5 февраля 2021 года в городе Ташкенте состоялось двенадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие сенаторы, ответственные работники Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената Олий Мажлиса и его страницах в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».

Членами Сената обсуждены 20 вопросов, в том числе 6 законов.

В начале пленарного заседания сенаторы рассмотрели деятельность Сената Олий Мажлиса в 2020 году и приоритетные задачи на 2021 год.

Отмечалось, что Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2020 году осуществлял деятельность по реализации своих полномочий, закрепленных в Конституции и законах, исходя из задач, отраженных в выступлениях Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в январе 2020 года в палатах парламента и в Послании Олий Мажлису.

По направлению законодательства рассмотрен 71 закон. Из них 65 —приняты, 6 — отклонены. Особое внимание уделено критическому и аналитическому рассмотрению законов с точки зрения территориальных интересов. Законы обсуждались в местных Кенгашах рабочими группами, созданными при комитетах, с привлечением ученых, экспертов и опытных практиков.

Еще одна особенность. По результатам изучения проблем, связанных с социально-экономическим развитием регионов, в правительство для решения внесено более трех тысяч вопросов. На основе этих предложений в рамках параметров Государственного бюджета на 2021 год и инвестиционных программ достигнуто выделение средств в размере более 8 триллионов сумов.

Кроме того, в рамках парламентского контроля заслушаны отчеты и информация руководителей ряда министерств, ведомств и организаций, хокимов.

Налажена практика заслушивания отчета руководителя дипломатического представительства Узбекистана в зарубежном государстве. В результате заслушаны отчеты 10 послов.

Обсуждены ежеквартальные отчеты правительства и министра финансов о ходе исполнения Государственной программы и исполнении Государственного бюджета.

В рамках контрольно-аналитической деятельности комитетов Сената проведено 49 изучений и приняты соответствующие решения.

Направлено 13 парламентских запросов членам правительства и правоохранительным органам. Сенаторы направили руководителям соответствующих министерств, ведомств и организаций около 400 запросов по актуальным социально-экономическим вопросам и проблемам, волнующим население.

Кроме того, рассмотрено 14 376 обращений физических и юридических лиц. Около трех тысяч обращений взяты на особый контроль и подробно изучены. В частности, авторам даны разъяснения относительно более 2 тысяч обращений, вопросы, поднятые в почти 700 заявлениях и жалобах, признаны обоснованными и решены положительно.

Перспективы сотрудничества обсуждены в ходе свыше 80 встреч, проведенных с представителями зарубежных стран, международных организаций, финансовых институтов и бизнеса в рамках международных парламентских отношений. С целью последовательного развития отношений с парламентами зарубежных стран создано свыше 40 межпарламентских групп.

С целью содействия деятельности местных Кенгашей народных депутатов внесены соответствующие изменения и дополнения в 13 законов, а также расширены полномочия местных Кенгашей. В местных Кенгашах всех уровней созданы отдельные секретариаты, постановлением Кенгаша Сената утверждены их типовое положение и структура.

На заседании дана информация о приоритетных направлениях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2021 год.

Отмечена необходимость разработки комитетами и аппаратом Сената Программы действий Сената, исходя из Государственной программы “Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения”, а также постоянного изучения проводимой работы по противодействию коронавирусной пандемии и преодолению ее последствий, стабилизации эпидемиологической ситуации, проведению массовой вакцинации против болезни, развитию социально-экономических сфер, производств и регионов.

Кроме того, акцент сделан на обеспечение выполнения задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису, то есть дальнейшего усиления систематического изучения и решения проблем молодежи и здравоохранения в регионах, осуществления работы с лицами, включенными в «Молодежную тетрадь», обеспечения их занятости, профессионального обучения, оказания поддержки по использованию в полном объеме гарантированной социальной помощи, реализации бизнес-инициатив, содержательной организации их досуга, комплексного подхода к социальной поддержке населения и внедрения нестандартных методов сокращения бедности.

