Мы продолжаем цикл материалов о необычных детских игрушках, получивших особую популярность благодаря интернет-мемам и трендам.

Предыдущая статья была посвящена Lego. Игрушка, созданная бригадой плотников, стала многомиллиардным бизнесом, процветающим и по сей день.

В отличие от Lego игра «Тетрис», выпущенная  6 июня 1984 года,  не принесла своему создателю — программисту Алексею Пажитнову особого капитала.

В это время Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Слово тетрис — производное от тетрамино и теннис. Это головоломка, построенная на использовании геометрических фигур тетрамино — разновидности полимино, состоящих из четырех квадратов. Полимино в том или ином виде использовались в настольных играх и головоломках задолго до создания тетриса. Идею Пажитнову подсказала игра в пентамино.

Первоначальная версия игры была написана на языке программирования Паскаль для компьютера «Электроника-60». Для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым. Коммерческая версия игры — первая из многих последующих — была выпущена американской компанией Spectrum Holo Byte в 1987 году. В последующие годы «Тетрис» во множестве различных версий был портирован на великое множество устройств, включая всевозможные компьютеры и игровые консоли. Их устанавливали на графические калькуляторы, мобильные телефоны, медиаплееры, карманные персональные компьютеры.

В качестве «пасхального яйца» был разработан порт тетриса для паяльника TS100 на микроконтроллере STM32 ts100tris. Это устройство не было предназначено для воспроизведения медиаконтента.

Особую известность в США, Европе и Японии приобрела версия для портативной консоли GameBoy, выпускавшейся японской компанией Nintendo. Игра поставлялась с каждой консолью. В странах СНГ и Китае большой популярностью пользовались более примитивные устройства Brick Game со встроенной игрой.

О популярности игры можно судить по количеству проданных копий. Лишь для одной GameBoy было продано 35 миллионов копий. В 2014 году глава The Tetris Company Хэнк Роджерс утверждал, что количество платных загрузок игры для мобильных телефонов превысило 425 миллионов. Игра неизменно появлялась в списках лучших компьютерных игр по отдельным платформам и в целом в истории.

Неизвестный гений

31 марта 2023 года на стриминговом сервисе Apple TV+ состоится премьера фильма «Тетрис». Главными героями кинокартины станут создатель игры «Тетрис» Алексей Пажитнов и глава The Tetris Company Хэнк Роджерс.

Работая  в Вычислительном центре АН СССР, Алексей Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, а для обкатки идей применял головоломки, в том числе и классическое пентамино. Пытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки. Однако вычислительных мощностей тогдашнего оборудования для вращения пентамино не хватало, приходилось отлаживать на тетрамино, что и определило название игры. В тех опытах и родилась основная идея «Тетриса» — чтобы фигурки падали, а заполненные ряды исчезали.

Игра быстро распространилась по Москве и далее по всему миру. Несколько месяцев спустя про игру узнал импортер программного обеспечения из Венгрии — Роберт Стейн. По какой-то неизвестной для Стейна причине Пажитнов подарил ему «Тетрис». Затем Роберт Стейн продал права на «Тетрис» компании Mirrorsoft и ее дочерней компании Spectrum HoloByte, принадлежащей британскому медиамагнату Роберту Максвеллу. Эти две компании выпустили свой вариант «Тетриса». У игры появились качественные по меркам того времени графика и звук.

Вполне возможно, что о Пажитнове так никто бы и не узнал, если бы не пронырливость журналистов CBS, представивших  всему миру настоящего автора популярной игры.

Сам же Алексей Пажитнов смог воспользоваться плодами своего детища только в 1996 году, когда истек срок первоначальной лицензии. Тогда он начал получать первые весьма небольшие отчисления от продаж. В 1996 году он с Хенком Роджерсом создал компании The Tetris Company LLC и Blue Planet Software, пытаясь получить прибыль от бренда Tetris. The Tetris Company LLC (TTC) зарегистрировала слово «Tetris» как торговую марку. С тех пор несколько компаний купили у TTC лицензию на торговую марку. В мае 2010 года юрист TTC послал письмо в Google с требованием убрать с рынка Android Market все 35 клонов данной игры, хотя их имена не были схожи с именем «Tetris».

Танец простоты и сложности 

Играть в тетрис одновременно очень легко и невероятно сложно. Сейчас особенно популярны разновидности соревновательных тетрисов по правилам «Королевская битва». Последние два года они стали одними из самых популярных игр в мире. Их правила предельно просты. Люди со всего мира одновременно играют в онлайн-тетрис. Понемногу участники убывают, а в конце остаются лучшие из лучших.

В 2019 году версия многопользовательского «Тетриса» появилась на консоли Nintendo Switch под названием Tetris 99. Чтобы победить, необходимо обладать выдающими способностями. При этом сам игровой процесс остается неизменным на протяжении 38 последних лет. Настолько удачной оказалась идея Пажитнова. Начисление очков в разных версиях игры довольно разнообразное. Очки могут начисляться за убранные линии, за сброшенные фигурки, за переход на новую скорость и тому подобное.

Успех «Тетрис» и неудачи его создателя наглядно демонстрируют, что способность создавать уникальные изобретения не гарантирует славу и богатство.

Подготовил  Роман БОНДАРЧУК, УзА