О мерах по реформированию порядка постоянной прописки и учета по месту пребывания

Указ

Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года и Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики», а также укрепления гарантий обеспечения прав и свобод граждан Республики Узбекистан на свободное передвижение по территории страны:

1. Принимая во внимание мнение широкой общественности, согласиться с предложениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров и Министерства внутренних дел о поэтапном переходе от системы постоянной прописки, имеющей разрешительный характер, к системе регистрации уведомительного характера, а также реализации на первом этапе следующих нововведений:

замене понятий «постоянная прописка» и «учет по месту пребывания» понятиями «регистрация по месту постоянного проживания» и «регистрация по месту временного пребывания»;

создании гражданам возможности регистрации по месту постоянного проживания на жилой площади, владельцами которой они являются, родственников первой и второй степеней наряду с адресом регистрации по месту своего постоянного проживания;

отмене условия совместного проживания супругов в течение одного года после заключения брака для регистрации по месту постоянного проживания, а также нормы об утрате регистрации по месту постоянного проживания в случае расторжения брака в течение одного года;

регистрации лиц, взятых на воспитание в семью (патронат), по месту постоянного проживания их приемных родителей;

беспрепятственной перерегистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области граждан, ранее имевших регистрацию по месту постоянного проживания соответственно в городе Ташкенте и Ташкентской области, при их возвращении на постоянное проживание;

отмене ограничения права на регистрацию по месту постоянного проживания, предоставляемого гражданам, избранным, назначенным и утвержденным на соответствующие должности, а также специалистам высокой квалификации, приглашаемым на работу в государственные организации республиканского значения, на период пребывания в данной должности;

регистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области специалистов (за исключением технического, обслуживающего и производственного персонала), ведущих непрерывную трудовую деятельность на протяжении 5 лет в государственных органах и организациях, расположенных в данных регионах;

отмене порядка применения отдельной ставки государственной пошлины в случаях продажи в течение трех лет недвижимого имущества, купленного в новостройках города Ташкента и Ташкентской области гражданами Республики Узбекистан, зарегистрированными по месту постоянного проживания в других регионах республики.

Кабинету Министров в недельный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан соответствующий проект закона исходя из требований, предусмотренных в настоящем пункте.

2. Принять к сведению, что:

а) с 1 апреля 2020 года не требуется наличие регистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан при приобретении недвижимого имущества в данных регионах;

б) деятельность, связанная с регистрацией по месту постоянного проживания и месту временного пребывания граждан Республики Узбекистан, осуществляется посредством автоматизированной информационной системы «Манзил» Министерства внутренних дел (далее – система «Манзил») на основе принципа «одно окно» путем межведомственного электронного взаимодействия. При этом регистрация граждан Республики Узбекистан по месту постоянного проживания и месту временного пребывания посредством системы «Манзил» проводится:

в городе Ташкенте и Ташкентской области – с 1 сентября 2020 года;

в Республике Каракалпакстан и областях – с 1 января 2021 года;

в) нарушение порядка регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания не может служить основанием для выдворения граждан Республики Узбекистан с соответствующей территории и адреса.

3. Установить, что:

а) с 1 сентября 2020 года внедряется порядок, в соответствии с которым:

срок пребывания без регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания для граждан Республики Узбекистан составляет 15 дней;

оформление регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания производится в течение одного дня;

отменяется порядок выписки с прежнего места постоянного проживания при регистрации граждан Республики Узбекистан по другому месту постоянного проживания;

отменяется практика проставления штампа в паспорт, домовую книгу либо поквартирную карточку при оформлении регистрации граждан Республики Узбекистан по месту постоянного проживания;

отменяется порядок посещения военнообязанными отделов по делам обороны для снятия с воинского учета и принятия на воинский учет в процессе регистрации по месту постоянного проживания;

не требуется согласия владельца жилья при предоставлении гражданином Республики Узбекистан сведений о договоре аренды, взятом на учет в налоговых органах при регистрации по месту временного пребывания;

б) внедряется порядок регистрации по месту постоянного проживания новорожденного по адресу места постоянного проживания его отца либо матери при оформлении свидетельства о его рождении органами записи актов гражданского состояния путем внесения сведений посредством межведомственного электронного взаимодействия;

в) гражданам Республики Узбекистан, зарегистрированным по месту постоянного проживания на определенной территории Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, пребывающим по другому адресу соответственно данной территории, не требуется регистрация по месту временного пребывания, и они не считаются нарушителями правил паспортной системы.