Отмечалась необходимость принятия незамедлительных мер по решению проблем населения с участием членов правительства, руководителей министерств и ведомств, а также глав регионов, использования альтернативных источников, проведения независимых изучений, а не только оценки выполнения определенных задач на основе информации, представляемой министерствами и ведомствами, в том числе обращения приоритетного внимания на укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества в ходе мероприятий по дальнейшей эффективной организации законодательной деятельности, обеспечению повышения эффективности контрольно-аналитических мероприятий, осуществления парламентского контроля.

Кроме того, подчеркнута необходимость продвижения предложений и инициатив по оказанию содействия деятельности местных Кенгашей народных депутатов, дальнейшего расширения международного и межпарламентского сотрудничества, проведения диалога с народом, в частности осуществления работы с обращениями физических и юридических лиц, реагирования на вопросы, поднимаемые в СМИ, в том числе в социальных сетях, при необходимости заслушивания на заседаниях Сената или комитета информации руководителей министерств и ведомств, непосредственно ответственных за решение проблемы.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.

Члены Сената приняли постановление об избрании членами Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Базарова Орифжона Шадиевича, ректора Каршинского инженерно-экономического института, Джураева Шухрата Низамовича, начальника отдела по социально-бытовым вопросам АО «Навоиазот», Кадировой Муяссар Джумаевны, ответственного организатора Республиканского совета профсоюза работников здравоохранения Узбекистана по Сурхандарьинской области, Кучкарова Бахрома Тулкиновича, заместителя министра юстиции Республики Узбекистан, Низамходжаева Зайниддина Махаматовича, заместителя Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Усмонкулова Алишера Кодиркуловича, ректора Джизакского политехнического института, Фарманова Александра Касимовича, советника председателя правления АО «Узэлектроаппарат», Юсупова Эргаша Аманбаевича, председателя Хорезмского областного совета объединения профсоюзов.

Данным постановлением также прекращены полномочия членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан М.Э. Абдусаломова, О.Бобожонова, М.А.Джураевой, Ж.Х.Норова, Э.Ражабова, Ж.Садикова и Э.Г.Ходжакулова.

После этого сенаторы рассмотрели вопрос о внесении изменений в состав Конституционного суда Республики Узбекистан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Конституции Республики Узбекистан и пунктом 2 части первой статьи 9 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» принято постановление Сената Олий Мажлиса об избрании Абдусаломова Мирза-Улугбека Элчиевича судьей Конституционного суда Республики Узбекистан.

Также досрочно прекращены полномочия судьи Конституционного суда Республики Узбекистан Миралимова Бахтиера Дехконбоевича.

Затем рассмотрен вопрос об избрании Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана).

Принято постановление Сената Олий Мажлиса об избрании Ферузы Фарходовны Эшматовой Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом).

В связи с этим она освобождена от должности председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам женщин и гендерного равенства.

На пленарном заседании рассмотрен вопрос об избрании председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам женщин и гендерного равенства.

Отмечалось, что на нынешнем этапе развития страны вопрос женщин и гендерного равенства является очень актуальным и стал одним из главных направлений политики нашего государства. В этом контексте масштаб возложенных задач на Комитет Сената по вопросам женщин и гендерного равенства очень широк. Руководство данным комитетом требует огромных знаний, жизненного опыта, рассудительности, принципиальности, инициативности и решительности.

На заседании сенатор Кадирханова Малика Акбаровна избрана председателем этого комитета.

В 2015-2019 годах Малика Акбаровна в качестве руководителя Центра женского предпринимательства в Ташкентской области достигла больших положительных результатов по развитию предпринимательства среди женщин. Об этом свидетельствует то, что в 2015 году было 300 женщин- предпринимателей в области, благодаря активности и инициативности М.Кадирхановой в 2019 году их стало более 4 тысяч. Организация в Ташкентской области ассоциации «Женщин-предпринимателей-инвалидов» также является результатом усилий Малики Акбаровны.

В 2018 году она награждена орденом «Дустлик».

М.Кадирханова до сегодняшнего дня работала в Комитете Сената по вопросам бюджета и экономических реформ.

Далее члены верхней палаты парламента рассмотрели также вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Конституции Республики Узбекистан и пунктом 3 части первой статьи 9 Конституционного закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» принято постановление об избрании Турахуджаева Халилилло Собиржоновича на должность заместителя председателя Верховного суда Республики Узбекистан – председателя Судебной коллегии по гражданским делам на бессрочный период пребывания в должности.

Также данным постановлением Кадиров Лукмон Мухтарович, Мелибоев Талъатжон Бахтиёрович, Эранов Абдурасул Гаппорович освобождены от занимаемых должностей судей Верховного суда Республики Узбекистан в связи с переходом на другую работу.

Затем заслушан отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении в 2020 году Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

Следует отметить, что в рамках Государственной программы принято всего 170 документов, в том числе 20 — по приоритетному направлению совершенствования системы государственного и общественного строительства, 13 — по приоритетному направлению обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, 63 — по приоритетному направлению экономического развития, 53 — по приоритетному направлению развития социальной сферы, 21 — по приоритетному направлению обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также в области реализации глубоко продуманной, взаимовыгодной и практической внешней политики.

Отмечено, что в отчетном периоде рост ВВП по сравнению с предыдущим годом составил 101,6 процента, в том числе в промышленности — 100,7 процента, в сфере услуг — 102,3 процента, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве —103,0 процента.

Ограничение деятельности торговых и обслуживающих предприятий в условиях пандемии негативно отразилось на товарообороте и развитии сектора услуг в этом году. В частности, товарооборот составил 194,8 триллиона сумов, что на 103,2 процента выше по сравнению с прошлым годом.

Общий объем услуг составил 218,9 триллиона сумов и увеличился на 102,3 процента по сравнению с прошлым годом. Наибольший рост отмечается в финансовом секторе — 25,6 процента, в сфере связи и информации — 115,3 процента, в сфере образования — 7,4 процента.

Профинансированы мероприятия по борьбе с коронавирусом на 3 триллиона 962 миллиарда сумов, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт социальных и инфраструктурных объектов выделено 3 триллиона 423 миллиарда сумов, для оказания финансовой поддержки предприятиям — 2 триллиона 485 миллиардов сумов, на расширение социальной поддержки населения —1 триллион 340 миллиардов сумов, на строительство объектов здравоохранения и создание необходимой инфраструктуры — 1 триллион 22 миллиарда сумов. Средства в размере 595 миллиардов сумов израсходованы на покрытие потерь местных бюджетов и пенсионного фонда.

В отчетном периоде за счет иностранных инвестиций и кредитов освоено 9,8 миллиарда долларов США.

Отмечено, что в 2020 году запущено 197 крупных проектов. В результате создано более 38 тысяч новых рабочих мест.

Вместе с тем проекты нормативно-правовых актов, разработанных во исполнение 58 пунктов Государственной программы, находятся на рассмотрении ответственных органов, срок исполнения 20 пунктов продлен.

На заседании отмечалось, что сенаторам следует проводить изучения своевременной и качественной реализации определенных в программе задач в разрезе регионов и работать с соответствующими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления по устранению выявленных недостатков.

По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого рассмотрен вопрос о результатах изучения исполнения программ мероприятий по социально-экономическому развитию и сокращению бедности Баяутского, Бустанского, Алатского, Туракурганского, Каршинского районов и города Каттакургана в 2020– 2022 годах.

Отмечалось, что в данных районах проделана определенная работа по исполнению программ. В частности, в сфере развития промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства реализовано 248 инвестиционных проектов на сумму около 737,3 миллиарда сумов, создано более 2700 новых рабочих мест.

В рамках намеченных мероприятий по развитию социальной инфраструктуры реконструированы и капитально отремонтированы здания 6 дошкольных образовательных организаций, 7 общеобразовательных школ и 3 учреждений здравоохранения.

На данных территориях отремонтировано 139,2 километра газовых сетей, 28 газораспределительных устройств, 59 километров линий электропередачи и установлено 50 трансформаторов.

С целью обеспечения населения чистой питьевой водой построено 2 водных сооружения, проложено 479,7 километра сетей питьевой воды и сточных вод.

Вместе с тем на заседании обращено внимание на то, что не обеспечено выполнение ряда мероприятий из-за несвоевременного выделения средств, предусмотренных программами.

В частности, в 2020 году из-за того, что из республиканского бюджета не выделены средства, не начаты подлежащие выполнению строительные и ремонтные работы в одной общеобразовательной школе на 120 мест, в двух дошкольных образовательных организациях в общей сложности на 320 мест, в четырех учреждениях здравоохранения, в одном спортивном комплексе, в двух водных сооружениях, в одном ирригационном сооружении и на двух других объектах.

Для обеспечения движения общественного транспорта и создания удобств населению путем улучшения дорожной инфраструктуры не выполнен текущий ремонт 9 километров местных дорог, проходящих по территории Баяутского района, 69,6 километра дорог в городе Каттакургане и 70 километров внутренних дорог в Туракурганском районе.

В Каршинском районе не осуществлена работа по установке 9 трансформаторов, строительству и реконструкции 27,5 километра линий электропередачи, не обеспечено исполнение 33 из 40 поручений, определенных в энергетической сфере.

В городе Каттакургане практическая работа по ремонту 37 жилых домов не началась из-за того, что не выделены средства из определенных в программе источников.

В Каршинском районе хокимиятом не приняты необходимые меры по привлечению средств населения и кредитных средств коммерческих банков для проведения ремонта кровли, фасада и входных коридоров более 50 многоквартирных домов.

В результате практической работы, проведенной рабочей группой Сената в целях устранения проблем и недостатков, выявленных в ходе изучения, обеспечено исполнение 17 мероприятий на сумму 1 миллиард 572 миллиона сумов.

На заседании сделан акцент на недостатках, выявленных в ходе изучения хода исполнения Программы мероприятий по социально-экономическому развитию и сокращению бедности в этих регионах в 2020-2022 годах. Члены Сената высказали свои предложения и рекомендации по их устранению.

По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого на пленарном заседании обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства».

В последние годы в стране принят ряд практических мер по укреплению правовой базы народовластия и политического плюрализма и поэтапной модернизации избирательной системы при проведении выборов Президента Республики Узбекистан и выборов в представительные органы государственной власти на принципах открытости, прозрачности и независимости.

Однако возникла необходимость доведения до международного сообщества сути масштабных реформ, проводимых в нашей стране в этой сфере путем устранения ряда недостатков и проблем, имевших место на парламентских выборах 2019 года, имплементации в национальное законодательство некоторых приемлемых рекомендаций международных организаций.

Законом, разработанным с учетом единых прозрачных и эффективных подходов к избирательному процессу, вносится ряд изменений.

Так, институт окружных избирательных комиссий по выборам в районные (городские) Кенгаши народных депутатов упраздняется, а их полномочия передаются районным (городским) избирательным комиссиям. Создаются правовые основы порядка включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, в список избирателей, независимо от того, состоят ли они на консульском учете дипломатических представительств, а также голосования путем использования переносных избирательных урн по месту жительства или работы избирателей, проживающих за рубежом.

Кроме того, устанавливается порядок, согласно которому наблюдатели должны уведомить участковую избирательную комиссию не менее чем за три дня до посещения избирательных участков, образованных в местах содержания под стражей и лишения свободы, в воинских частях.

На основании рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе вносятся следующие изменения:

— исключение полномочий избирательных комиссий по содействию встреч кандидатов с избирателями;

— установление запрета на использование государственных ресурсов при проведении предвыборной агитации;

— сокращение сроков обжалования решений избирательных комисий с 10 до 5 дней с целью недопущения необоснованного продления сроков объявления результатов выборов;

— внедрение порядка раскрытия промежуточной и итоговой финансовой отчетности политических партий, а также опубликования результатов проверок Счетной палатой деятельности партий в целях обеспечения прозрачности использования политическими партиями средств, выделенных для предвыборной агитации.

В соответствии с действующим законодательством выборы Президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные представительные органы проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря.

Согласно вносимым изменениям, провести выборы предлагается в октябре.

По мнению сенаторов, принятие закона позволит еще больше совершенствовать избирательное законодательство на основе общепризнанных международных избирательных стандартов, обеспечить проведение более открытого и прозрачного избирательного процесса, достигнуть улучшения показателей Узбекистана в индексе демократии среди стран мира. Закон также создает основу для своевременного формирования высших государственных органов после выборов и принятия важных политических решений. Благодаря этому документу будет обеспечено активное участие граждан в выборах и созданы благоприятные условия для наблюдателей и избирателей.

Внесение этих изменений и дополнений имеет важное значение в общественно-политической жизни нашей страны и отражает такие демократические принципы, как открытость, прозрачность, справедливость и объективность.

Закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности».

Отмечалось, что действующий закон был принят в 2000 году. Проводимые в последние годы реформы и изменения на аудиторском рынке привели к снижению качества его прямого действия и к состоянию, которое полностью не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Новый закон, несомненно, имеет важное значение в углублении институциональных изменений при либерализации экономики.

Документ разработан с целью создания эффективного организационно-правового механизма регулирования аудиторской деятельности на основе международных принципов и передового зарубежного опыта. Он предусматривает организацию аудиторской службы, отвечающей требованиям рыночной экономики, повышение качества работы и престижа профессии аудитора.

Еще одним важным аспектом закона является закрепление нормы об исключении аудиторской деятельности из лицензируемых видов деятельности.

Еще одна особенность. Законом определяется, что аудиторская деятельность проводится только на основе международных стандартов аудита. Формируется также перечень социально значимых организаций, подлежащих обязательной аудиторской проверке.

В целом систематизируется объединение в отдельном нормативно-правовом документе правил и норм, регулирующих аудиторскую деятельность.

С целью создания удобства и преимуществ для аудиторских организаций также предусматривается отменить требование к размеру их уставного капитала и установить не менее четырех аудиторов в качестве их минимального количества в аудиторских организациях.

Исходя из международной практики разрешается проводить семь лет подряд аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта.

На основе «анализа рисков» предусматривается проводить внешний контроль качества работы аудиторских организаций и публиковать ее результаты на официальном сайте уполномоченного государственного органа и республиканских общественных объединений аудиторов.

Закон одобрен сенаторами.

Далее рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан».

Отмечено, что в течение последних лет государством осуществлены значительные реформы, направленные на государственную защиту лиц в ходе уголовного процесса. Последние 3-4 года главой государства принят ряд указов и постановлений в данном направлении, обеспечиваются права и свободы граждан в судебно-правовой сфере. Данный закон направлен именно на укрепление этих реформ.

В поправках первого направления, предусмотренных законом, при решении вопроса подведомственности следствию уголовного дела, в первую очередь, внимание обращается на задачи и направления деятельности следственных органов, опыт, сформированный в системе, имеющиеся силы и возможности.

В частности, предусматривается проведение органами прокуратуры предварительного следствия по уголовным делам, связанным с посягательством на жизнь граждан, интересы общества и государства, а также другими коррупционными и должностными преступлениями, а органами внутренних дел – по уголовным делам, связанным с посягательством на здоровье, имущество граждан, общественный порядок и безопасность, органами государственной безопасности – по уголовным делам, связанным с посягательством на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и другие интересы страны.

Поправки второго направления, которые вносятся законом, направлены на дальнейшее совершенствование порядка подготовки дела для рассмотрения в суде и предусматривают внесение в Уголовно-процессуальный кодекс изменений и дополнений, связанных с введением института предварительного слушания.

На основе поправок третьего направления Уголовно-процессуальный кодекс дополняется нормами, касающимися нового института «предварительного закрепления показаний» (депонирования), согласно которому судом утверждаются показания, а институтом соглашения о признании вины усиливаются правовые гарантии лица в уголовном процессе.

Данный закон способствует обеспечению в стране судебно-следственной деятельности, защиты прав и свобод лиц, четкому определению функций и основных направлений деятельности органов следствия и суда, предупреждению бюрократизма среди следственных органов при расследовании вышеперечисленных видов уголовных дел.

Закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Отмечалось, что в настоящее время принимаются действенные меры по выявлению, защите и социальной реабилитации жертв торговли людьми, оказанию медицинской, психологической и другой помощи гражданам, ставшим жертвами таких преступлений, проведению расследования и привлечению к ответственности лиц, причастных к торговле людьми, а также устранению условий, способствующих совершению таких преступлений.

Национальной комиссией по противодействию торговле людьми и принудительному труду осуществляется работа по дальнейшему усилению в стране гарантий защиты несовершеннолетних лиц, пресечению случаев привлечения их к принудительному труду, деятельности запрещенных или незаконных объединений, сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, а также неукоснительному обеспечению ответственности лиц, совершивших такие действия.

Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» является логическим продолжением этих системных мер.

В частности, в Уголовном кодексе устанавливается ответственность за половое сношение с лицом в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, заведомо для виновного не достигшим восемнадцати лет, путем предоставления ему материальных ценностей либо имущественной выгоды. Объективная сторона преступления в том, что устанавливается в качестве необходимого признака деяния совершение таких действий после применения административного наказания. Тем самым гарантируется защита прав и свобод не только лиц до шестнадцати лет, но и не достигших восемнадцати лет, то есть права и свободы ребенка путем пресечения случаев использования проституции несовершеннолетних.

Наряду с этим, учитывая, что лицо, не достигшее 18 лет, в качестве объекта данного преступления является нормальной и нравственно развитой личностью, 18 лет устанавливается возрастом субъекта преступления.

Кроме того, с целью дальнейшего усиления гарантий защиты интересов несовершеннолетних лиц, пресечения случаев привлечения их к принудительному труду усиливается вопрос ответственности, предусматривается прямая уголовная ответственность за административное принуждение несовершеннолетнего лица к труду в какой-либо форме. В этой связи исключается соответствующая норма Кодекса об административной ответственности, предусматривающая ответственность за административное принуждение к труду.

Устанавливается также уголовная ответственность за склонение в Республике Узбекистан несовершеннолетних к участию в деятельности незаконных общественных объединений и религиозных организаций, направлений, сект. Это способствует предупреждению рисков превращения несовершеннолетних в жертвы этих преступлений, принятию действенных мер против привлечения несовершеннолетних к противозаконным общественным объединениям, дальнейшему усилению гарантированной защиты их интересов государством.

Реализация данного закона послужит гарантированной защите прав и законных интересов граждан, ставших жертвами торговли людьми, повышению тем самым авторитета государства на мировой арене, объективному и адекватному информированию широкой общественности и мирового сообщества об осуществляемой работе в данном направлении.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, в одобренном членами Сената Законе Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» определяются понятие нормативно-правовых актов, их виды, соотношение этих документов, а также урегулирование отношений в области их планирования, инициирования, подготовки, согласования, принятия, объявления, обеспечения организации их исполнения.

Основными принципами принятого закона определены:

— какие нормативно-правовые акты являются подзаконными актами;

— что представляют собой конституционные законы и кодексы;

— рамки регулирования подзаконными актами, правовые нормы, предусматривающие ответственность физических и юридических лиц, а также вопросы, входящие в компетенцию органов хозяйственного управления и регулирования корпоративных отношений.

Как логическое продолжение этим законом вносятся изменения в 5 конституционных законов, 294 закона и 1 постановление Олий Мажлиса. При этом все эти изменения одинаковы по содержанию и концептуальным особенностям.

Отмечалось, что Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами. Указы и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов местной государственной власти являются подзаконными актами.

На основании этого данным законом вносятся изменения, связанные с терминами, используемыми в области законотворчества и законодательства.

