Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с предпринимателями страны в формате открытого диалога

Уважаемые предприниматели, участники встречи!

Прежде всего рад приветствовать всех вас, представителей бизнес-сообщества нашей страны.

У нас есть все основания сказать, что за последние годы вы стали опорой и локомотивом экономики Узбекистана и проводимых масштабных реформ.

В вас, предпринимателях, деловых людях – наших соотечественниках мы видим созидателей Нового Узбекистана.

Когда речь идет об этом, надо отметить, что на частный сектор приходится 90 процентов ежегодно создаваемых в стране рабочих мест. То, что сейчас в нем заняты более 5 миллионов человек, в основном молодежь, свидетельствует о его возрастающей роли не только в экономической, но и социальной жизни республики. Учитывая это, если мы хотим обеспечить дальнейший подъем нашей экономики и социальной сферы, то должны создать все условия для развития предпринимательства.

За последние 3-4 года предпринимателям предоставлено много новых возможностей, в том числе в вопросах получения кредитов и субсидий, лицензирования, доступа к ресурсам и недвижимости, развития экспортной деятельности. Прекращены излишние проверки, устранено большинство имевшихся прежде ограничений и барьеров, касающихся доступа к наличности, валюте и сырью.

Самое главное, у населения и государственных органов изменилось отношение к бизнесу, растет авторитет и статус предпринимателей в обществе. Это способствовало формированию класса настоящих предпринимателей, занимающих прочное место, имеющих репутацию и свой бренд на внутреннем и внешнем рынках.

Например, такие предприятия, как «Chust Textile» (братья Исматуллаевы), «Art Soft Holding» (братья Бобохоновы) в Наманганской области, «Techno export» (Шерзод Касимов) в Ташкенте, «New Way Industries» (Сардор Аббасханов) в Ташкентской области, «Oxalik Oltin Bog’i Mevasi» в Самаркандской области, начинали свою деятельность «с нуля» и в настоящее время экспортируют продукцию на 10-15 миллионов долларов. Примечательно, что каждое из них превратилось в крупную компанию, создав более тысячи постоянных рабочих мест.

Следует подчеркнуть, что таких высокоэффективных предприятий немало в каждом регионе. Хочу особо отметить, что предприятия «Dinar tekstil» (Хадиятилло Тиллабоев) в Андижане, «Bunyodkor» (Голиб Эркулов) в Кашкадарье, «Sirdaryo mega lyuks» (Мухиддин Норматов) в Сырдарье, «Fergana global textile» (Муминжон Разаков) в Фергане, «Xorazm tex» (Алишер Собиров) в Хорезме, «Sangzor-tekstil» (Отабек Хужаметов) в Джизаке, «Parvoz xumo ravnaq trans» (Шермухаммад Очилов) в Бухаре, «Indenim klaster» (Шерзод Шоймардонов) в Сурхандарье, «Baht-Textile» (Бахриддин Муминов) в Навои и другие в короткие сроки добились роста объемов производства, экспорта и количества рабочих мест в 10-15 раз.

Такие успешные предприниматели, как Камол Абдуллаев, Кутлимурат Панаев, Муртазо Рахматов, Улугбек Сотиболдиев, Улугбек Тухтабоев, Мурод Ёкубов, Зафар Хошимов, Шавкат Жамолов, Мурод Назаров, братья Мамасаидовы, Фаррух Фузаилов, Бахтиёр Азизхужаев, Фарход Мамажанов, Бекзод Маматкулов, Бахтиер Умаров расширяют свой бизнес по всей стране.

Уважаемые участники встречи!

Очень рад видеть сегодня в этом зале и в студиях на местах сотни предпринимателей из числа молодежи и женщин.

За последние 2 года только на развитие женского и молодежного предпринимательства мы направили 500 миллионов долларов. Созданы все условия для того, чтобы они могли открыть собственное дело, в том числе глубоко овладеть нужными профессиями и предпринимательскими навыками.

Сотни наших соотечественниц, среди них Анна Добрых из Намангана, Наргиза Аминова из Маргилана, Шахло Юлдашева из Хорезмской области, Мунира Кариева и Мадина Аюпова из Ташкента, Наргиза Бекмуратова из Ташкентской области, Мухаббат Каюмова из Сурхандарьинской области, стали известными в стране предпринимательницами.

За последние 5 лет число молодых предпринимателей в Узбекистане выросло в 5 раз – сегодня их более 500 тысяч.

Дальнейшее расширение участия женщин и молодежи в предпринимательской деятельности, их всемерная поддержка и впредь останутся приоритетами нашей экономической политики.

Дорогие друзья!

Для нас предприниматели, которые всегда находятся в поиске, стремятся к новому, всего себя отдают делу, — это настоящие, самоотверженные патриоты, преданные своей Родине, и мы высоко ценим их.

Хочу от всей души выразить благодарность предпринимателям за помощь, оказанную нашему народу в период трудностей и непростых испытаний, вызванных пандемией, – они не только сохранили свой бизнес, но и продолжают создавать рабочие места, поддерживать нуждающихся, наращивать производство и экспорт.

В знак глубокой признательности я впервые подписал благодарственные письма от имени Президента Республики Узбекистан в адрес 100 таких активных и самоотверженных предпринимателей.

Пятьдесят из них присутствуют в этом зале и пятьдесят – в региональных студиях.

Пользуясь случаем, еще раз выражаю огромную благодарность этим великодушным, энергичным, искренне любящим свою страну и народ предпринимателям и надеюсь, что число таких замечательных людей с каждым днем будет расти в нашей стране.

Дорогие соотечественники!

Мы впервые решили встретиться с вами в формате открытого диалога, чтобы подробно обсудить проблемы сферы бизнеса.

