Благодаря рекламе энергетические напитки стали частью молодежной культуры. Дети и подростки пьют их не потому что им нравится вкус или из-за усталости, а потому что это – модно.
Маркетологи умело манипулируют неокрепшим детским сознанием, играя на нежелании быть «белой вороной»: никому не захочется отрываться от коллектива, глядя на то, как друзья выпивают по три энергетика в день.
Эти напитки предназначены для того, чтобы взбодрить человека и повысить его физическую или умственную активность, однако прилив сил от них временный, а еще они вызывают излишнее возбуждение нервной системы.
По утверждению американских ученых, количества содержащихся в энергетических напитках стимулирующих веществ достаточно, чтобы вызвать тревожность, бессонницу, обезвоживание, раздражение органов пищеварения, покраснение кожных покровов, повышенное мочеотделение, сердцебиение и повысить нервозность. Употребление энергетических напитков связывают также с приступами судорог, маниакальными припадками и кровоизлияниями.
Наличие в популярных энергетических напитках гуараны, таурина и женьшеня слишком мало, чтобы оно могло иметь какой-то терапевтический либо обратный ему эффект, а вот кофеин и сахар могут оказать на организм вредное воздействие.
В соответствии со статьей 37 Закона Республики Узбекистан «О рекламе», реклама энергетических напитков в каждом случае должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информацию о лицах, кому они не рекомендуются. При этом ролик не должен демонстрировать процесс потребления энергетических напитков, содержать изображения людей, добившихся успехов в спорте, или создавать впечатление, что потребление энергетических напитков имеет важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния.
Также запрещается реклама энергетических напитков по телевидению и радио с 7:00 до 22:00 и посредством объектов или конструкций внешней рекламы и информации. Нарушает закон и тот, кто безвозмездно распространяет образцы энергетических напитков среди несовершеннолетних в рекламных целях.
Запрещается также спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для несовершеннолетних, если при этом используется наименование, товарный знак или изображение энергетических напитков. Нарушением считается распространение, в том числе продажа товаров среди несовершеннолетних с использованием наименования, товарного знака или изображения энергетических напитков.
Вопреки закону, рекламу энергетиков можно найти в любом районе города Ташкента. Их рекламируют известные личности, а производители спонсируют молодежные мероприятия.
Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА.