В процессе построения правового демократического государства и справедливого гражданского общества существенная роль отводится органам и учреждениям юстиции, призванным реализовать, в первую очередь единую государственную правовую политику, в том числе путем качественной организации правотворческой деятельности, формирования последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечения эффективной защиты прав и свобод человека, а также внедрения целостной системы повышения правовой культуры населения.
Реализованные в последнее время меры позволили повысить роль и ответственность органов и учреждений юстиции в системе органов государственной власти и управления, особенно по вопросам правового обеспечения деятельности государственных органов и организаций, координации их юридических служб, распространения правовой информации, а также улучшения качества оказания государственных услуг.
Вместе с тем, результаты проведенного анализа показывают, что в деятельности органов и учреждений юстиции имеется ряд системных проблем
и недостатков, сдерживающих достижение высокого уровня эффективности проводимых правовых реформ. В частности:
во-первых, отсутствие районных (городских) подразделений органов юстиции препятствует глубокому изучению правовых проблем непосредственно на местах, уровня обеспечения прав и свобод граждан в увязке с реальными их нуждами, реализации адресного правового просвещения в зависимости от конкретных правовых вызовов в обществе;
во-вторых, не налажена эффективная работа по системному анализу правоприменительной практики и выработке действенных мер по обеспечению ее последовательности и единообразия, оказанию правовой консультации государственным органам и другим организациям на местах по недопущению произвольного и избирательного толкования правовых норм;
в-третьих, обременение органов юстиции несвойственными и дублирующими функциями, особенно в сфере контроля договорно-правовой работы, не позволяет рационально использовать имеющиеся силы и средства для выполнения первостепенных задач в сфере осуществления государственной правовой политики;
в-четвертых, не на должном уровне организована работа органов юстиции на местах по разъяснению сути и значения осуществляемых реформ, принимаемых актов законодательства, затрагивающих права и интересы граждан и субъектов предпринимательства, в результате чего остается на неудовлетворительном уровне правовая грамотность и правовая культура населения, особенно в сельской местности;
в-пятых, сохраняется острая нехватка специалистов в сфере юриспруденции, прежде всего способных достойно представлять интересы Республики Узбекистан в международных и иностранных организациях, не налажена система подготовки юридических кадров по узким и профильным специальностям, востребованным в органах государственного и хозяйственного управления;
в-шестых, низкий уровень социального и материального стимулирования работников органов и учреждений юстиции не способствует привлечению в данную сферу высококвалифицированных специалистов, формированию устойчивого резерва кадров и негативно влияет на инициативность и ответственность работников;
в-седьмых, неудовлетворительным остается состояние внедрения в деятельность органов и учреждений юстиции новейших информационно-коммуникационных технологий, оснащения их современными средствами и оборудованием.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях коренного совершенствования деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики:
1. Считать приоритетными направлениями деятельности органов и учреждений юстиции:
первое, превращение органов юстиции в профессиональную службу, обеспечивающую реализацию единой государственной правовой политики, направленной на воплощение в жизнь концептуальной идеи – «Принятие справедливых законов, утверждение в обществе духа уважения к закону – залог построения демократического правового государства»;
второе, внедрение качественно новых механизмов в деятельность органов юстиции, основанных преимущественно на критическом анализе и решении правовых проблем, прежде всего путем эффективной организации работы непосредственно на местах;
третье, методическое руководство и координацию деятельности районных (городских) подразделений государственных органов и организаций в сфере организации исполнения законов и других нормативно-правовых актов, реализацию на основе критического анализа мер по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики;
четвертое, внедрение современных и действенных методов правовой пропаганды и повышения правосознания граждан, доведение до них сути и значения принимаемых законов и других нормативно-правовых актов, осуществление мероприятий по искоренению правовой безграмотности населения;
пятое, повышение роли органов юстиции в проведении комплексного и критического анализа эффективности системы государственного управления, качества административных процедур и государственных услуг, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этих сферах;
шестое, внедрение порядка отчетности должностных лиц органов юстиции путем систематического представления общественности сведений о своей деятельности, недопущение фактов их поверхностного отношения к волнующим население проблемам, а также определение четких критериев оценки их работы;
седьмое, организация качественно новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, особенно по востребованным узким и профильным специальностям, внедрение инновационных форм и методов обучения специалистов в сфере юриспруденции, направление на системной основе юридических кадров в ведущие зарубежные образовательные учреждения;
восьмое, создание эффективной системы правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и иностранных организациях, механизмов широкого информирования международного сообщества и иностранных инвесторов о проводимых правовых реформах в стране;
девятое, дальнейшее улучшение материально-технического обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, внедрение новых механизмов социального и материального стимулирования работников, в том числе путем обеспечения их служебным жильем;
десятое, широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, направленное на повышение эффективности деятельности всех подразделений органов и учреждений юстиции.
