Большинство работодателей в Узбекистане негативно относятся к сотрудникам, постоянно «сидящим» в интернете. По их мнению, это новая форма непроизводительного труда.

В каждой организации с этим борются по-своему. Одни начальники блокируют популярные соцсети, другие и вовсе делают доступ в интернет привилегией, которую нужно заслужить.

После пандемии коронавируса эта проблема обострилась: поскольку большинство сотрудников целый год работало дистанционно, стерлись все границы между их личным и рабочим пространством. Работодатели по всему миру отмечают, что их сотрудники, вернувшись на работу, так и пытаются украдкой заглянуть в онлайн-магазин или время от времени просматривают ленту в Facebook. Данное явление получило название киберлень.

Киберлень не всегда злонамеренная, но она часто связана с негативными чертами личности и ощущением, что за это ничего не будет. Если раньше нечестные на руку работники разворовывали собственность предприятия, то теперь у компаний крадут время. Как правило, таким поведением отличаются люди с психопатическими чертами личности, склонные добиваться собственных целей за счет других, а также считающие, что им все должны. При этом они не слишком озабочены тем, заметят ли коллеги их обман. Такие работники не испытывают угрызений совести и не страдают от чувства вины и, следовательно, не боятся, что их могут поймать с поличным.

Стоит ли руководству обращать на это внимание? Определенно, да, ведь последствия киберлени могут быть разными: от временной потери внимания работника до серьезного злоупотребления ресурсами и безопасностью компании.

Зачастую для профилактики киберлени работодателю достаточно показать работникам, что обмануть компанию будет непросто. Тот факт, что им придется нести ответственность за свои действия, является надежным сдерживающим фактором. Например, сотрудникам можно сообщить, что все их действия онлайн будут контролироваться, однако при этом следует учесть: слежка нарушает право работников на приватность и конфиденциальность и создает неприятную рабочую атмосферу.

К счастью, киберлень имеет не только негативные последствия. Просмотр не связанных с работой сайтов позволяет работнику расслабиться, повышает настроение – следовательно, хорошо влияет на производительность труда. Если человек отвлекается ненадолго, это только помогает восстановить внимание, однако занятие личными делами в рабочее время имеет и обратную сторону.

Гаджеты и различные онлайн-инструменты требуют, чтобы человек был на связи 24 часа 7 дней в неделю. Если компания оплачивает телефонные счета сотрудников, она ожидает, что они будут постоянно доступны и смогут решать рабочие вопросы в любое время дня и ночи. Для работодателей такая ситуация имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, они могут заставить своих работников больше работать, но с другой – постоянное пребывание на связи истощает людей, приводит к эмоциональному выгоранию. Вопрос баланса профессиональной и личной жизни всегда был актуальным, но теперь эта граница становится довольно размытой. Теперь уже работа зачастую вмешивается в личную жизнь. Киберлень и пребывание на постоянной связи на самом деле являются двумя сторонами одной медали. Люди могут заниматься личными делами на рабочем месте, а работать дома.

Некоторые исследователи отмечают, что термин «баланс» стоит пересмотреть, ведь теперь речь идет не столько о границе между рабочим и личным временем, сколько о гибком их соотношении. Работник сам определяет, сколько времени он должен посвятить работе, а сколько личной жизни, сочетая их, если возникает необходимость.

Согласно исследованию, гибкий баланс профессиональной и личной жизни повышает чувство удовлетворенности от работы. Установлено, что сотрудники, которые могут время от времени заниматься личными делами на работе, имеют более гибкий график и меньше конфликтов в семье, в то время как те, кто иногда выполняет работу дома, перерабатывают и имеют проблемы в семейных отношениях.

Из этого следует, что иногда сотрудникам нужно хотя бы на мгновение отвлечься от работы, и путать это с киберленью не стоит.


Роман БОНДАРЧУК, УзА