В настоящее время уделяется большое внимание развитию диалога с народом, обеспечению прав и интересов человека, что является приоритетом в реализации стратегических целей страны-построения демократического   правового государства и дальнейшем формировании свободного гражданского общества.

Глава нашего государства отметил, что «диалог с народом — это не временная компания, как думают некоторые, а неизменный приоритет государственной политики, вопрос, находящийся в центре постоянного внимания».

Согласно статье 35 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право, как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям.

С учетом внедрения новых стандартов работы с обращениями 11 сентября 2017 года был принят Закон «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции.

Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.   Обращения могут быть в устной, письменной либо в электронной форме. Обращения независимо от их формы и вида имеют равное значение.

Физическим и юридическим лицам гарантируется право на обращения в государственные органы, организации и их должностным лицам индивидуально или коллективно. Право на обращения реализуется добровольно. Никто не может быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения либо против него.

Правом на обращение согласно выше указанному Закону обладают все проживающие в Узбекистане граждане – граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства. Осуществление права на обращение не должно нарушать права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства. Физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства имеют право обращаться в государственные органы Республики Узбекистан, организации и их должностным лицам в соответствии с настоящим Законом.

Дискриминация при использовании права на обращения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности, местонахождения (почтового адреса), организационно-правовых форм и других обстоятельств юридических лиц не допускается.

Согласно Закону заявление или жалоба рассматривается в течение пятнадцати дней со дня поступления в государственный орган, организацию или их должностному лицу, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, запрос дополнительных документов — в срок до одного месяца.

В тех случаях, когда для рассмотрения заявлений и жалоб необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом обращающемуся.

Если обращения не содержат необходимые сведения для направления их в соответствующие инстанции, то в пятидневный срок их возвращают адресату с мотивированным разъяснением. Иногда в ходе рассмотрения заявления приходит его дубликат, и тогда им занимаются вместе с ранее поступившим. Дубликат поступил, а ответ уже направлен обратившемуся — в таком случае его информируют в соответствующем порядке.

Впервые урегулирован вопрос заслушивания обращающегося, то есть инстанции и их должностные лица по своей инициативе либо по ходатайству обращающегося могут предоставить ему возможность выразить мнение по поднятым вопросам и предоставить дополнительную информацию.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, обращения, поданные через представителей физических и юридических лиц при отсутствии документов, подтверждающих их полномочия, обращения, не соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом. При оставлении обращений без рассмотрения составляется соответствующее заключение, которое утверждается руководителем государственного органа, организации или уполномоченным на это их должностным лицом.

Об оставлении обращений без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих полномочия представителя физического и юридического лица, обращающийся уведомляется в соответствующем порядке.

В случае удовлетворения заявления, жалобы физического или юридического лица государственным органом, организацией и их должностными лицами, принявшими незаконные решения по ним, обратившемуся в судебном порядке возмещаются ущерб, связанный с подачей и рассмотрением заявления или жалобы, расходы, понесенные в связи с выездом на место для рассмотрения заявления, жалобы по требованию соответствующего государственного органа, организации, а также их должностных лиц, и утраченный за это время заработок. В судебном порядке может быть компенсирован также и моральный вред.

Нарушение законодательства об обращениях, а равно подача обращения, содержащего клевету и оскорбления, влечет ответственность в установленном порядке.

З.ХАСАНОВА,

Председатель Нукусского межрайонного
 экономического суда 

Каракалпакское информационное агентство