Эдуард Сагалаев: “Узбекистан - цветущая, радостная и очень яркая страна”

Мир – об Узбекистане
Корреспондент Национального информационного агентства Узбекистана попросил ответить на ряд вопросов президента Национальной ассоциации телерадиовещателей России, руководителя Фонда развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет-технологий, члена Академии Российского телевидения, известного тележурналиста Эдуарда Михайловича Сагалаева.
– Уважаемый Эдуард Михайлович! Ваша малая родина, Самарканд, народ и земля узбекская помнят и гордятся Вами. Скажите, пожалуйста, что для Вас значит Узбекистан?
– Спасибо за теплые слова, за то, что помните. Узбекистан для меня значит очень многое. В первую очередь, я вспоминаю в Самарканде места, где прошли мои детство и юность, вспоминаю знаменитые памятники – комплекс Шахи-Зинда, мавзолей Амира Темура, мечеть Бибиханум и площадь Регистан.
В Самарканде я закончил школу, университет, работал диктором на радио. До сих пор в моей памяти сохранились слова на русском, узбекском и таджикском языках «Говорит Самарканд, послушайте последние известия».
Жизнь многонационального Самарканда, в котором в дружбе и согласии проживают узбеки, русские, немцы, таджики, армяне, поляки и представители многих других национальностей, присущее городу многоязычие наложили большой отпечаток на мою судьбу, мои взгляды, подход к жизни и выбору друзей. Там у меня сформировалось понятие дружбы. Я осознал, что нет ничего дороже дружбы. Я до сих пор дружу с сыном тогдашнего руководителя Самарканда Тахиром Шерматовым, с которым мы выросли в одном дворе, сидели за одним столом. До сих пор ощущаю запах самсы, боурсаков, пирожков из далекого детства. Все это навсегда зародило мне любовь к стране, где я родился, и людям, среди которых жил. Мне очень повезло, что я в своей жизни никогда не видел ни одного злого лица даже в кишлаках, где в то время не было достойных условий для жизни. Молодой или седобородый, женщина или мужчина — все добрые. Доброта, щедрость, гостеприимство и душевность — исконные качества узбекского народа. Я благодарен судьбе, что родился в такой замечательной стране, как Узбекистан, и вырос с такими прекрасными людьми.
– Как Вам известно, Узбекистан сегодня переживает очень важный этап своего развития. Страна преображается буквально на глазах. А будущее, по намеченным и уже реализуемым планам, сулит еще более прекрасные перспективы, о чем, я надеюсь, Вы хорошо проинформированы. Пожалуйста, поделитесь Вашим мнением о тех преобразованиях, которые происходят в последнее время в Узбекистане.
– Я внимательно наблюдаю, как развивается страна, часто бываю в Ташкенте, Самарканде и Джизаке. Все преобразования, происходящие сейчас в Узбекистане, вызывают чувство гордости. Только в моем родном Самарканде появилось много разных колледжей, что говорит о большом внимании, уделяемом в стране молодежи. Появились новые красивые улицы, величественные здания. Иногда не узнаю знакомых мест, что вызывает легкую грусть, но, к счастью, чувство гордости за то, что страна так развивается, перевешивает. Сегодня в Самарканде очень развит туризм. Здесь можно встретить японцев, китайцев, французов, немцев.
Я с благодарностью вспоминаю Ислама Абдуганиевича Каримова, с которым при каждой встрече мы очень долго беседовали. Знаю, какой это был умный, дальновидный человек, грамотно управлявший своей страной и пользовавшийся большим доверием народа. Президент Шавкат Миромонович Мирзиёев продолжает политику Первого Президента Ислама Каримова, но и во многом следует своему курсу.
I-04-STORY-sagal-f109_640.jpg
Был сделан серьезный шаг – конвертация, что позволит Узбекистану более динамично развиваться, привлекать инвестиции, создавать свободный рынок. По призыву Шавката Миромоновича в Узбекистан вернулись некоторые люди, которые по различным обстоятельствам были вынуждены покинуть страну. Президент Узбекистана проявляет мудрость и не боится оппонентов, решает все возникающие вопросы. Так может поступать только сильный руководитель. С его приходом страна еще увереннее продолжит курс на дальнейшее развитие.
Нас, выходцев из Узбекистана, в Москве немало. Встретишь кого-то в театре, на выставке и обязательно поинтересуешься: «Что нового?». Мы радуемся добрым вестям из Узбекистана. Их стало особенно много в последнее время. Каждый день происходит что-то новое, причем не просто рядовое, а знаковое, масштабное событие. Скажем, выступление Президента Узбекистана в ООН, на Всемирной выставке в Астане в Казахстане, визиты в Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан. И каждый день — новый указ, постановление, решение. То новое министерство по инвестициям открывается, то министерство по дошкольному образованию учреждается. Особенно радует большая работа по повышению жизненнего уровня населения, в частности, повышаются выплаты пенсионерам, студентам, зарплата госслужащих. Его заявление «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» на ура принято везде. Это прекрасный лозунг, краткий и справедливый. Пусть теперь какой-нибудь бюрократ или чиновник попробует сказать что-то обратное, ему явно не поздоровится.
Нас восхищает та энергия, энтузиазм, целеустремленность и точность, с которыми действует Президент Узбекистана. Особого внимания заслуживает его внешнеполитическая деятельность. Как известно, уже сейчас в Ташкенте начата подготовка к встрече министров иностранных дел по Афганистану в мае. Это очень серьезный, больной вопрос, который не решается уже десятилетиями. Мы надеемся, что сдвиг в этом деле произойдет в Ташкенте.
Сейчас в центре Ташкента начато возведение Международного бизнес-центра «Ташкент-сити» с 45-50-этажными зданиями. Я помню Ташкент, Самарканд еще одноэтажными. А в недалеком будущем столица Узбекистана, верю, станет одним из самых современных городов мира.
Но самое главное, и я это хотел бы подчеркнуть особо, — все это делается в интересах простого трудового человека. И это радует.
– Узбекистан – богатая страна. Здесь выращиваются хлопок, добываются газ, золото и многие другие металлы. Каковы, на Ваш взгляд, роль и место Узбекистана в мировом сообществе?
– Роль и место Узбекистана в мировом сообществе трудно переоценить. Как Вы правильно заметили, это богатая, динамично развивающаяся страна, с независимой политикой, что мне очень импонирует. Узбекистан дружит со многими странами, несмотря на определенные трудности. Очень рад, что восстановились отношения с Турцией.
Даже такая сверхмощная держава, как Китай, заинтересована в сотрудничестве с Узбекистаном, и страна отвечает взаимностью. Это очень радует.
– Хотелось бы узнать Ваше отношение к современному Узбекистану, и каким Вы видите его будущее?
– Я абсолютно уверен, что Узбекистан ждет прекрасное, счастливое будущее. Основы для этого заложены в его многовековой истории. Узбекский народ всегда боролся за свою независимость, при этом проявлял и проявляет толерантность.
Сегодня Узбекистан – независимое государство, которое твердо идет по собственному пути преобразований и прогресса. Страна и дальше будет развиваться. Некоторые ее граждане работают в России и других странах, что дает импульс дальнейшему развитию, создает основу для понимания того, что такое современный мир. Это идет на пользу стране и народу. Благодаря всем пройденным испытаниям крепнут духовная сила Узбекистана, его экономическая мощь. В будущем Узбекистан – цветущая, радостная и очень яркая страна.
– Многое связывает Узбекистан с Россией. Ваша оценка сегодняшнего состояния узбекско-российских отношений?
– Действительно, Узбекистан и Россию связывают давняя дружба и тесное сотрудничество. Узбекско-российские отношения крепнут и развиваются. Визит Шавката Мирзиёева в Москву ознаменовал собой преемственность политики, которую проводил Ислам Каримов, стал новым шагом в укреплении двусторонних отношений.
c9ed634e4ddcf41f13e6c1a08a3c8868.jpg
Живя в Москве, одобряя ту политику, которую проводит Президент Узбекистана в отношениях с Россией, радуюсь сотрудничеству наших стран в экономике, культуре и других сферах. Уверен, что узбекско-российские отношения будут и дальше только крепнуть и развиваться, приносить радость народам России и Узбекистана.
– Узбекистан, как известно, находится в сердце Центральной Азии. Как Вы думаете, возлагает ли определенные обязательства геополитическое расположение страны?
– Разумеется, возлагает, причем серьезные. Одно соседство с Афганистаном чего стоит… Подобное геополитическое, геостратегическое положение обязывает Узбекистан быть готовым к любого рода ситуациям, в том числе и провокациям. Как говорят, нужно держать порох сухим. С другой стороны, это одновременно политика сдержанности и открытости, тут необходимы определенный талант, готовность к диалогу, наличие сильной армии.
Всевышний дал узбекскому народу уникальное положение, многообразие природы и культуры, все богатства природы. Я вижу, что руководство Узбекистана соблюдает разумный баланс и хорошо понимает всю свою ответственность перед всем миром за то, что происходит на границах и внутри страны.
– Уважаемый Эдуард Михайлович, какие, на Ваш взгляд, есть неиспользованные резервы в сфере СМИ в Узбекистане?
– Хочу сказать добрые слова о средствах массовой информации Узбекистана, особенно об электронных, о телевидении. Поскольку я являюсь президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей России, то очень часто общаюсь с руководителем НАЭСМИ Узбекистана Фирдавсом Абдухаликовым. Знаю его очень много лет, еще с начала его деятельности в Самарканде на частном телевидении. Надо отметить, что оно у вас очень хорошо развивается. К сожалению, в России на частное телевидение иногда оказывается давление, некоторые региональные каналы закрываются. В Узбекистане как государственное, так и частное телевидение развивается очень быстрыми темпами. К примеру, на всех участников недавнего конгресса, посвященного цифровой экономике и дальнейшему развитию телевидению, большое впечатление произвело выступление Фирдавса Абдухаликова о темпах развития телевидения в Узбекистане. Хочу пожелать независимому узбекскому телевидению и дальше следовать по избранному пути завоевания новых аудиторий и пространства. Я знаю, что в планах национальных телевещателей Узбекистана — создание новых каналов, в том числе тех, которые будут транслировать Россию. Так что, так держать!
– Эдуард Михайлович, мы знаем Вас как одного из высокопрофессиональных руководителей ОРТ, главного редактора молодежных программ Центрального телевидения, знаменитого «Взгляда», «11-го этажа», информационной программы «Время», как создателя многих других молодежных и немолодежных программ… В связи с этим вопрос, может быть, несколько отвлеченный, но актуальный… Как Вы считаете, телевидение – это СМИ, элемент управления обществом, вид искусства или же бизнес?
– Мы видим, как на наших глазах телевидение меняется. К сожалению, в России это происходит не в лучшую сторону. Телевидение, которое называли искусством, за последние 20-25 лет все больше становится зависимым от денег. Сегодня это уже не искусство, и никто не спорит на эту тему. Современному телевидению сложно обойтись без рекламы. Сейчас Владимир Жириновский пытается запретить рекламу лекарственных препаратов, что является спорным вопросом. Что бы ни говорили депутаты Госдумы, как бы ни пытались запретить рекламу, мы все знаем, что реклама — это не только двигатель торговли, но и хлеб для телевидения. Нужны средства, чтобы оплачивать передачу сигналов по всей стране и за рубеж, на производство, как мы говорим, контента — программ, кинофильмов.
С другой стороны, рекламные деньги во многом изменили телевидение. Если раньше оно создавалось и развивалось исключительно на государственные средства, то сегодня государство, конечно, финансирует, например, ВГТРК, частично Первый канал, «Культура», Общественное телевидение России, но этих денег недостаточно, чтобы телевидение существовало и отвечало интересам зрителей. Я очень люблю телевидение, вложил в него много сил и энергии, стараюсь замечать только хорошее, например, добрые программы «Голос», «Лучше всех».
Сейчас в России только кабельных и спутниковых каналов, которые вещают на русском языке, около 300. Это результат развития технологий, информатизации телевидения. На экранах можно увидеть все, что захочешь. Главное – есть возможность выбора как для взрослых, так и для детей. Я очень ценю это в нашем телевидении. Люди с хорошим вкусом не будут поддаваться дурному влиянию, пропаганде плохих идей.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности в качестве президента Национальной ассоциации телерадиовещателей, руководителя Фонда развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет-технологий России.
– Рассказывать, конечно, можно очень долго. Если в двух словах, то мы занимаемся развитием технологий современного телевидения и радио. Это очень интересная задача, связанная с процессом цифровизации в сфере телерадиовещания. Этот процесс проходит уже несколько лет, и в этом году цифровизация телевидения будет завершена. Проделана огромная работа, по всей стране установлено несколько тысяч передатчиков. Вся Россия будет смотреть в новом цифровом формате больше 20 каналов. Будет преодолено цифровое неравенство, так как до этого были области, которые смотрели только 3 канала, и были города, где транслировалось 300 каналов. Спутниковое телевидение шагнуло далеко вперед и фактически достает до любого уголка земного шара.
Ассоциация и фонд активно участвовали в процессе цифровизации, и сейчас мы переходим к следующему этапу – развитию цифровой экономики и участия телевидения в жизни страны. Есть еще ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это состояние регионального телевидения, развивающегося пока только в кабеле. Мы очень хотим сохранить региональное телевидение, ведь это важно для духовного развития людей. Мы проводим обучение в академии МАП, существующей не один год, в рамках которой мы обучаем журналистов и менеджеров высшего звена регионального и федерального значения, изучаем передовой опыт создания контента, проводим различные семинары, фестивали детского телевидения, конкурсы кабельного и спутникового телевидения.
– Эдуард Михайлович, кто такой Станислаф Гроф? В одном из своих интервью Вы сказали, что пообщались с умершей мамой. В Индии Вы встречались с последователем Джидда Кришнамурти Раджишом Далал. Вы серьезно интересуетесь исламом, особенно суфизмом, индуизмом, буддизмом. Как говорится на вашем интернет-сайте, Вы глубоко занимаетесь самоидентификацией. Можно ли несколько подробнее об этом?
– Это тема для отдельного большого разговора. Я снял серию фильмов под названием «Мистические путешествия с Эдуардом Сагалаевым».
Станислав Гроф – это ученый, столь же популярный сейчас, как когда-то Зигмунд Фрейд. Он родом из Праги, но студентом уехал в США и там до сих пор живет и работает. Гроф — замечательный психолог современности, основатель трансперсональной психологии, которая учитывает прошлую жизнь, процесс и дату рождения человека, коллективное бессознательное.
Огромное впечатление произвела на меня встреча с Раджишом Далалом. У меня был опыт выхода из тела, я непроизвольно испытал состояние, которое принято называть клинической смертью. Но это была не смерть, я просто почувствовал, что душа отделилась от тела и стала самостоятельно путешествовать в космосе, что где-то рядом — моя мама. Она сказала мне не бояться, сказала, что там все хорошо. Описать, конечно, это состояние невозможно.
Я благодарен всем людям, с которыми меня свела судьба. Я узнал много нового о себе, своей жизни, Боге, как его надо любить и постигать, хоть он и непознаваем до конца.
Еще в юности я встречал дервишей на улицах Самарканда, и меня интересовало, кто они такие. Потом стал серьезно заниматься этим учением и вскоре понял, что это — глубочайший кладезь мудрости и мистического опыта. Суфизм и ислам созданы и существуют исключительно по воле Всевышнего. Меня завораживают суфийские танцы, поэзия, музыка, но больше всего, конечно, интересуют философия жизни и отношение к Богу, людям. Для меня это яркий пример того, как надо стремиться прожить жизнь.
Также я интересуюсь и православием. Один из моих фильмов – об Оптиной пустыне, посвящен жизни православных старцев – святых людей. С большим уважением отношусь ко всем религиям, вижу в них животворную силу.
– И в завершение, Эдуард Михайлович, Вы — человек с большим теоретическим багажом, практическим опытом. Скажите, что для Вас является самым важным в жизни?
– Я задаюсь исключительно философским вопросом: «Кто мы, откуда и куда идем?». В моем возрасте остались только вопросы к Богу. На все остальные я уже ответил. И они не так интересны, как те вечные вопросы, которые задают себе люди, живущие на земле…

 

Беседовал Ирисмат Абдухаликов, корр. УзА