Как вы знаете, в ходе реализации мер, направленных на сокращение бедности на основе работы в разрезе махаллей, мы определили важные цели по выявлению точек роста на местах, снижению безработицы, увеличению доходов населения. В этом процессе государственные органы и все организации, предоставляющие услуги, должны ежедневно действовать в тесном контакте с предпринимателями и оказывать им практическую помощь.

В ходе подготовки к сегодняшнему диалогу ввиду поступления множества вопросов и предложений мы были вынуждены продлить срок приема обращений на 10 дней – с 1 до 10 августа. От предпринимателей поступило более 15 тысяч вопросов, предложений и инициатив, до настоящего времени по большинству из них уже приняты решения на местах.

Была организована системная работа, особенно в Андижанской, Наманганской и Сурхандарьинской областях, в результате которой за короткое время было разрешено 90 процентов вопросов наших предпринимателей, что, несомненно, радует нас.

Там, где сформирована благоприятная среда, где руководители регионов и отраслей правильно понимают требования Президента, изменились и методы работы, отношение к предпринимателям. В то же время наш народ сам даст оценку деятельности руководителей, которые не живут заботами предпринимателей, не помогают и не вникают в их проблемы. Им нет места в наших рядах, так будет и впредь.

Мы все должны ясно понимать: обращения предпринимателей – это зеркало состояния реформ. С этой точки зрения важно, чтобы каждый руководитель министерства или ведомства, хоким области, района или города рассматривал эти обращения как оценку своей деятельности, делал правильные выводы и кардинально менял свою работу в данном направлении.

С руководителей, не способных проявлять инициативу, не стремящихся выдвигать новые идеи, не желающих меняться, будет самый жесткий спрос, к ним будут применены соответствующие меры.

Уважаемые представители бизнеса!

Я внимательно ознакомился с вопросами, поднятыми в ваших обращениях. Поэтому полностью осведомлен обо всех волнующих вас проблемах.

К настоящему времени мы систематизировали наиболее актуальные из этих проблем и в целях их решения разработали программу мероприятий по 7 ключевым направлениям, которую сегодня я хочу подробно обсудить вместе с вами.

Первое направление. Сорок процентов ваших обращений связано с финансированием и кредитованием бизнеса. В них в основном отмечаются высокие процентные ставки по кредитам, большинство из которых выдаются на короткие сроки и на условиях, неудобных для предпринимателей.

К примеру, представители предприятия по производству электротехнической продукции «Sam Elektro Servis» в Ургутском районе сообщили, что получили кредит в размере 2,5 миллиарда сумов сроком на 3 года, но им необходимо не менее 5 лет, чтобы выйти в прибыль.

Действительно, надо признать, что срок большинства кредитов для предпринимателей не превышает трех лет.

Кроме того, кредиты в иностранной валюте, выданные банками около 18 тысячам предпринимателей под 8-10 процентов годовых, приводят к дополнительным расходам из-за постоянного роста курса валюты. По данному поводу поступило более тысячи обращений, что свидетельствует – это серьезный вопрос, сдерживающий развитие предпринимательства. В связи с этим необходимо принять безотлагательные меры по формированию долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков и приемлемых процентных ставок по кредитам.

Во-первых, будут созданы дополнительные возможности по повышению капитализации банков. Для этого в следующем году банкам из Фонда реконструкции и развития будет выделено на рыночных условиях дополнительно 600 миллионов долларов. Эти средства будут размещены на конкурсной основе как в государственных, так и в частных банках.

Их получат банки, которые представят лучший бизнес-план, проекты с наибольшей отдачей и количеством создаваемых рабочих мест.

Во-вторых, сами банки, претендующие на вышеуказанные средства, также привлекут не менее 30 процентов дополнительных ресурсов из источников внешнего и внутреннего финансовых рынков. В частности, в следующем году банки разместят на международных финансовых рынках евробонды в национальной валюте в общей сложности на 5 триллионов сумов.

Мы также создадим широкие возможности для крупных иностранных банков, использующих современные технологии и готовых работать на рынке Узбекистана. Это, в свою очередь, создаст благоприятные условия для наших предпринимателей, и как следствие – в банковской системе будет формироваться здоровая конкурентная среда, что для нас очень важно.

Каждый участвующий в сегодняшней встрече руководитель банка должен задать себе вопрос: «Что мне нужно изменить, чтобы на фоне усиливающейся конкуренции достойно отвечать на требования времени и удовлетворять запросы предпринимателей?» и сделать серьезные выводы.

В-третьих, будет создана система, при которой банки независимо от валюты привлекаемых извне ресурсов будут выдавать кредиты представителям бизнеса в национальной валюте – сумах и под приемлемые проценты.

Вопросы об этом подняли сотни наших предпринимателей, получившие кредиты в иностранной валюте и оказавшиеся сегодня в сложной ситуации. Поэтому при Министерстве финансов будет образована компания по управлению валютными рисками с филиалами в регионах. Эта компания создаст необходимые условия для выдачи кредитов на внутреннем рынке только в национальной валюте, конвертируя привлеченные банками средства в иностранной валюте.

Словом, повышение курса доллара или евро отныне не создаст дополнительные проблемы и не повлечет за собой лишние затраты для предпринимателя. Компания будет тесно взаимодействовать со всеми регионами и отраслями.

В-четвертых, отныне будет прекращена практика ограничения срока по кредитам, выдаваемым банкам за счет льготных средств, привлеченных правительством от международных финансовых институтов.

Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, министр экономического развития и сокращения бедности Ж.Кучкаров, министр финансов Т.Ишметов, председатель Центрального банка М.Нурмуратов несут персональную ответственность за решение этого вопроса.

В-пятых, с 1 октября текущего года полученные около 6 тысячами предпринимателей кредиты в иностранной валюте на сумму до 1 миллиона долларов – в общей сложности около 1 миллиарда долларов – будут по согласованию между предпринимателями и коммерческими банками переведены в национальную валюту.

