В цели 97 Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы отмечается особая роль изучения влияния на национальную экономику членства Узбекистана во Всемирной торговой организации.
Вступление нашей страны в ВТО может заложить основу для улучшения экономических связей с другими странами, увеличения товарооборота, улучшения внешней конкурентоспособности, при этом параллельно ускорить процесс внедрения рыночных механизмов.
Однако существует и риск того, что снижение тарифов после вступления страны в ВТО может нанести ущерб уязвимым отраслям отечественного производства.
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) оценили эффект от вступления Узбекистана в ВТО на основные макроэкономические балансы страны.
В исследовании была использована упрощенная модель вычисляемого общего равновесия (CGE) — класс экономических моделей, которые используют фактические экономические данные для оценки реакции экономики на изменения в политике, технологиях или других внешних факторах.
В исследовании в качестве базового условия вхождения в ВТО предполагается снижение уровня тарифов в Узбекистане до уровня Казахстана как страны-участника ВТО (приближение среднего уровня тарифов к 5,7% вместо нынешних 7,4%).
По результатам анализа выявлено, что будет наблюдаться:
• увеличение объема экспорта на 0,06% и снижение внутреннего предложения товаров на 0,03% за счет роста привлекательности экспортирования в результате снижения внутренних цен, что также определяется снижением тарифов;
• увеличение импорта на 0,06% и снижение спроса на отечественные товары на 0,03% за счет снижения цен на импортную продукцию, вызванных снижением тарифов;
• сокращение совокупных сбережений на 0,35% за счет снижения поступлений в госбюджет;
• снижение уровня инвестиций на 0,16% за счет снижения объема сбережений;
• увеличение уровня потребления на 0,11%, вызванного снижением внутренних цен.
Исходя из первоначальных результатов модели становится ясно, что на первом этапе вступления Узбекистана в ВТО в связи со снижением таможенных пошлин будет наблюдаться определенное сокращение спроса на отечественную продукцию.
Это, в свою очередь, спровоцирует необходимость повышения эффективности деятельности отечественных производителей, выхода с рынка неэффективных компаний, неспособных выдерживать ценовую конкуренцию с иностранными компаниями.
Для обеспечения плавного перехода к новым условиям Узбекистану рекомендуется создание новых стимулов для национальных предприятий для их поэтапной подготовки к условиям внешней конкуренции.
Поэтапное снижение тарифов с доступом иностранных компаний на рынок Узбекистана станет сигналом для отечественных производителей:
— оптимизировать процесс производства;
— улучшить качество путем совершенствования технологической и кадровой базы;
— пересмотреть ценовую политику и более системно изучать вкусы и предпочтения потребителей.
Также эффективным механизмом может стать введение практики ежегодного оценивания индекса готовности крупных компаний к условиям вхождения в ВТО.
Эффекты от отмены процедур субсидирования не рассматриваются на данном этапе исследования.
УзА