Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» вступил в силу  06.01.2020 года.  До принятия этого закона порядок исчисления, уплаты, освобождения и возврата государственной пошлины регулировался разделом 17 Налогового кодекса. Кроме того, ставки и отдельные виды государственной пошлины были установлены в  подзаконных актах.

В законе дан исчерпывающий перечень физических и юридических лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Законом предусмотрено, что освобождения, предусмотренные подзаконными актами и не предусмтренные в Законе действуют до истечения срока их действия.

В соответствии со статьей 5 Закона экономическими судами государственная пошлина по экономическим делам взимается:

1) с подаваемых в суд исковых заявлений;

2) с заявлений о признании банкротами организаций и граждан;

3) с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;

4) с заявлений об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в экономической сфере;

5) с заявлений об оспаривании решений третейского суда;

6) о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;

7) с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (арбитража);

8) с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб:

а) на решения экономических судов;

б) на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;

в) на определения по делам об оспаривании решений третейского суда;

г) на определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;

д) на определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (арбитража);

9) за выдачу дубликатов и копий документов.

Также, государственная пошлина взимается с заявлений об увеличении размера исковых требований и о выдаче судебного приказа.

За снятие фотокопий материалов дела государственная пошлина не взимается.

При подаче  искового заявления  должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Указание на цену иска необходимо для проверки правильности уплаты государственной пошлины, так как при неоплате государственной пошлины в установленном порядке и размере экономический суд возвращает исковое заявление, кроме случаев удовлетворения ходатайства о предоставлении отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины.

Следует иметь в виду, что по делам о взыскании денежных сумм цена иска определяется исходя из требуемой суммы.

Иски о признании имущественного права (например, о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделении доли из общего имущества) подлежат оплате государственной пошлины  исходя из стоимости этого имущества либо его доли.

Иски по преддоговорным спорам, об изменении и расторжении договора, о признание договора (сделки) недействительным, а также об освобождении помещения (о выселении) не подлежат оценке. По таким искам государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

При поступлении в суд искового заявления (заявления), не оплаченного государственной пошлиной, судья обязан проверить, не относится ли истец (заявитель) к числу лиц, освобожденных законом (статья 9 Закона «О государственной пошлине») от уплаты государственной пошлины. Если истец (заявитель) не освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона и в заявлении отсутствует ходатайство об отсрочке ее уплаты,  либо ходатайство отклонено, а также в случае неуплаты почтовых расходов, судья выносит определение о возвращении искового заявления (заявления) (статья 155 Экономического Процессуального Кодекса) с указанием сумм, подлежащих уплате государственной пошлины и почтовых расходов, а также права истца (заявителя) на повторное обращение в суд на общих основаниях.

Суд не наделен правом полного или частичного освобождения от уплаты либо уменьшения размера государственной пошлины. Однако, исходя из имущественного состояния истца (заявителя), в частности юридического и физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, он вправе решить вопрос об отсрочке уплаты государственной пошлины (часть двадцать седьмая статьи 19 Закона «О государственной пошлине»).

При решении вопроса об отсрочке уплаты государственной пошлины, взыскиваемой как с юридического, так и с физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, суд должен проверить доказательства отсутствия денежных средств, подтвержденном обслуживающим банком. При этом, подтверждение банка об отсутствии денежных средств должно быть датировано не ранее трех дней до даты обращения в суд.

З.ХАСАНОВА,

Председатель Нукусского  

межрайонного экономического

суда.

 

Каракалпакское информационное агентство