Благодаря таким механизмам в коммерческих банках будут дополнительно формироваться долгосрочные ресурсы в среднем в объеме 30-40 триллионов сумов ежегодно. За счет этого предприниматели смогут получить кредиты в национальной валюте на долгий срок и по меньшей мере на 5 процентов ниже текущих ставок.

Думаю, что эти новые возможности дадут серьезный импульс развитию предпринимательства в нашей стране.

Уважаемые предприниматели!

Конечно, все хотели бы получить кредит по низкой ставке. Однако, если мы искусственно занизим процентные ставки, нарушится баланс на денежно-кредитном рынке. Поэтому, говоря о «дешевых» кредитах для развития экономики, нельзя забывать о макроэкономической стабильности. Если не будет стабильности, мы не сможем достичь наших целей экономического роста.

Мы последовательно продолжим работу по снижению уровня инфляции, которая непосредственно влияет на процентные ставки, и поставим процесс банковского кредитования на полноценные рыночные рельсы.

Чтобы работать на основе современных рыночных принципов, банки создают в регионах «фабрики проектов» и центры обучения бизнесу, привлекают иностранных специалистов. Эти центры будут помогать предпринимателям, особенно молодым, воплощать их идеи, разрабатывать бизнес-планы, привлекать средства, сопровождая по всей цепочке ведения бизнеса.

Мы планируем снизить уровень инфляции в этом году до 10 процентов и в течение следующих двух лет – до 5 процентов. Это позволит естественным образом снизить ставки и продлить сроки кредитов до оптимального уровня.

В-шестых, около 2 тысяч поступивших обращений касаются семейного предпринимательства, которое занимает особое место в наших реформах. Отныне желающие начать семейный бизнес не будут обивать пороги хокимиятов, банков или других ведомств, чтобы получить кредит, ломать голову над поиском поставщиков оборудования.

Весь этот процесс – от оформления кредита до приобретения сырья и сбыта готовой продукции – теперь будет осуществляться в электронной форме в режиме онлайн. Эта платформа, в свою очередь, создаст для предприятий-поставщиков рынок не менее чем в 10 триллионов сумов. То есть поставщики смогут напрямую продавать производимое оборудование, сырье и готовую продукцию.

Руководителям экономического комплекса заместителю Премьер-министра Ж.Кучкарову, председателю Центробанка М.Нурмуратову, коммерческим банкам в трехмесячный срок следует подробно разъяснить предпринимателям и населению на местах эти новшества и организовать их эффективное использование. В этом плане необходимо широко распространить по всей стране андижанский опыт организации работы в разрезе махаллей.

В-седьмых, во многих обращениях предприниматели просят сократить и смягчить требования к открытию и деятельности небанковских кредитных организаций с целью дальнейшего увеличения источников финансирования бизнеса. Этот вопрос поднимался, в частности, в обращениях руководителя андижанского предприятия «Almaz Finans» Олимжона Охунова и руководителя джизакского предприятия «Diamond-N Trade Capital» Шерзода Соатова.

Мы приветствуем эти предложения. С 1 октября нынешнего года полностью отменяется требование о лицензировании микрофинансовых организаций. Отныне, чтобы начать деятельность, им достаточно войти в реестр Центрального банка.

Кроме того, им больше не потребуется согласие Центрального банка на организацию касс, открытие филиалов в регионах. Также будут сняты существующие ограничения на микрокредитование (300 миллионов сумов) и микролизинг (600 миллионов сумов) для предпринимателей.

При этом микрофинансовым организациям будет дано право привлекать средства других организаций и выпускать облигации. Эти организации также будут вправе принимать платежи наравне с банками.

В целом за счет этих новых возможностей для наших предпринимателей на кредитном рынке появятся дополнительные ресурсы – 10 триллионов сумов в год.

Второе направление – совершенствование налоговой системы, максимальное снижение налоговой нагрузки на бизнес.

Как известно, за последние три года количество видов налогов было сокращено с 16 до 9.

Многие, возможно, забыли, что до недавнего времени в пенсионный, школьный и дорожный фонды выплачивались сборы в размере 3,2 процента, что тяжелым бременем ложилось на бизнес. Они удерживались с оборота, независимо от прибыли предприятий, их сумма доходила до 20-25 процентов от прибыли.

После отмены этих сборов во внебюджетные фонды около 7 тысяч предприятий освободилось от выплаты налогов ежегодно в среднем на 6 триллионов сумов. К примеру, в распоряжении предприятия «Andijonkabel» останется 11 миллиардов сумов, а у совместного предприятия «Lactalis Agro» – 3 миллиарда сумов.

В два раза снижены ставки налога на имущество, подоходного и социального налогов.

Приведу конкретные примеры: налоговая нагрузка в сфере транспорта снизилась в 3 раза, в пищевой промышленности – в 2 раза, в текстильной и электротехнической промышленности – на 20 процентов.

Во время пандемии, несмотря на резкий рост расходов государства, налог на добавленную стоимость был снижен с 20 до 15 процентов, социальный налог для отраслей, испытывающих наибольшие трудности, – с 12 до 1 процента, а взимание налогов на имущество и землю было полностью прекращено. Это в свою очередь позволило предпринимателям направить высвободившиеся 2 триллиона сумов на развитие бизнеса. Однако предприниматели поднимают еще немало обоснованных вопросов, связанных с налоговыми ставками и налоговым администрированием.

Во-первых, участники 23 специальных экономических зон беспокоятся о том, сохранятся ли их прежние льготы после введенного в действие в прошлом году нового Налогового кодекса. Такие обращения поступили от более чем 70 предприятий, действующих в специальных экономических зонах, в том числе от совместного предприятия «AWP» (Комил Мирзаев) в Сырдарьинской области и «Steel Pipe Company» (Азизхон Хафизхонов) в Ташкентской области.

По этому вопросу хочу однозначно сказать: льготы, предоставленные предпринимателям, зарегистрированным в экономических зонах до принятия в феврале 2020 года Закона «О специальных экономических зонах», сохранятся. Закон это гарантирует. В частности, такие предприниматели были освобождены от налогов на имущество, землю и воду на срок до 10 лет в зависимости от суммы инвестиций.

Теперь эти льготы будут дополнены в части освобождения от налога на прибыль, и в распоряжении предприятий останется около 300 миллиардов сумов в год. Например, если предприятие «Temur Med Farm» в свободной экономической зоне «Сирдарё» заплатило за первые 6 месяцев налог на прибыль в размере 4 миллиардов сумов, то во втором полугодии такая же сумма останется в его распоряжении.

В целях обеспечения равной конкуренции на внутреннем рынке сырье, завозимое для производства экспортоориентированной продукции, будет освобождено от таможенной пошлины на импорт. Например, предприятие «Jizzax Toshtepa Textile» в свободной экономической зоне «Жиззах» экспортирует всю свою продукцию. За счет названной льготы на каждый 1 миллион долларов сырья и полуфабрикатов, ввезенных предприятием, будет предоставлена таможенная льгота на 2,2 миллиарда сумов.

Но нужно хорошо понимать: мы проводим большие реформы, чтобы создать непрерывную цепочку налога на добавленную стоимость. Так, будет внедрен порядок возврата участникам специальных экономических зон излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в течение 7 дней. Такой порядок позволит в сжатые сроки возвращать предпринимателям сумму налога на добавленную стоимость в среднем на 350 миллиардов сумов в год и за счет этого увеличить их оборотные средства.

Кроме того, при 120-дневной рассрочке налога на добавленную стоимость за импортированные товары не будут начисляться проценты и требоваться залоговое обеспечение.

Во-вторых, большие изменения происходят и в строительной отрасли страны.

От более чем 50 производителей строительных материалов, таких как «Shah-Polan M» в Ташкенте, «Farg’ona Yasin Qurilish Mollari» в Фергане, поступили предложения о снижении себестоимости продукции. Например, в структуре себестоимости цемента налог за пользование недрами составляет 14 процентов, асфальта – 10 процентов, песчано-гравийной смеси – 7 процентов.

Поэтому ставка налога за пользование нерудными ископаемыми, такими как песок, гравий, известняк, гипс, доломит, будет снижена в 2 раза. За счет этого в распоряжении около 1,5 тысячи предприятий останется 500 миллиардов сумов в год. Например, совместное предприятие «Huaxin Cement Jizzakh» сможет направить дополнительно 27 миллиардов сумов на дальнейшее расширение своей деятельности.

В-третьих, мы уделяем особое внимание развитию сферы услуг.  Это одно из тех направлений, которое позволяет создавать новые рабочие места за короткое время.

Пандемия продолжается, и все мы, конечно, видим, насколько пагубно она сказывается на сфере услуг, особенно на предприятиях общественного питания и туризма.

В связи с этим от предприятий общественного питания и туризма поступило более 300 обращений с просьбой о продлении прошлогодних льгот. Учитывая это, мы освободим до конца года 13 тысяч предприятий общественного питания от уплаты земельного налога и налога на имущество. В результате в их распоряжении останется дополнительно 30 миллиардов сумов. Вместе с тем до конца нынешнего года будет продлен срок уплаты задолженности по остальным налогам, которая в общей сложности составляет 35 миллиардов сумов, а также предоставлена отсрочка погашения кредитов.

Наряду с этим, думаю, вы согласитесь с предложением об освобождении туристических компаний и гостиниц от туристических сборов сроком на 2 года. Это позволит оставить в распоряжении 2 тысяч предпринимателей, доходы которых в нынешней сложной ситуации снизились, 150 миллиардов сумов.

В-четвертых, сегодня около 5 тысяч субъектов предпринимательства имеют дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям.

В связи с пандемией до конца года будет приостановлено наложение штрафов на этих предпринимателей и взыскание уже наложенных штрафов на общую сумму 6 триллионов сумов.

В-пятых, необходимо принять серьезные меры по упрощению налогового администрирования, усовершенствовать контрольные функции налоговых органов.

С 1 января следующего года налоговые органы через свои электронные программы запустят для представителей сферы бизнеса сервис по формированию отчетности.

В настоящее время 228 тысяч малых предприятий не имеют бухгалтеров. В результате около 32 тысяч предпринимателей были оштрафованы за представление налоговой отчетности с недостатками.

Порядок применения финансовых санкций за несвоевременную сдачу отчетов будет полностью отменен.

Меня также беспокоит увеличение количества и размера некоторых штрафов, налагаемых налоговыми органами. Так, если в прошлом году по результатам камерального контроля 336 предприятий были оштрафованы на 51 миллиард сумов,
то за первые шесть месяцев этого года свыше 3 тысяч предпринимателей оштрафованы более чем на 900 миллиардов сумов.

В этой связи заместителю Премьер-министра Ж.Кучкарову, министру финансов Т.Ишметову, председателю Государственного налогового комитета Ш.Кудбиеву, министру юстиции Р.Давлетову, Бизнес-омбудсману Д.Касимову поручается в месячный срок внести предложение по отмене практики наложения финансовых санкций по результатам камерального контроля налоговых органов.

В-шестых, согласно действующему порядку предприниматели наряду с отчетностью по налогу на добавленную стоимость вынуждены отдельно обращаться в налоговые органы, чтобы вернуть разницу по НДС. Это напрямую касается деятельности 14 тысяч предпринимателей, заставляет их напрасно тратить время и силы.

Министру финансов Т.Ишметову, председателю ГНК Ш.Кудбиеву следует детально изучить этот вопрос и со следующего года внедрить практику возврата НДС без предоставления дополнительных документов.

В-седьмых, руководитель предприятия «SAG Agro» Камол Абдуллаев и более 200 других предпринимателей просили рассмотреть возможность зачета налога на добавленную стоимость, уплаченного в налоговые и таможенные органы.