4. В целях обеспечения полноценного функционирования системы «Манзил» на основе принципа «одно окно»:

а) Министерству обороны Республики Узбекистан:

до 1 августа 2020 года внедрить систему принятия и снятия с воинского учета граждан Республики Узбекистан в режиме онлайн;

до 1 января 2021 года принять меры по оцифровке данных картотеки с привязкой к персональному идентификационному номеру физического лица в целях автоматизации документов воинского учета;

совместно с Министерством внутренних дел и Государственным центром персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан интегрировать автоматизированную информационную систему «Автоматлаштирилган ахборот тизими ва маълумотлар базаси» с информационными системами «Манзил» и «Хорижга чикиш паспорти» исходя из сроков, установленных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Указа;

наладить межведомственное электронное взаимодействие с Государственным центром персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан для отправки в режиме реального времени через электронную систему учетно-воинских документов и сведений о военнообязанных гражданах в территориальные отделы по делам обороны;

б) Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством внутренних дел до 1 августа 2020 года интегрировать информационную систему «Единый электронный архив органов записи актов гражданского состояния» с системой «Манзил»;

в) Министерству народного образования Республики Узбекистан до 1 сентября 2020 года создать электронную базу документов, подтверждающих опеку и попечительство, с привязкой к данным свидетельства о рождении несовершеннолетних и персональному идентификационному номеру физического лица совершеннолетних, а совместно с Министерством внутренних дел – интегрировать данную базу с системой «Манзил»;

г) Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Министерством внутренних дел интегрировать межведомственный программно-аппаратный комплекс «Единая национальная система труда» с системой «Манзил»;

д) Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Министерством внутренних дел интегрировать комплекс информационных систем «Солик» с системой «Манзил» в целях предоставления сведений о персональном идентификационном номере физического лица арендатора и владельца жилья, а также кадастрового номера недвижимого имущества по договорам аренды, взятым на учет;

е) Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру исходя из сроков, установленных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Указа, наладить:

предоставление системе «Манзил» обновленных данных из единого реестра адресов объектов недвижимого имущества при изменении владельца недвижимого имущества либо его юридического адреса на основе системы межведомственного электронного взаимодействия;

их получение из базы данных Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Министерства внутренних дел с использованием межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» и соблюдением требований информационной безопасности – при отсутствии персонального идентификационного номера физического лица владельца недвижимого имущества;

ж) Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций:

в двухнедельный срок внести проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий создание в рамках предоставляемых населению электронных государственных услуг альтернативных форм подтверждения личности взамен электронной цифровой подписи, в том числе дополнительных возможностей подтверждения личности через номер телефона мобильной связи;

создать возможность проведения мероприятий регистрации граждан Республики Узбекистан по месту постоянного проживания и месту временного пребывания через Единый портал интерактивных государственных услуг исходя из сроков, установленных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Указа.

При этом Министерству внутренних дел, Министерству юстиции, Министерству обороны, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с ГУП «Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики» до 1 августа 2020 года интегрировать соответствующие информационные системы с Единым порталом интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в целях ведения процессов, связанных с регистрацией граждан Республики Узбекистан по месту постоянного проживания и месту временного пребывания на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в соответствии с обращением Министерства обороны до 1 января 2021 года обеспечить подключение в установленном порядке отделов по делам обороны районов (городов) к Межведомственной сети передачи данных электронного правительства с целью внедрения системы «Автоматлаштирилган ахборот тизими ва маълумотлар базаси» Министерства обороны Республики Узбекистан.

6. Министерству юстиции совместно с Министерством внутренних дел, Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

организовать рассылку уведомлений в соответствующие учреждения для автоматического оказания государственных услуг при регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания;

внести в Кабинет Министров предложения о предоставлении доступа ко всем государственным услугам и иным административным процедурам требующих регистрации по месту постоянного проживания на основе регистрации по месту временного пребывания.

7. Верховному суду Республики Узбекистан исходя из сроков, установленных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Указа, принять меры по интеграции информационной системы Верховного суда с системой «Манзил» Министерства внутренних дел.

8. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан:

а) до 1 января 2021 года наладить систему ведения электронной базы данных об освобождении лиц из учреждений по исполнению наказания, а также принять меры по отмене практики истребования от граждан документов и сведений, имеющихся в системе органов внутренних дел;

б) в месячный срок в целях проведения системного мониторинга на основе обращений, поступающих от граждан, касательно исполнения настоящего Указа, обеспечить создание общедоступной специальной страницы, предоставляющей возможность обсуждения содержания обращений, поступивших на свой веб-сайт, при необходимости, принимать меры по дальнейшему совершенствованию системы межведомственного обмена данными;

в) в двухмесячный срок, учитывая реформирование порядка регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания граждан Республики Узбекистан, а также возможностей создаваемой электронной системы, внести в Кабинет Министров предложение о совершенствовании процедур, установленных для лиц без гражданства и иностранных граждан;

г) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по дальнейшему совершенствованию системы выявления фактов нарушения паспортного режима;

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

9. Кабинету Министров:

в недельный срок утвердить Положение «О порядке регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области»;

в месячный срок принять меры по внесению в законодательство изменений, вытекающих из настоящего Указа.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

         

Президент

Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

22 апреля 2020 года.

 

УзА