—
Токаев направил поздравительную телеграмму Президенту Кыргызстана
Президент Касым-Жомарт Токаев от имени народа Казахстана и от себя лично поздравил Садыра Жапарова с 20-летием подписания Договора о союзнических отношениях между двумя странами.
«Договор 2003 года ознаменовал начало нового этапа в развитии казахско-кыргызских отношений, заложил прочную договорно-правовую основу для эффективного продвижения наших многогранных межгосударственных связей. Свидетельством этому служат активный политический диалог на всех уровнях, динамичное развитие сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также тесная кооперация двух стран на международной арене», – говорится в телеграмме.
Глава республики выразил уверенность в том, что совместными усилиями будет обеспечено дальнейшее укрепление стратегического партнерства и союзничества, а также реализован огромный потенциал двустороннего взаимодействия на благо двух братских народов.
Президент принял участие в заседании ВЕЭС
Касым-Жомарт Токаев принял участие в очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), которое состоялось в Санкт-Петербурге.
Участники обсудили основные задачи и ключевые направления дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, планы международного сотрудничества организации на 2024 год. Также состоялся обмен мнениями по отдельным практическим аспектам деятельности ЕАЭС.
Смаилов поручил за неделю принять решения по актуальным вопросам Qarmet-комбината
Премьер-министр Алихан Смаилов поручил за неделю принять решения по актуальным вопросам Qarmet-комбината (бывшее АО «АрселорМиттал Темиртау»).
«Премьер-министр подчеркнул, что со стороны государственных органов должна быть оказана необходимая поддержка в решении актуальных вопросов комбината. В этой связи Алихан Смаилов поручил в недельный срок принять требуемые решения по наиболее приоритетным задачам», — говорится в распространенном в четверг сообщении по итогам заседания рабочей группы по вопросам деятельности компании Qarmet с участием нового инвестора и руководителей центральных госорганов.
Как отмечается, благодаря принятым оперативным мерам на предприятии в декабре вырос объем производства.
«Были увеличены запасы ферросплавов и угля. Возобновлена отгрузка готовой продукции. В стабилизацию деятельности предприятия вложено Т28,6 млрд частных инвестиций. Своевременно выплачена заработная плата, проведены налоговые платежи, в том числе по линии ОСМС. Среди основных задач Qarmet на 2024 год – обеспечение безопасности работников, наращивание объемов производства, снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет заключения новых инвестиционных контрактов и сокращения непродуктивных издержек и так далее», — сообщили в кабмине.
Отмечено, что Qazaqstan Steel Group стал новым инвестором AMT. Акционером является казахстанский бизнесмен Андрей Лаврентьев. Предприятие будет переименовано в QARMET – предприятие возглавил Вадим Басин. По официальной информации властей, АМТ продал объекты в Казахстане за $286 млн. Также стало известно, что порядка $1,3 млрд направят на первом этапе на инвестиционную программу компании Qarmet.
Индийский инвестор Лакшми Миттал, контролировавший до недавнего времени объекты АМТ в Казахстане, уходит по требованию широкой общественности и руководства страны после множества трагических инцидентов на производственных мощностях, в результате которых регулярно десятками гибли рабочие. Последняя такая крупная трагедия произошла 28 октября на шахте имени Костенко, где в результате взрыва погибли почти 50 человек. 9 декабря в МЧС сообщили, что материалы по трагедии на шахте имени Костенко в Карагандинской области по 19 должностным лицам АМТ передали в правоохранительные органы. Семеро сотрудников АМТ задержаны и водворены в ИВС.
Транспортная сфера может стать новой точкой роста экономики Казахстана
О работе Правительства по развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана в 2023 году в интервью СМИ рассказал Премьер-министр РК Алихан Смаилов.
По словам главы Правительства, логистика должна стать новой «точкой роста» экономики страны уже в самое ближайшее время.
По территории Казахстана проходит 13 международных коридоров, из них 5 железнодорожных и 8 автомобильных. Общий объем транзитных перевозок в текущем году вырос на 21 %, то есть до 30 млн. тонн. В стране начато строительство 4 новых железнодорожных линий.
– Буквально на прошлой неделе мы приступили к строительству новой железной дороги в направлении Китая – линия “Бахты – Аягоз”, – отметил Премьер. – Она позволит увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем почти в 2 раза – с 28 до 48 млн. тонн грузов, разгрузить южные пункты пропуска и привлечь дополнительные объемы транзита.
В прошлом месяце стартовали работы по проекту «Дарбаза – Мактаарал». Строительство новой железной дороги между Казахстаном и Узбекистаном позволит расширить транзитный потенциал республики и обеспечить выход на Персидский залив и Индию.
Также начато строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы. Реализация проекта разгрузит Алматинский узел на 40% и существенно сократит время доставки грузов.
Вместе с тем продолжается строительство вторых путей на участке «Достык – Мойынты» (более 800 км). Эта дорога позволит в 5 раз увеличить пропускную способность и повысить скорость контейнерных поездов в направлении Китая.
– Если за последние 30 лет в стране было построено всего 2,5 тыс. км железных дорог, то в ближайшие 3-4 года мы построим свыше 1,3 тыс. км, – подчеркнул А.Смаилов.
Говоря о развитии морского транспорта, он отметил, что принимаются меры по наращиванию перевозок через морские порты Актау и Курык.
– В Актау до 2025 года будет построен контейнерный хаб, – озвучил руководитель правительства. – В порту Курык уже запущен зерновой терминал. Там же ведется строительство многофункционального терминала «Саржа».
По его словам, особое значение также имеют грузовые автоперевозки. Сегодня они осуществляются с 42 странами по 8 транзитным автомобильным коридорам.
– В целях дальнейшего развития автомобильных перевозок ведется работа по строительству и реконструкции 11 тыс. км дорог, в том числе 7 тыс. км в рамках республиканской сети. Благодаря этим и другим мерам мы намерены значительно увеличить объемы транспортных услуг, – сказал Смаилов.
Наряду с этим продолжается совместная работа с Азербайджаном, Грузией и Турцией по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Совместно подписаны соответствующие дорожные карты. Их суть в том, чтобы устранить все «узкие места» на протяжении этого коридора как на портах в Каспии, так и по железным дорогам в Азербайджане, Грузии и, соответственно, дальше в Турции. Эта работа сейчас активно проводится.
Г.Хонназаров,
УзА.