Например, предприятие «SAG Agro», имея на своем балансе предоплату в 700 миллионов сумов, было вынуждено дополнительно заплатить таможне 1,4 миллиарда сумов. Поэтому со следующего года электронные базы данных налоговой и таможенной служб будут интегрированы между собой для исчисления НДС. То есть лишние платежи в налоговые органы по налогу на добавленную стоимость будут учитываться и при уплате таможенных платежей. Этой льготой смогут воспользоваться более  10 тысяч предпринимателей.

Третье направление. Одной из самых больших проблем для предпринимателей остается выделение земельных участков, по этому вопросу поступило более 4 тысяч обращений.

В нынешнем году мы начали большие реформы в этом направлении. Вчера я подписал соответствующий закон, принятый палатами Олий Мажлиса. Принятие этого документа стало, без преувеличения, важным шагом в осуществлении исторических реформ в нашей стране. Руководители отраслей и регионов, предприниматели, граждане должны глубоко осознать его суть.

Во-первых, создана прочная правовая основа для ввода земли в экономический оборот, превращения ее в объект купли-продажи и залога.

Во-вторых, мы разделили все земли на две категории: сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Сельскохозяйственные земли – наше бесценное национальное богатство, они являются основой продовольственной безопасности страны, неотъемлемой частью жизни простых сельчан. Поэтому данные земли будут предоставляться только в аренду на основе открытого конкурса. Конкурс по каждому земельному участку будет проводиться для того, чтобы найти справедливый ответ на вопрос: «Кто больше заслуживает права пользоваться землей?».

Все – и дехкане, и фермеры, и агрофирмы, и кластеры – будут участвовать в этом конкурсе на равных условиях.

В-третьих, земли несельскохозяйственного назначения будут продаваться только через аукцион.

За последние полтора года мы накопили достаточно опыта по открытой и прозрачной продаже земли через аукционы. Но, как показывает анализ, в большинстве случаев на аукцион выставлялись участки на неудобных для предпринимателя территориях в отдаленных районах, не имеющих инфраструктуру.

Ни для кого не секрет, что «хорошие» земельные участки по разным схемам передавались напрямую, на основании решения хокима.

Отныне земельные участки будут продаваться в частную собственность или сдаваться в аренду только по итогам открытых торгов через аукцион.

Многие задают вполне естественный вопрос: «Какая разница, будет земля продаваться в частную собственность или нет?» С тех пор, как у нас была отменена частная собственность на землю, сменилось 3-4 поколения.

Мы должны четко понимать: от приватизации земли ее не будет больше или меньше, но появится ее рыночная стоимость. Человек, владеющий землей, станет настоящим собственником, обладателем капитала.

В-четвертых, многих предпринимателей беспокоит дальнейшая судьба земельных участков, где расположены их объекты. Земельные площади, которые в настоящее время занимают эти предприятия по праву владения, пользования или аренды, будут оформлены в собственность. То есть никто другой не сможет купить данный земельный участок, только его собственник будет иметь право приватизации. При этом участок будет приватизирован предприятием на льготных условиях в зависимости от его вида, места расположения.

В дальнейшем предприниматели смогут использовать землю в качестве высоколиквидного актива и объекта залога.

Думаю, что эти нововведения станут восстановлением исторической справедливости, которую наши предприниматели ждали много лет.

В-пятых, отныне мы будем продавать объекты государственной собственности через аукцион вместе с землей, на которой они расположены, как единый имущественный комплекс.

Предприниматели, покупающие здание, также будут владеть прилегающей к нему землей на правах частной собственности.

Дополнительно к утвержденной программе до конца года на открытые торги будет выставлено еще 500 государственных объектов.

Пользуясь случаем, призываю наших уважаемых предпринимателей принять активное участие в торгах.

В-шестых, перед выставлением на аукцион новых земельных участков необходимо составить четкий план развития региона.

Когда мы изучили опыт многих развитых стран, то увидели, что ни в одной из них не позволяется передавать землю без таких планов. Сначала выбирается конкретный район и разрабатывается «мастер-план».

В нем четко определяется, где будет находиться жилье, школа, а где будет производство, разрабатывается схема строительства инфраструктуры. Только после этого земельные участки выставляются на продажу под конкретный проект.

Хокимы областей совместно с ведомствами по кадастру и архитектуре должны организовать работу, используя этот опыт, конкретно определиться с территорией, утвердить план и только потом выставлять земельный участок на аукцион.

Кроме того, в каждой области будут созданы специальные фонды, и выручка от продажи земли целиком останется в распоряжении районов и городов, будет направляться на строительство и развитие инфраструктуры для предпринимателей.

Заместителю Премьер-министра Ж.Кучкарову поручается совместно с хокимами областей и экономическим комплексом реализовать до 1 ноября текущего года не менее тысячи земельных участков в каждом регионе. Кроме того, в каждом регионе будет выставлено на аукцион не менее 200 земельных участков вдоль магистральных дорог под конкретные проекты.

Четвертое направление. Около 3 тысяч предпринимателей подняли вопрос о доступе к инфраструктуре, необходимой для ведения бизнеса.

Например, в Сырдарьинской области предприятие «Gulistan Gold Yarn» (Шерзод Тошпулатов) долгое время не может подключиться к электросети, хотя у него есть все необходимое производственное оборудование, а также приобретенный за свой счет трансформатор. Предприятие готово создать 600 постоянных рабочих мест. Ему нужен только доступ к электросети.

Много аналогичных обращений поступило из Республики Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Джизакской и Ферганской областей. Поэтому, во-первых, с 1 января следующего года государство полностью возьмет на себя подведение электросетей, газопроводов, водоснабжения и дорожной инфраструктуры к проектам стоимостью 200 миллиардов сумов. Пока эта льгота распространяется только на проекты иностранных инвесторов на сумму более 50 миллионов долларов.