Внесение этих изменений позволит унифицировать понятие «законодательство» на государственном языке в национальной нормативно-правовой базе. В свою очередь, предупреждаются различные недоразумения в нормативно-правовых актах.

Закон одобрен сенаторами.

После этого обсужден Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня дружбы народов».

Во внутренней и внешней политике нового Узбекистана, который движется от национального возрождения к национальному прогрессу, происходят радикальные изменения, реформы, которые являются основой Третьего Ренессанса.

В частности, благодаря нашей политике, основанной на добрососедстве и конструктивном диалоге, в Центральной Азии сформировалась совершенно новая дружественная среда.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах вопросы обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также проведения сбалансированной, взаимовыгодной внешней политики определены в качестве приоритетной задачи.

В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева парламенту предложено установить 30 июля в Узбекистане как «День дружбы народов» с учетом того, что эта дата резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ежегодно широко отмечается как Международный день дружбы.

Кроме того, в Государственной программе «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики», утвержденной в соответствии с Указом Президента от 2 марта 2020 года, определена задача по разработке проекта Закона Республики Узбекистан «Об установлении Дня дружбы народов всенародной солидарности».

Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня дружбы народов», разработанный для обеспечения реализации этих задач, воплощает идеи толерантности и вечной дружбы, свойственные нашему народу.

Сегодня в нашей стране проживают более 130 национальностей и народностей, а также представители 16 религиозных конфессий, действуют 141 национально-культурный центр и 36 обществ дружбы.

На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2018 года в центре Республики Каракалпакстан, областных центров и города Ташкента созданы «Дома дружбы».

Стоит отметить, что 14 предпринимателей и самоотверженных соотечественников разных национальностей удостоены звания Героя Узбекистана.

Для того, чтобы люди разных национальностей могли получать образование на родном языке, обучение в учебных заведениях страны ведется на 7 языках: узбекском, каракалпакском, русском, таджикском, казахском, кыргызском и туркменском. В высших учебных заведениях есть возможность обучаться на нескольких родственных и иностранных языках.

Трансляция теле- и радиоканалов на 12 языках, издание газет и журналов более чем на 10 языках являются практическим воплощением атмосферы межнационального согласия и солидарности в нашей стране.

15 ноября 2019 года в соответствии с Указом утверждена Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений с целью дальнейшего повышения уровня взаимодействия государственных органов и организаций, местных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества в области межнациональных отношений и дружеских связей с зарубежными странами.

Основной целью установления праздника Дня дружбы народов и всенародного единства является укрепление солидарности, толерантности, межнационального согласия и дальнейшее развитие дружественных отношений между людьми, народами, государствами, различными слоями и структурами общества, в целом.

Члены Сената одобрили закон.

Затем сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан, о состоянии принимаемых мер для развития научной деятельности.

Отмечалось, что правительством в установленный срок даны ответы на парламентский запрос, которые проанализированы членами соответствующего комитета Сената.

В ответе сказано, что принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование науки и научной деятельности, в том числе приняты Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития науки до 2030 года» от 29 октября 2020 года и постановление Кабинета Министров «О мерах по обеспечению прозрачности и повышению эффективности процесса подготовки научных кадров» от 6 ноября 2020 года.

Реализуются также 25 совместных международных проектов по выполнению международных совместных научных проектов с зарубежными странами (Узбекистан-Беларусь, Узбекистан-Германия и Узбекистан-Турция) на сумму 6,9 миллиарда сумов. В текущем году объявлены конкурсы на совместные проекты с Турцией, Китаем и Индией.

Если в 2019 году квоты, выделенные для территорий, кроме города Ташкента, составляли 376, то в 2020 году этот показатель доведен до 558. На 2021 год выделено 842 квоты для обучения в докторантуре. Вместе с тем количество квот на докторантуру по направлениям химии, биологии, геологии и математики значительно увеличилось по сравнению с прошлым годом.

