На совещании у Президента Шавката Мирзиёева 30 ноября обсуждены меры по развитию сферы общественного транспорта в регионах.

Качественнаяработа общественного транспорта создает удобства для  перемещения населения и является одним из факторов, влияющих на социальное самочувствие граждан. За последние 10 месяцев в народные приемные поступило более 3 тысяч обращений по данной сфере, что подтверждает наличие в ней множества недостатков.

23 ноября был рассмотрен проект по управлению общественным транспортом в городе Ташкенте и развитию соответствующей инфраструктуры. Тогда глава государства поручил внедрить эту новую систему и в других городах. Министерство транспорта и хокимияты изучили имеющиеся возможности и подготовили предложения.

На совещании состоялось обсуждение этих предложений на примере одного района и одного города каждой области.

По оценкам общественным транспортом в нашей стране пользуются только 4,4 миллиона из 20 миллионов, или 22 процента пассажиров. Наиболее низкие показатели в Андижанской, Кашкадарьинской, Наманганской, Хорезмской, Самаркандской, Ферганской, Бухарской и Ташкентской областях. 1,2 тысячи сел не связаны общественным транспортом с районными центрами.

Президент подчеркнул необходимость расширения масштабов и повышения качества транспортных услуг между селами, районными центрами и областным центром.

– Для людей транспорт между городами, районами и селами должен быть удобным, безопасным и доступным. Народ должен быть удовлетворен этими услугами, – сказал Шавкат Мирзиёев.

Указано на возможность субсидирования деятельности по перевозке пассажиров исходя из расстояния между населенными пунктами и числа пассажиров на маршруте. В связи с этим министерствам финансов и транспорта поручено совместно разработать порядок возмещения части расходов предприятий-перевозчиков, обслуживающих внутрирайонные маршруты. Со следующего года эта новая система будет внедрена (после апробации) в одном из районов каждого региона.

Отмечалось, что автобусы, курсирующие между районными и областными центрами, устарели, некоторые из них эксплуатируются дольше установленного срока службы. Уровень обеспеченности автобусами составляет 24  на 100 тысяч населения. В Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Наманганской и Андижанской областях этот показатель ниже 15. В следующем году для обновления автопарков потребуется дополнительно 800 автобусов.

Было подчеркнуто, что стоимость отечественных автобусов выше, чем зарубежных, в связи с чем указано на важность повышения уровня локализации производства автобусов и микроавтобусов.

Будет внедрен порядок компенсации предприятиям-перевозчикам части кредитов на приобретение автобусов, превышающей базовую ставку Центрального банка, а также предоставления им поручительства.

Самарканд – один из крупнейших городов страны, пользующийся большой популярностью среди туристов. Поэтому особое внимание Президент уделил необходимости оптимизации здесь маршрутов общественного транспорта.

Областному хокимияту и ответственным министерствам поручено разработать проект генерального плана по созданию удобной транспортной системы в Самарканде. В нем должны быть предусмотрены меры по увеличению пропускной способности крупных перекрестков, организации движения автобусов по выделенной полосе, выводу на маршрут автобусов большой вместимости и сокращению интервалов.

Аналогичные генеральные планы будут разработаны для 30 городов страны с вовлечением в этот процесс преподавателей и студентов Ташкентского государственного университета транспорта в целях повышения роли данного вуза в реформе транспортной системы.

– Долгие годы отсутствовал научный подход к транспортно-логистическим вопросам. Нехватка современных кадров – самая острая проблема в этой сфере, – отметил Президент.

Подчеркнута необходимость открытия новых и пересмотра существующих маршрутов исходя из запросов населения, реконструкции автобусных остановок, привлечения частного сектора. Отмечалось, что реализация мероприятий в этом направлении будет изучаться с выездом на места, каждые три месяца Кенгаши народных депутатов будут заслушивать отчеты руководителей транспортной системы с постановкой конкретных задач. Указано, что законодательство в этой сфере не отвечает сегодняшним требованиям и нуждается в совершенствовании.

Министры, хокимы и другие ответственные лица представили информацию по обсужденным вопросам.

УзА