения профессоров-преподавателей высших образовательных учреждений от излишней отчетности, различных бюрократических поручений, направления их научного потенциала на дальнейшее улучшение содержания и качества образования, научно-исследовательскую работу.
Президент нашей страны остановился на вопросах коренного улучшения деятельности дошкольных образовательных учреждений, изучения самого передового зарубежного опыта, создания современной системы. Отмечено, что создание всесторонних условий для получения детьми дошкольного возраста современного образования с учетом их интересов и стремлений, расширения их кругозора, развития навыков самостоятельного мышления, внедрения в их сознание национальных и общечеловеческих ценностей, а также их воспитание в духе любви к Родине, формирование чистых помыслов и чаяний являются одними из самых важных, самых актуальных вопросов сегодняшнего дня. Ведь от полученного образования в дошкольном учреждении во многом будет зависеть то, как наши дети будут учиться в школе, каких высоких целей будут достигать в будущем.
На заседании главой нашего государства определены задачи по коренному структурному реформированию системы дошкольного образования, организации структуры управления, разработке отдельной программы, направленной на 100-процентный охват детей данными учреждениями, по предоставлению ряда льгот начальным образовательным учреждениям, а также кардинальному качественному изменению содержания образования в институтах повышения квалификации при Министерстве народного образования, переводу их в структуру ведущих высших образовательных учреждений, посредством этого организации преподавания самыми сильными и опытными профессорами-преподавателями учителям средних общеобразовательных школ.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев дал соответствующие поручения руководителям министерств и ведомств по качественной подготовке до 25 августа всех образовательных учреждений к новому учебному году и осенне-зимнему сезону, а также завершению строительно-ремонтных работ и работ по оснащению образовательных объектов, включенных в Инвестиционную программу, руководителям ответственных организаций – по подготовке проектов соответствующих решений по всем обсужденным вопросам.