Во-вторых, в ближайшие 2 года по всей стране будет дополнительно создано 200 промышленных зон. В каждой из них намечается организовать деятельность не менее 15 предприятий, и за обеспечение их электроэнергией, природным газом, водой и дорожной инфраструктурой также будет полностью отвечать государство. На эти цели в следующем году из государственного бюджета будет выделено 2 триллиона сумов.

Заместителям Премьер-министра Ж.Кучкарову, С.Умурзакову совместно с хокимами областей до 1 ноября этого года подготовить конкретные предложения по дислокации промышленных зон и реализации в них конкретных проектов.

Эти меры создадут большие возможности для отдельных районов Сурхандарьинской, Бухарской, Хорезмской, Сырдарьинской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ташкентской областей, в экономике которых низка доля промышленности.

В-третьих, сегодня большинство предпринимателей волнуют перебои в обеспечении электрической энергией.

По данному вопросу реализуются отдельные программы в разрезе каждого района, города и махалли. Так, до 1 ноября текущего года завершаются работы по замене 4 тысяч трансформаторов, обновлению 35 тысяч подстанций и 15 тысяч километров линий электропередачи. В нынешнем году на выполнение этих работ впервые выделено 3 триллиона сумов. Кстати, за прошлые годы не было выполнено даже 10 процентов от такого объема работ.

Сравнительный анализ показывает, что за последние 5 лет число предпринимателей, потребляющих электрическую энергию, увеличилось на 25 процентов, объем их потребления – на 30 процентов. В связи с этим в целях значительного увеличения производства электроэнергии впервые в нашей истории в данную сферу были привлечены прямые иностранные инвестиции и частный сектор. В результате до конца года будет запущено 8 тепловых и солнечных электростанций общей мощностью 1 800 МВт полностью за счет частных инвестиций.

Министерству энергетики необходимо в последующие годы увеличить количество подобных проектов и к 2023 году ввести дополнительные мощности по выработке электрической энергии объемом до 4 400 МВт.

В-четвертых, справедливые нарекания предпринимателей вызывают сложности при подключении к электрическим сетям, затянутые сроки и высокие затраты на подключение. Так, 75 процентов всех потребителей – это небольшие цехи, предприятия общественного питания и торговли, потребляющие до 20 кВт/час электроэнергии. Однако к ним предъявляются те же требования, что и к крупным предприятиям.

Например, для подключения небольшой торговой точки к электросети необходимо пройти 4 этапа, при этом расход составит 7 миллионов сумов и понадобится не менее одного месяца.

С нового года Министерством энергетики будет внедрена новая, более удобная для потребителей система. Подключение к сетям электроэнергии полностью переведут на электронную платформу, все процедуры подключения будут осуществляться в один этап.

Устанавливается 10-дневный срок для подключения предпринимателей к сетям электрической энергии с мощностью потребления до 20 кВт, 20 дней – 50 кВт.

Если предприятия электросетей не завершат эту работу в указанные сроки, то будут выплачивать предпринимателям компенсацию. Данный процесс будет организован через центры государственных услуг и взят под постоянный контроль.

Ответственность за обеспечение предпринимателей энергоресурсами в необходимом объеме мы возложим на Министерство энергетики и закрепим это на законодательном уровне.

Пятое направление. Начатые нами реформы по поддержке предприятий-экспортеров, а также широкому привлечению малого бизнеса к экспортной деятельности будут последовательно продолжаться.

Во-первых, в прошлом году в период пандемии свою эффективность на практике показал порядок возврата предприятиям текстильной промышленности налога на добавленную стоимость, не дожидаясь валютных поступлений от экспорта.

482 предприятиям было возвращено около 2 триллионов сумов. Это новшество также применено впервые в нашей новейшей истории. С 1 октября текущего года подобный порядок будет установлен и в отношении других добросовестно работающих и ответственных экспортеров во всех отраслях.

Во-вторых, основной проблемой большинства предприятий, занимающихся экспортом, является нехватка оборотных средств. Этот вопрос содержится в обращениях более 300 предпринимателей.

В связи с этим в прошлом году был создан Фонд по поддержке экспорта, налажены механизмы финансирования экспорта в размере до 1 миллиона долларов. Данной системой эффективно воспользовались 200 предприятий, экспортировавших дополнительно на 210 миллионов долларов продукции. Теперь такие возможности будут значительно расширены, предприятиям, экспорт которых превышает 20 миллионов долларов в год, будут выделяться льготные кредиты до 5 миллионов долларов.

В-третьих, немало предпринимателей выразили недовольство действующим требованием о получении национального сертификата при ввозе сертифицированного оборудования и сырья из стран, имеющих передовую систему контроля качества, – Европейского союза, США, Японии, Южной Кореи. Например, для получения сертификата на оборудование и сырье требуются 2–3 миллиона сумов и 5–10 дней.

Правительственной комиссии во главе с заместителем Премьер-министра С.Умурзаковым в месячный срок поручается сформировать перечень таких государств, внести проект постановления о прекращении практики получения национального сертификата на оборудование и сырье, уже имеющие сертификаты указанных государств.

В-четвертых, вы все, конечно, знаете об уменьшении в 2 раза таможенной пошлины в целях повышения конкурентоспособности и снижения себестоимости промышленной продукции.

Вместе с тем такими предприятиями, как «Milk Euro Food» (Ташкентская область), «SDK Group And» (Андижанская область) и «Wooll Teks Inter» (город Ташкент), отмечено превышение ставки таможенной пошлины за импорт ввозимого сырья относительно готовой продукции. То есть ввоз некоторых видов продукции из-за рубежа обходится нашим предпринимателям дешевле, чем их производство.

Правительственной комиссии под руководством заместителя Премьер-министра С.Умурзакова в месячный срок внести проект постановления по снижению ставок таможенной пошлины на импорт сырья и полуфабрикатов.