В настоящее время научными организациями при Министерстве здравоохранения в рамках государственных программ по научной деятельности реализуются 147 проектов на сумму 53,5 миллиарда сумов.

На заседании сенаторами отмечалось, что в парламентском запросе недостаточно отражены ответы на некоторые вопросы.

В частности, хотя определено, что доля всех средств, направленных на науку, в отношении к ВВП увеличивается в 6 раз до 2025 года (1,2 процента к ВВП) и в 10 раз (2 процента к ВВП) до 2030 года, отмечалось, что не представлена конкретная информация о работе, которую правительство должно провести в 2021 году для обеспечения этого, а местными органами государственной власти не определены конкретные меры по формированию и реализации территориальных программ по научной деятельности в соответствии с проводимыми последовательными реформами по развитию инновационной деятельности. Не разработаны анализ, прогнозы и конкретные рекомендации в направлении увеличения научного потенциала высших образовательных учреждений и сфер, имеющих в своей структуре образовательные учреждения.

По итогам обсуждений Кабинету Министров поручено повысить ответственность должностных лиц, формально подходящих к вопросам, поднятым в парламентском запросе, а также тщательно изучить все отраженные в запросе вопросы и внести в Сенат информацию об их результатах.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан, о состоянии исполнения законодательства по обеспечению безопасности населенных пунктов и экономических объектов, расположенных на горных и предгорных территориях страны, на которых имеется опасность наводнений, селевых потоков, оползней.

Отмечалось, что в данном направлении правительством проведено изучение. Его результаты обсуждены на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод, селевых потоков и оползневых явлений и проделана определенная работа.

Утвержден план мероприятий по устранению недостатков, указанных в парламентском запросе, заинтересованным министерствам и ведомствам, органам государственной власти на местах, в частности, хокимам Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Наманганской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областей даны соответствующие указания по переселению в безопасные районы граждан, проживающих на гидрометеорологически и геологически опасных территориях. В частности, определены задачи по:

— выплате компенсаций населению, постоянно перемещающемуся из гидрометеорологически и геологически опасных районов;

— формированию точных данных о количестве промышленных, хозяйственных и других объектов, построенных в горных и предгорных районах без заключений Государственной службы по слежению за опасными геологическими процессами и Узгидромета;

— обеспечению исполнения предписаний и указаний, внесенных в целях защиты от наводнений, селей и оползней населенных пунктов и хозяйственных объектов, расположенных на гидрометеорологических и геологически опасных территориях;

— принятию действенных мер по предупреждению незаконной добычи нерудных полезных ископаемых из рек и ручьев, в том числе по усилению материально-технического обеспечения инспекторов Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды;

— пересмотру нормативно-правовых актов, регулирующих меры в данном направлении, с целью решения существующих системных проблем в данной сфере.

На заседании отмечалось, что решению некоторых вопросов, поднятых в парламентском запросе, уделено недостаточное внимание.

В частности, проведение работ по добыче нерудных полезных ископаемых вблизи участков магистральных газопроводов, в открытом виде пересекающих русла рек и каналов, приводит к несчастным случаям в данных регионах, приостановке магистральных газопроводов из-за аварийной ситуации и отрицательно сказывается на равномерной подаче природного газа по всей республике.

Отмечалась необходимость организации работы по выдаче лицензии соответствующими уполномоченными органами на добычу нерудных полезных ископаемых по официальному согласованию с территориальными подразделениями АК «Узтрансгаз» и представления в Сенат каждые шесть месяцев до 1 января 2022 года информации о ходе выполнения задач, определенных в утвержденном правительством плане мероприятий.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии от 5 февраля 2021 года “Об исключении З.Низамходжаева из списка членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан” принято постановление Сената Олий Мажлиса об освобождении Зайниддина Махаматовича Низамходжаева от должности заместителя Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Кроме того, сенаторами приняты также соответствующие постановления об исключении Эшматовой Ф.Ф. из состава Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам женщин и гендерного равенства и А.Х. Ташкулова из состава Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма.

Также утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса.

На этом двенадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан