Мнение

Пять лет назад было принято Распоряжение Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах».

В соответствии с этим в 2017–2021 годах были приняты комплексные меры, направленные на построение в стране правового демократического государства, сильного гражданского общества, развитие экономики, основанной на приоритете свободных рыночных отношений и частной собственности, создание условий для мирной и благополучной жизни народа
и обеспечение достойного места Узбекистана на международной арене.

Недавно в качестве последовательного и неразрывного продолжения Стратегии действий был принят важнейший документ, непосредственно связанный с будущим Узбекистана, – Указ Президента «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы». Тем самым утверждена Стратегия развития на ближайшие 5 лет.

Данный документ вызывает интерес у всех, кому небезразличны развитие и процветание Узбекистана, на этот счет высказывается много мнений. В связи с этим среди наших граждан возникает вопрос: «Какими аспектами Стратегия развития Нового Узбекистана отличается от Стратегии действий, принятой пять лет назад?». И это, конечно же, естественно. Мы сочли необходимым ответить на этот вопрос, который интересует многих, в меру наших сил и возможностей.

Прежде всего, в отличие от Стратегии действий Стратегия развития Нового Узбекистана направлена на достижение 100 целей в рамках 7 приоритетных направлений развития Узбекистана на ближайшие 5 лет и включает 398 мер, которые должны быть реализованы в 2022 году. Усилия, предпринимаемые для достижения этих целей, также очевидны. Они, в свою очередь, значительно облегчат контроль эффективности и результативности. Иными словами, внедряется система оценки результативности планируемых реформ в соответствии с уровнем достижения целей развития.

Во-вторых, участие населения нашей страны в разработке и принятии Стратегии развития значительно возросло в сравнении со Стратегией действий. Благодаря этому документ стал более народным. В частности, об этом свидетельствуют более 17 тысяч отзывов, поступивших по итогам общественных обсуждений только на три основные электронные платформы. Следует особо отметить, что важную роль в этом сыграла система диалога с народом, начатая пять лет назад в рамках Стратегии действий, потому что именно в ходе реализации мероприятий, определенных в Стратегии действий, была налажена прямая связь государственных органов с населением, из года в год повышалась прозрачность, что само по себе радикально изменило отношение населения к государственным органам, повысило их активность, степень доверия и сопричастности к реформам. Самое главное, расширились возможности граждан в постановке вопросов перед государственными органами.

В-третьих, данный программный документ определяет, каковы тенденции развития нашей страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, приоритетные задачи в этом направлении. Особое внимание уделяется обеспечению преемственности и непрерывности реформ на основе принципа «От Стратегии действий – к Стратегии развития». В частности, если Стратегия действий начиналась с осуществления масштабных реформ в каждой сфере, то в Стратегии развития эти реформы будут продолжены с обеспечением непрерывности, будут совершенствоваться с еще большей решимостью и интенсивностью на основе накопленного большого опыта и возможностей. При этом повышается коэффициент результативности и эффективность проводимых реформ.

В-четвертых, усовершенствован механизм исполнения Стратегии развития. В частности, Указом Президента Шавката Мирзиёева «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» утвержден состав Национальной комиссии по реализации стратегии. Примечательно, что в него вошли представители государственных органов страны и общественные активисты. Члены данной комиссии определены ответственными за непосредственную реализацию Стратегии развития и обеспечение контроля в этом отношении за соответствующими должностными лицами.

В связи с этим наряду с определением конкретного исполнителя соответствующих пунктов и ответственного за контроль следует обратить внимание на точность планируемых затрат. Это, с одной стороны, повышает эффективность работы по плану, а с другой – способствует повышению ответственности соответствующих должностных лиц.

В-пятых, заслуживает внимания также усиление общественного контроля в реализации каждого этапа Стратегии развития.Естественно, стоит обратить особое внимание на то, что для осуществления такого контроля создаются широкие возможности. Цифровизация различных сфер, а также планирование создания электронных платформ служат, прежде всего, достижению ответственными организациями эффективности в своей деятельности, а с другой – способствуют формированию у населения чувства удовлетворенности деятельностью государственных органов. Прозрачность и открытость также позволяют эффективно осуществлять общественный контроль. Кроме того, повышение подотчетности государственных органов всех уровней перед народными представителями – депутатами также будет способствовать усилению контроля за государственными органами, формированию ответственного отношения должностных лиц к своим обязанностям.

Самое главное, для обеспечения постоянного мониторинга населением процесса реализации каждой цели будут запущены и будут постоянно совершенствоваться электронные платформы.

В-шестых, очевидно, что в первый год реализации Стратегии развития – в 2022 году увеличился в несколько раз и объем средств, выделяемых на поставленные задачи. В частности, в Государственной программе по реализации Стратегии развития в текущем году предусмотрено 398 мероприятий на общую сумму 55 триллионов сумов и 11,7 миллиарда долларов, в то время как на выполнение намеченной государственной программы в 2021 году было выделено 29 триллионов 492,7 миллиарда сумов и 2 миллиарда 600,4 миллиона долларов США, а на выполнение государственной программы в 2020 году – 18 триллионов 171,4 миллиарда сумов и 10 миллиардов 301,5 миллиона долларов США.

В заключение следует отметить, что для полноценной реализации поставленных в Стратегии развития целей от всех нас требуются сильная воля и строгая дисциплина, полная мобилизация имеющихся возможностей. Конечно, каждый из нас должен быть активным в этом, сплотиться и приложить все силы, чтобы внести свой вклад в построение Нового Узбекистана.

Ведь, как отметил глава нашего государства Шавкат Мирзиёев, «все реформы, все действия мы будем проводить вместе с обществом. Все мы должны сплотиться и приложить все силы для служения нашему народу».

Элдор ТУЛЯКОВ,

исполнительный директор

Центра «Стратегия развития».

УзА