В стране начата широкомасштабная работа по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг, в рамках которой образовано Агентство государственных услугпри Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Агентство).
В настоящее время создана единая сеть центров государственных услуг при Народных приемных, охватывающая каждый район и город республики, с целью оказания актуальных и востребованных государственных услуг по принципу «одно окно» не только предпринимателям, но и населению.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи и осуществленные мероприятия, в сфере оказания государственных услуг остаются нерешенные проблемы и неиспользованные возможности, в частности:
во-первых, отставание в вопросах внедрения базовых информационных систем в ряде организаций, низкий уровень их межведомственной интеграции не обеспечивают удобство и своевременность оказания государственных услуг. Указанные недостатки характерны особенно для Министерства обороны, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства строительства, АО «Узтрансгаз» и органов государственной власти на местах всех уровней;
во-вторых, ведение отдельными государственными органами реестров информации о физических и юридических лицах, объектах недвижимости и других документов в бумажной форме, отсутствие электронных архивов приводят к трудностям в оказании электронных государственных услуг. Подобная негативная практика характерна особенно для Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (далее – Госкомземгеодезкадастр) и Агентства «Узархив»;
в-третьих, большинство центров государственных услуг все еще не подключены к высокоскоростной сети Интернет, что становится причиной неналаженности должного межведомственного электронного взаимодействия. Руководители Агентства, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО «Узбектелеком» не принимают действенных мер для устранения этой серьезной проблемы;
в-четвертых, уполномоченные органы по оказанию государственных услуг и центры государственных услуг не оснащены должным образом современной компьютерной техникой и другими техническими средствами (устройствами), что препятствует внедрению передовых и инновационных методов предоставления государственных услуг;
в-пятых, центры государственных услуг не обеспечены необходимыми зданиями и помещениями, что не позволяет полностью охватить и одновременно обслуживать в последующем посетителей для оказания большего количества востребованных услуг;
в-шестых, прохождение разрешительных и лицензионных процедур остается сложным и зарегламентированным, наличие излишних требований и препон в процессе получения государственных услуг приводит к отсутствию прозрачности, различной правоприменительной практике, и в итоге – частым злоупотреблениям и иным нарушениям;
в-седьмых, уровень знаний и навыков физических и юридических лиц по использованию информационных технологий остается низким, отсутствует организованная система их обучения предоставлению и получению документов в электронном виде.
В целях обеспечения ускоренного перехода национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень, а также последовательной реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:
1. Признать неудовлетворительной работу Агентства, Госкомземгеодезкадастра, Агентства «Узархив», а также других министерств и ведомств в сфере оказания государственных услуг.
2. Считать первостепенными задачами указанных министерств и ведомств, иных уполномоченных органов, оказывающих государственные услуги:
ускоренное развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий с учетом обеспечения единого технологического подхода к созданию информационных систем и информационных ресурсов в целях дальнейшей унификации и автоматизации процессов оказания государственных услуг;
дальнейшую ускоренную реализацию мероприятий по оцифровке архивного фонда министерств и ведомств и предоставлению доступа к соответствующим информационным ресурсам;
проведение реинжиниринга бизнес-процессов по всем оказываемым государственным услугам, включенным в единый реестр государственных услуг, с обеспечением существенной оптимизации форм и бланков, кардинального сокращения процедур при оказании государственных услуг и сроков их оказания;
обеспечение безусловного, своевременного и качественного исполнения работниками, вовлеченными в процесс оказания государственных услуг, своих должностных обязанностей, усиление их ответственности, повышение навыков и культуры работы в соответствии с современными требованиями, внедрение механизмов объективной оценки их работы;
реализацию мер по консолидации усилий и повышению ответственности государственных органов и организаций, участвующих в процессе оказания государственных услуг, в решении проблем, исходя из возложенных на них задач и функций;
приоритетное использование средств внебюджетных фондов для разработки и совершенствования в соответствии с установленными требованиями информационных систем, программных продуктов, баз данных, внедрения электронных государственных услуг.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и Агентству принять по отношению к должностным лицам государственных органов, допускающих ненадлежащее отношение к вопросам внедрения современных государственных услуг, строгие меры ответственности, установленные законодательством.
3. Для обеспечения дальнейшего ускорения процесса внедрения государственных услуг и выявления уязвимых сторон при их предоставлении определить порядок, в соответствии с которым:
с 1 июня 2018 года в центрах государственных услуг по перечню согласно приложению в экспериментальном порядке будут предоставляться
70-100 наиболее востребованных видов государственных услуг;
по государственным услугам, внедряемым в экспериментальном порядке, принимаются административные регламенты временного характера, утверждаемые руководителем Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;
перечень государственных услуг, внедряемых в экспериментальном порядке, формируется исходя из наиболее актуальных потребностей населения и утверждается Службой по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан по предложению Министерства юстиции Республики Узбекистан;
государственные услуги, включенные в перечень государственных услуг, внедряемых в экспериментальном порядке, оказываются исключительно через центры государственных услуг;
со дня внедрения в экспериментальном порядке государственных услуг уполномоченным органам запрещается принятие заявлений об оказании государственных услуг непосредственно от заявителей.
Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами по результатам оказания экспериментальных государственных услуг в срок до 1 июня 2019 года внести предложения по внедрению данных государственных услуг на всей территории страны и совершенствованию деятельности центров государственных услуг.
Определить источниками финансирования мероприятий, указанных в настоящем пункте, средства внебюджетного фонда Агентства, внебюджетного фонда развития органов и учреждений юстиции, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять решение правительства, предусматривающее перемещение центров государственных услуг в здания, расположенные в центральной части районов (городов), обеспечивающие их доступность для граждан с удобной транспортной развязкой, в первую очередь, путем передачи на праве оперативного управления зданий профессиональных колледжей и академических лицеев.
Предоставить право Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента возводить новые здания для центров государственных услуг только за счет внебюджетных источников на основе преимущественно государственно-частного партнерства.
5. Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами на ежеквартальной основе проводить оценку наиболее востребованных государственных услуг путем критического и глубокого изучения практики их получения, проведения опросов населения
с выявлением услуг, качество оказания которых вызывает недовольство среди населения, и принятием необходимых мер по их совершенствованию.
6. Установить, что:
начиная с 1 января 2019 года, при межведомственном электронном взаимодействии в рамках оказания электронных государственных услуг, использование персонального идентификационного номера физического лица, идентификационного номера налогоплательщика и кадастрового номера объектов недвижимости является обязательным;
до 1 июля 2018 года сертификаты ключей электронных цифровых подписей ГУП «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан выдаются гражданам центрами государственных услуг, указанными в приложении к настоящему постановлению, на бесплатной основе;
Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем, его подрядные (субподрядные) организации выполняют работы по разработке информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также оснащению Агентства, его территориальных управлений и центров государственных услуг необходимыми аппаратно-программными комплексами после согласования в ускоренном порядке технической и проектной документации в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан».
7. Государственному центру персонализации при Кабинете Министров совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок обеспечить актуализацию информации о персональных данных граждан, содержащейся в своих информационных системах, для дальнейшей интеграции с системой «Электронное правительство».
8. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Госкомземгеодезкадастром, органами государственной власти на местах и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок обеспечить актуализацию адресной информации физических лиц, содержащейся в информационных системах, с привязкой к персональному идентификационному номеру физического лица и кадастровому номеру объектов недвижимости, для дальнейшей интеграции с системой «Электронное правительство».
9. Госкомземгеодезкадастру:
обеспечить формирование и ведение единого реестра адресов объектов недвижимости с учетом присвоения уникальных кодов соответствующим населенным пунктам, улицам, проулкам и др.;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок разработать и утвердить порядок формирования и ведения реестра адресов объектов недвижимости.
10. Министерству финансов, Центральному банку совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года обеспечить внедрение механизма осуществления онлайн оплаты пошлин, сборов и иных платежей за оказание государственных услуг в электронном виде.
11. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
в срок до 1 января 2019 года обеспечить подключение всех центров государственных услуг к волоконно-оптическим линиям связи;
в срок до 1 сентября 2018 года создать и внедрить систему обработки звонков с возможностью записи поступающих обращений по телефону;
совместно с Агентством в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить разработку и внедрение специализированного мобильного приложения
для оказания наиболее востребованных электронных государственных услуг;
совместно с Агентством в срок до 1 января 2019 года обеспечить разработку информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также оснащение Агентства, его территориальных управлений и центров государственных услуг необходимыми аппаратно-программными комплексами;
совместно с государственными органами и другими организациями провести инвентаризацию их информационных и телекоммуникационных систем, баз данных, серверного и иного оборудования с их последующей интеграцией с системой «Электронное правительство» и информационными системами Агентства, а также внедрением межведомственного электронного взаимодействия.
Определить источниками финансирования мероприятий, указанных в настоящем пункте, средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и внебюджетные средства государственных органов.
12. Государственным органам и другим организациям, оказывающим государственные услуги, обеспечить:
поэтапную оцифровку информации, необходимой для оказания государственных услуг, хранящейся в бумажном виде, с учетом дальнейшего формирования электронных баз данных и организации межведомственного электронного взаимодействия;
проведение оптимизации оказываемых государственных услуг с учетом искоренения избыточных процедур и сокращения бюрократической составляющей, по результатам разработать и утвердить по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерством юстиции Республики Узбекистан планы мероприятий
по переводу их в электронную форму;
интеграцию своих ведомственных информационных систем и ресурсов с информационными системами «Электронное правительство» и Агентства.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять постановление об организации исполнения настоящего пункта, предусмотрев реализацию мероприятий в кратчайшие сроки.
13. Возложить на руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах персональную ответственность за своевременное приобретение материально-технических средств, создание и модернизацию информационных систем, ресурсов, баз данных с учетом возможности их интеграции с системами «Электронное правительство» и Агентства, своевременное и качественное внедрение государственных услуг в центрах государственных услуг и Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.
Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан по итогам каждого квартала вносить в аппарат Президента Республики Узбекистан информацию о ходе реализации настоящего постановления с указанием конкретных лиц, проявляющих безответственность во внедрении государственных услуг и их переводе в электронную форму.
14. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2018 года внести конкретные предложения по финансированию проектов оснащения центров государственных услуг необходимыми оборудованием и инвентарем с привлечением грантов международных финансовых институтов по обоснованным запросам Агентства.
Агентству в срок до 1 мая 2018 года внести в Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям обоснованные предложения по финансированию проектов оснащения центров государственных услуг необходимыми оборудованием и инвентарем.
15. Одобрить предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан о создании при министерстве Информационно-аналитического мультимедийного центра (далее – Мультимедийный центр) в форме государственного учреждения, оснащенного новейшими IТ-технологиями и цифровым оборудованием, со штатной численностью управленческого персонала в количестве 5 единиц.
16. Определить основными задачами Мультимедийного центра:
реализацию системных мер по правовому просвещению и повышению правовой культуры населения, особенно молодежи, а также в сельской местности;
доведение до населения, а также субъектов предпринимательства сути и значения внедряемых в сфере оказания государственных услуг нововведений по упрощению административных процедур посредством использования современных технологий и креативных подходов;
подготовку и подачу в эфир, а также в сеть Интернет информационно-аналитических и обзорных медийных материалов, в том числе аудио- и видеороликов, теле- и радиопередач, социальной рекламы, репортажей по широкому освещению деятельности органов и учреждений юстиции;
оказание консультативной помощи общественности по порядку получения государственных услуг, в том числе наглядное и детальное разъяснение требований принимаемых административных регламентов;
информирование населения о проводимых уполномоченными органами изучений и проверок деятельности государственных органов и иных организаций по оказанию государственных услуг, а также о выявленных грубых нарушениях и системных недостатках, принятых мерах в отношении виновных лиц и восстановленных правах заявителей в целях предупреждения дальнейшего совершения противоправных действий;
установление диалога со всеми слоями населения, изучение потребностей в сфере оказания государственных услуг и общественное обсуждение наиболее актуальных недостатков данной отрасли путем широкого использования возможностей социальных сетей и мобильных приложений.
17. Установить, что:
финансирование деятельности Мультимедийного центра осуществляется за счет внебюджетного фонда развития органов и учреждений юстиции, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
Мультимедийный центр возглавляется директором, который назначается и освобождается от должности министром юстиции Республики Узбекистан;
на управленческий персонал Мультимедийного центра распространяются меры материальной и социальной защиты, установленные для работников центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан;
иные специалисты (режиссер, креативный редактор, корреспондент, оператор, видеомонтажер, IT-специалист, инженер аппаратно-студийного комплекса и другие) Мультимедийного центра привлекаются на договорной основе с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда.
18. Предоставить директору Мультимедийного центра право:
привлекать на договорной основе к работе в Мультимедийном центре специалистов, указанных в абзаце пятом пункта 17 настоящего постановления;
заключать с другими организациями договора на получение и оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров и продукции) в рамках реализации возложенных на Мультимедийный центр задач.
19. Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок:
обеспечить утверждение устава Мультимедийного центра и его государственную регистрацию;
утвердить штатное расписание и укомплектовать Мультимедийный центр высококвалифицированными работниками;
разместить Мультимедийный центр в здании Министерства юстиции, обеспечить его средствами связи, доступом к широкополосному Интернету, а также приобрести 2 автомашины, в том числе 1 – специальную, для организации эффективной работы Мультимедийного центра.
20. Внедрить с 2018/2019 учебного года во всех учебных заведениях среднего и профессионального образования практику проведения на последнем курсе (классе) открытых уроков и учебных семинаров, направленных на формирование у молодежи необходимых знаний и навыков по теме «Культура получения государственных услуг», с привлечением специалистов центров государственных услуг и других организаций.
Министерству народного образования, Центру профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования совместно с Агентством и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в месячный срок разработать и утвердить программу организации открытых уроков и учебных семинаров.
21. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок организовать и внедрить на постоянной основе в Центре повышения квалификации юристов проведение специальных учебных курсов по повышению квалификации руководящих и других работников центров государственных услуг, обучению правовым основам разрешения спорных ситуаций, психологической подготовке к большим нагрузкам и улучшению культуры общения и оказания государственных услуг;
установить постоянный контроль за своевременным и полным прохождением работниками центров государственных услуг обучения в Центре повышения квалификации юристов.
22. Агентству в месячный срок внедрить практику обязательного разъяснения работниками центров государственных услуг гражданам об удобствах и преимуществах получения государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, в том числе детального обучения населения данному механизму в целях стимулирования их в дальнейшем к обращению через сеть Интернет.
23. Одобрить предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан по внедрению механизма стимулирования ответственных руководителей и работников государственных органов за эффективное внедрение государственных услуг в центрах государственных услуг в размере 10 минимальных заработных плат по итогам квартала за счет средств внебюджетного фонда Агентства.
24. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
25. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т.А., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 11 апреля 2018 года.