Шестое направление. Вы, безусловно, хорошо понимаете важность транспортно-логистических вопросов в обеспечении конкурентоспособности нашей продукции и ее продвижении на новые рынки, налаживании торговых и кооперационных связей между регионами в целом.

В данном направлении мы создали систему развития транспортных коридоров, упрощения и цифровизации перемещения грузов через таможню, частичного возмещения транспортных расходов. Посредством этой системы свыше 3 тысячам экспортеров с начала года была оказана финансовая помощь в размере 200 миллиардов сумов, что позволило экспортировать продукцию на сумму около 800 миллионов долларов. Данные предприятия продолжат системную работу по доведению до конца текущего года объема экспорта до 2 миллиардов долларов.

С этой целью, во-первых, при ввозе грузовых автомобилей, за счет предоставления нами 2 года назад таможенных льгот, в 2 раза подешевели автотранспортные грузоперевозки, объем грузов вырос в 1,5 раза. Однако срок данной льготы заканчивается через 4 месяца, и более 40 процентов предпринимателей предложили продлить срок действия данных таможенных льгот. В связи с этим на днях подписано постановление Президента об их продлении еще на 3 года.

Во-вторых, руководители предприятий «Polvontosh» (Сурхандарьинская область), «Afrosiyob Parranda» (Самаркандская область) обратили внимание на большую разницу между тарифами, действующими на маршрутах внутреннего и внешнего железнодорожного сообщения, высокую стоимость международных перевозок.

В этой связи Министерству транспорта совместно с Министерством финансов и Антимонопольным комитетом в двухмесячный срок необходимо пересмотреть железнодорожные тарифы. Для предпринимателей действующие тарифы за импорт не производимого в стране сырья должны снизиться не менее чем на 25 процентов.

С 1 января следующего года Министерство транспорта будет обнародовать данные о себестоимости и ценовой структуре каждой услуги.

В-третьих, железнодорожной сфере в ближайшие 5 лет требуется дополнительно более 7 тысяч грузовых вагонов. Эту проблему можно решить не на уровне государства, а исключительно за счет привлечения частного сектора, как в сфере производства электроэнергии или цемента.

Поэтому в следующем году будет налажена деятельность частных логистических операторов, имеющих в своем распоряжении вагоны и контейнеры, тарифы будут разделены на две части. Государство станет регулировать только вопросы, касающиеся железнодорожной инфраструктуры и локомотивных услуг, а предоставление грузовых вагонов будет осуществляться на основе рыночных принципов. В связи с этим льготы частным предпринимателям при ввозе железнодорожных вагонов продлеваются до 1 января 2025 года.

Седьмое направление. Мы решительно продолжим политику сокращения вмешательства в предпринимательскую деятельность, упрощения процедур, обеспечения неприкосновенности частной собственности.

Во-первых, в настоящее время чрезвычайно усложнен процесс получения субсидий, предусмотренных для предпринимателей.

В целях государственной поддержки предпринимателей внедрено более 80 видов субсидий. За прошедший период им выделено 2,3 триллиона сумов. Однако более чем в 10 сферах, таких как дошкольное образование, народное образование, альтернативная энергетика, рыбоводство, птицеводство, каракулеводство, субсидии не работают.

Данный вопрос был также поднят руководителем ферганского частного детского сада «Yulduzchalar ziyosi» Зиёдой Косимовой. Причина, по ее мнению, – в сложной процедуре выплаты субсидий и отсутствии цифровизации. Предприниматель для получения субсидии должен представить в среднем 5 документов и получить заключения 10 министерств и ведомств. На это уходит не меньше месяца.

И 60 процентов животноводов считают сложным процесс получения субсидий. Поэтому с 1 января следующего года обращения по поводу выделения субсидий будут приниматься через «единое окно», количество государственных органов, участвующих в данном процессе, сократится в 2–3 раза.

Во-вторых, в прошлом году мы отменили 114 из более 400 лицензий и разрешений для предпринимателей. Также по 33 видам деятельности, по которым требуются лицензии и разрешения, введен уведомительный порядок. В настоящее время 30 видов лицензий и разрешений выдаются онлайн.

Со следующего года все разрешительные документы для начала предпринимательской деятельности будут оформляться в режиме онлайн. До конца текущего года еще почти на 30 процентов будет сокращено количество требуемых лицензий или разрешительных документов.

В-третьих, руководитель совместного предприятия «Wang Da Group» в Сырдарьинской области Гузал Тожимирзаева и более 30 других предпринимателей в сфере металлургии просят разрешить использовать индукционные печи. С 1 ноября нынешнего года отменяются ограничения на использование современных индукционных печей, отвечающих всем техническим требованиям. При этом будет уделено особое внимание таким вопросам, как обеспечение качества продукции, полное соответствие производства единым стандартам и требованиям безопасности.

В-четвертых, в ходе любой проверки, мониторинга деятельности предпринимателей, проведения контрольных мероприятий обязательно должны быть соблюдены принципы справедливости и верховенства закона. Для этого Торгово-промышленной палате будут предоставлены полномочия участвовать во всех проверках с согласия предпринимателя и устанавливать действенный общественный контроль.

В-пятых, сегодня местные хокимияты в связи со сносом зданий и сооружений задолжали 349 предпринимателям 123 миллиарда сумов.

Предупреждаю хокимов всех областей: до 1 сентября текущего года все расчеты с предпринимателями должны быть завершены, не должно остаться ни одного сума задолженности.

Уважаемые участники встречи!

По всем прозвучавшим сегодня инициативам, обращениям, предложениям, касающимся конкретных проблем, в ближайшее время будут приняты соответствующие решения.

Сегодня я готов выслушать и обсудить любые ваши мнения, предложения и вопросы.

Уважаемые предприниматели, представители деловых кругов!

На ближайшие годы мы поставили перед собой масштабные задачи по дальнейшему росту и развитию национальной экономики. В их решении мы, безусловно, опираемся на наш многонациональный народ, в том числе на вас, наших смелых и достойных предпринимателей.

В таком важнейшем историческом процессе, как построение Нового Узбекистана, вы взяли на себя большую ответственность, растет ваше активное участие в осуществлении реформ, что, несомненно, всех нас радует.

В этой связи хотел бы отметить следующее.

Во-первых, сегодня, в период обостряющейся конкуренции, наряду с формированием всесторонних условий для малого бизнеса, мы выступаем за дальнейшее развитие среднего и крупного бизнеса.

С этой целью мы готовы создать нашим предпринимателям все возможности для повышения знаний и навыков в управлении бизнесом, широкого освоения инноваций.

Во-вторых, необходимо внедрять в производство современные технологии, осуществлять новые инвестиционные проекты, расширять ассортимент и повышать качество продукции, более эффективно использовать имеющиеся мощности.

Мы должны задействовать все наши возможности и ресурсы для развития системы кластеров и кооперации в металлургической и газохимической промышленности, в таких отраслях сельского хозяйства, как производство продовольственной продукции, плодоовощеводство, рыбоводство, животноводство.

В-третьих, мы должны повысить объемы и расширить географию экспорта посредством наращивания производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.

В-четвертых, частный сектор призван стать активным участником и ведущей силой в расширении видов современных услуг, организации услуг на основе аутсорсинга в таких направлениях, как IT, здравоохранение, образование и другие.

В-пятых, представителям бизнеса нужно задействовать все возможности для того, чтобы их кадры получали самое современное образование.

На основе передовых подходов, в непосредственной связи с практикой, следует глубоко пересмотреть направления образования в вузах по предпринимательству и бизнес-менеджменту, учебные программы и методики преподавания.

Целесообразно, чтобы известные, опытные предприниматели страны проводили в школах, профессиональных центрах, вузах мотивационные уроки и мастер-классы, создавали свои школы, учебные центры. Подобный положительный опыт, к примеру, накоплен братьями Хасаном и Хусаном Мамасаидовыми. Государство обязательно будет предоставлять субсидии, преференции для этого. Как и среди артистов, ученых, спортсменов, врачей, появятся славные династии и наших предпринимателей.

Я уверен, что в Новом Узбекистане будет много таких династий и готов всесторонне их поддерживать.

В-шестых, актуальной задачей является создание условий для того, чтобы как можно больше было добросовестных и дисциплинированных налогоплательщиков, это – оптимальный путь борьбы с теневой экономикой.

С нынешнего года будет издаваться книга «Йилнинг илғор тадбиркорлари» («Передовые предприниматели года») о представителях бизнеса, служащих для всех нас примером в создании рабочих мест, внедрении новаций, своевременной уплате налогов, экспорте, подготовке высококвалифицированных специалистов. Для достойной оценки и стимулирования таких деловых людей мы также учредим государственные награды. Отныне у предпринимателей страны будут свои ордена и медали.

Дорогие соотечественники, представители бизнес-сообщества!

Думаю, что наш сегодняшний открытый диалог был весьма полезен для всех нас.

Вместе с вами мы нашли практические решения многих вопросов и проблем. Самое важное, еще больше укрепилось наше уважение и доверие друг другу. Исходя из того, какие актуальные вопросы вы поднимали, какие вносили конкретные предложения для их решения, все мы видим, насколько возросли знания и уровень наших предпринимателей, изменилось мировоззрение. Сегодня вы применяете совершенно другие методы работы, инновационные подходы.

И я очень рад этому.

Учитывая наш сегодняшний позитивный опыт, как вы смотрите на то, чтобы ежегодно проводить такие встречи, и они стали бы доброй традицией?

В связи с этим предлагаю 20 августа объявить в нашей стране Днем предпринимателей и ежегодно широко его отмечать. Думаю, вы все одобрите эту инициативу.

Спасибо вам за поддержку!

Впредь ежегодно именно в этот день будет проводиться открытый диалог Президента с представителями бизнес-сообщества. Мы подведем итоги нашей работы за минувший год и в торжественной обстановке вручим государственные награды самым передовым представителям бизнеса.

Уважаемые предприниматели!

Убежден, что новая традиция, которой мы сегодня положили начало, станет эффективной системой, работающей в сфере предпринимательства в течение всего года. Ответственны за нее народные приемные и приемные Премьер-министра, Торгово-промышленная палата, Бизнес-омбудсман, в регионах – хокимы. Вновь образованное Агентство стратегического развития совместно с вышеназванными ведомствами будут систематизировать волнующие предпринимателей и инвесторов проблемы, разрабатывать конкретные предложения по их решению и вносить их в правительство и Президенту.

Заместители Премьер-министра, руководители министерств и ведомств, хокимы каждую неделю будут выезжать в регионы, на основе предварительно составленных графиков – непосредственно встречаться с предпринимателями и содействовать решению их проблем.

Вновь повторю: мы всегда будем поддерживать самоотверженных и инициативных, преданных Родине предпринимателей, знающих свое дело, создающих нашим людям достойные условия труда и получения доходов.

Именно это и является требованием Президента, сутью и смыслом осуществляемых нами реформ.

Если все мы будем работать, руководствуясь этим требованием, то, несомненно, сможем вывести предпринимательство в стране на качественно новый, более высокий уровень.

Я уверен в этом и призываю всех вас сплотиться во имя достижения наших великих целей.

Дорогие соотечественники!

Пользуясь случаем, искренне поздравляю вас с приближающимся праздником – 30-летием независимости Республики Узбекистан, желаю всем вам здоровья, счастья и благополучия.

Пусть успех всегда сопутствует вам в вашем благородном и неустанном труде на пути к процветанию нашей прекрасной Родины!

Спасибо за внимание.