Большинство людей представляет себе стартаперов как чудаковатых парней, создающих многомиллионный бизнес в гараже родителей. Такой образ был сформирован кинематографом и прочно засел в общественном сознании. Романтизация стартапов превратила их в настоящую индустрию, в которой больше мифов, чем реальных историй успеха.

В отличие от своих предшественников, современные стартаперы не стараются разрабатывать уникальные продукты, способные перевернуть индустрию или создать новые ниши на рынке. Философия стартап-движения изменилась. Главной мотивацией создателей стартапов теперь выступает желание быстрого обогащения за счет продажи своих идей корпорациям. Многие из продуктов и сервисов, выпущенных за последнее десятилетие IT-гигантами, создавались стартаперами, главной целью которых была продажа своих идей.

Так, компанию Oculus VR основал проектировщик наголовных дисплеев исследовательского Института креативных технологий Университета Южной Калифорнии (США) Палмер Лаки. Благодаря поддержке на одном из тематических форумов Палмер пришел к идее создания нового типа наголовных дисплеев, который был бы лучше и дешевле всех существующих предложений на рынке. Для разработки нового продукта Лаки основал компанию Oculus VR с четырьмя единомышленниками. По совпадению, в числе участников тематического форума был Джон Кармак – один из основателей игровой студии id Software, известной по серии игр Doom. Джон заинтересовался разработками молодой компании и, испытав ранний прототип, решил, что покажет его на игровой выставке E3 в 2012 году вместе с наработками студии id Software. Во время выставки Кармак представил соединенный изолентой дисплей виртуальной реальности, основанный на прототипе Oculus Rift Палмера.

Несмотря на то, что компанией был выпущен только прототип дисплея виртуальной реальности, 25 марта 2014 года Марк Цукерберг объявил о поглощении компанией Facebook компании Oculus VR за 2 миллиарда долларов США.

В Узбекистане стартап-движение зародилось примерно десять лет назад. Тогда сама идея подобного бизнеса была в новинку и ее суть не понимали даже те, кто пытался популяризировать стартапы. В результате получались очень странные инициативы. К примеру, студентам столичных вузов давали задания по подготовке бизнес-планов их будущих предприятий преподаватели, у которых не было предпринимательского опыта. Большинство из этих педагогов даже никогда не работали в частных фирмах. К слову, в то время были и по-настоящему квалифицированные курсы для предпринимателей, которые вели зарубежные бизнес-тренеры, в том числе из Японии, однако из-за высокой стоимости курсы были недоступны как преподавателям соответствующей дисциплины, так и большинству студентов.

Сейчас подобных бизнес-курсов стало больше, от чего пострадало их качество. Сложно поверить, что курсы в Instagram могут дать реальное представления о предпринимательской деятельности, тем более если их ведет блогер или никому неизвестный бизнес-тренер, чей опыт ограничивается продажей этого курса.

На этом фоне более эффективной кажется программа «Стартап-инициативы» — совместное детище Торгово-промышленной палаты Узбекистана и Программы развития ООН. С 2016 года в рамках проекта проводились различные мероприятия и конкурсы, направленные на поддержку стартапов, на которых выступали состоявшиеся бизнесмены и блогеры. О своих достижениях рассказывали основатели системы мобильного банкинга Click, электронной доски объявлений Torg.uz, первого узбекского маркетплейса Glotr.uz, менеджеры корпорации Nestle, модераторы сообщества Потребитель.Уз в Facebook и многие другие.

Изначально стартап-встречи планировалось превратить в площадку для знакомства начинающих предпринимателей с инвесторами, но большинство представленных здесь стартапов оказались посредственными, далекими от стадии воплощения. Да и сами инвесторы не были готовы вкладываться в стартапы. Большинство предпринимателей не понимали, что представляют собой стартапы, и фактически пытались выкупить их у авторов, сделав последних наемными работниками.

В 2019 году в рамках «Стартап-инициативы» состоялся опрос, охватывающий 13 стартапов. Главными препятствиями для «взлета» участники опроса назвали нехватку собственных средств и квалифицированных кадров, источников грантового и рискового финансирования, особенно на ранних стадиях развития стартап-идей для тестирования и пилотирования проектов. Стартаперы также указали на сложность коммуникации с фондами, государственными институтами развития. Замыкает пятерку основных проблем отсутствие государственных фондов по финансированию стартапов.

Сейчас молодые и предприимчивые уже не сталкиваются с проблемами, с которыми приходилось бороться создателям стартапов десять лет назад. Им значительно легче найти средства для воплощения своих идей. Местные инвесторы финансируют их более охотно, что выводит стартап-индустрию на новый виток ее развития.


Роман БОНДАРЧУК, УзА