2. Образовать отделы юстиции в районах (городах) с введением вертикали управления по трехступенчатому принципу «республика – область – район (город)» за счет штатных единиц юридических служб профессиональных колледжей системы Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, финансируемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Установить, что функции упраздняемых юридических служб профессиональных колледжей осуществляются соответствующими отделами юстиции районов (городов).
3. Определить основными задачами отделов юстиции районов (городов):
консультирование хокимов и районных (городских) подразделений государственных органов и организаций по вопросам применения законов
и других нормативно-правовых актов;
методическое руководство и координацию деятельности районных (городских) подразделений государственных органов и организаций в сфере организации исполнения законов и других нормативно-правовых актов;
доведение сути и значения принимаемых законов и других нормативно-правовых актов до исполнителей в районных подразделениях, осуществление мероприятий по правовой пропаганде и искоренению правовой безграмотности населения по принципу «республика – область – район – махалля», в том числе во взаимодействии с правоохранительными и судебными органами;
проведение правовой экспертизы решений хокимов и Кенгашей народных депутатов районов (городов) на предмет определения их соответствия законодательству, целям и задачам проводимых в стране реформ;
изучение и анализ правоприменительной практики, выработку предложений по обеспечению ее последовательности и единообразия;
осуществление мер по защите прав человека, рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц;
мониторинг состояния правовой работы в районных (городских) подразделениях государственных органов и организаций, а также координацию, контроль и методическое обеспечение деятельности их юридических служб.
4. Упразднить Управление по контролю договорно-правовой работы Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальные отделы.
5. Передать с 1 июля 2018 года в ведение хокимиятов районов (городов) органы записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) с возложением функций по координации правоприменительной практики, методическому обеспечению деятельности органов ЗАГС, ведению информационной системы «Единый электронной архив ЗАГС» и руководству территориальными архивами ЗАГС на Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
6. Установить порядок, в соответствии с которым, начиная с 2018 года:
министр юстиции ежегодно представляет информацию о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
министр юстиции Республики Каракалпакстан, начальники территориальных управлений юстиции по итогам каждого полугодия представляют информацию
о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики на местах соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента;
начальники отделов юстиции районов (городов) ежеквартально представляют информацию о состоянии нормотворческой деятельности
и правоприменительной практики государственных органов и организаций районного (городского) уровня соответственно в Кенгаши народных депутатов районов (городов).
7. Определить Министерство юстиции Республики Узбекистан уполномоченным органом государственного управления в сфере защиты интересов Республики Узбекистан по вопросам международных арбитражных
и судебных разбирательств.
Предоставить право Министерству юстиции Республики Узбекистан:
направлять обязательные для исполнения поручения по вопросам международных арбитражных и судебных разбирательств государственным органам и организациям, дипломатическим представительствам Республики Узбекистан за рубежом в установленном порядке;
направлять работников органов и учреждений юстиции, юридических служб государственных органов и организаций в образовательные учреждения и иные организации развитых зарубежных стран для обучения и повышения квалификации в сфере оказания правовой помощи, в том числе по международным арбитражным и судебным спорам за счет внебюджетных средств.
8. Создать на базе Центра правовых исследований Ташкентского государственного юридического университета Исследовательский институт правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан с предельной общей численностью управленческого персонала 25 единиц, финансируемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Определить основными задачами Исследовательского института правовой политики:
проведение научно-практических исследований и разработку научных концепций в области развития законодательства и его отраслей;
выработку инновационных методов и способов повышения правового сознания и правовой культуры населения;
анализ практики применения законодательства в судебно-правовой сфере, разработка предложений по его совершенствованию;
изучение правовых проблем повышения эффективности государственного управления, определение направлений развития правового регулирования отношений в социально-экономической сфере;
осуществление сотрудничества с ведущими зарубежными научно-исследовательскими учреждениями.
9. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
в недельный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий организационные меры по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан;
в месячный срок внести проект постановления Кабинета Министров по организации деятельности Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
в двухмесячный срок внести проект постановления Кабинета Министров об организации деятельности органов записи актов гражданского состояния хокимиятов районов (городов);
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Иноятова Р.Р. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 13 апреля 2018 года.