О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В целях воплощения на практике новой идеи «Инициатор реформ – само общество», обозначенной в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года, расширения масштаба участия населения в управлении делами государства и общества, достижения Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, установления тесного взаимного сотрудничества граждан, общества и государства, а также усиления общественного контроля за деятельностью государственных органов и учреждений:

1. Создать Общественную палату при Президенте Республики Узбекистан (далее – Общественная палата), а также общественные палаты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее – региональные общественные палаты).

2. Определить основными направлениями деятельности Общественной палаты:

налаживание современной формы системного и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, граждан и институтов гражданского общества, направленные на дальнейшее ускоренное и всестороннее развитие страны, а также обеспечение согласованности их социальных интересов;

содействие в активизации участия граждан в делах государства и общества, а также во внедрении современных механизмов государственно-частного партнерства;

системное изучение мнения населения, обсуждение актуальных вопросов на местах и в отраслях, волнующих население, институты гражданского общества и общественность, а также внесение предложений Президенту Республики Узбекистан, в палаты Олий Мажлиса и правительство о разработке соответствующих нормативно-правовых актов по их разрешению;

инициирование проведения фундаментальных и практических исследований в области развития гражданского общества при участии научно-экспертных групп с организацией системного изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в данной области и ее практических результатах;

разработку показателей оценки уровня сотрудничества институтов гражданского общества с государственными органами, их вклада в социально-экономическое развитие страны, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц с подготовкой на их основе ежегодных национальных докладов о состоянии и тенденциях развития гражданского общества;

оказание содействия в налаживании практического и эффективного сотрудничества институтов гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций с организацией общественных слушаний по данному вопросу;

усиление деятельности общественных советов при государственных органах, оказание им методической и другой практической помощи;

содействие в коренном улучшении качества нормотворческой деятельности, в частности проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны и вызывающим особый интерес у общественности, а также их совершенствованию на основе консультаций и общественных слушаний;

привлечение граждан, представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и блогеров к обсуждению вопросов реализации свободы слова, прав граждан на получение и распространение информации, обеспечения гарантий свободы информации с разработкой практических предложений по этим вопросам;

формирование эффективной системы общественного контроля, внедрение в практику таких действенных форм современного контроля, как общественное слушание, общественная экспертиза, общественный мониторинг;

разработку рекомендаций по совершенствованию общественного мониторинга за реализацией реформ и государственных программ на местах и в отраслях, принятию дополнительных мер по их качественному выполнению с регулярным внесением Президенту Республики Узбекистан, в палаты Олий Мажлиса и правительству информации о достигнутых показателях, положительных изменениях и имеющихся проблемах;

развитие института «народной дипломатии», в частности широкое использование возможностей институтов гражданского общества в практическом воплощении приоритетных задач внешней политики страны, улучшении ее позиции в ведущих международных рейтингах, а также установление тесных связей с соотечественниками за рубежом, оказание содействия негосударственным некоммерческим организациям в развитии международного сотрудничества.

3. Установить, что:

а) Общественная палата и региональные общественные палаты считаются постоянно действующими консультативно-совещательными органами;

б) Общественная палата состоит из 50 членов, работающих на общественных началах, ее состав формируется в следующем порядке:

18 членов Общественной палаты назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа граждан, представителей негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации, внесших большой вклад в развитие общества, формирование правового государства и совершенствование национального законодательства, повышение правовой культуры населения, защиту прав и свобод граждан, развитие науки, спорта, культуры и экономики Узбекистана, воспитание здорового и гармонично развитого поколения, заслуживших уважение и авторитет среди населения;

18 членов Общественной палаты принимаются в члены на основе решения Общественной палаты и конкурсного отбора из числа кандидатов, представленных негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на республиканском уровне (за исключением представительств и филиалов зарубежных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан), средствами массовой информации и представителями широкой общественности;

14 членов Общественной палаты являются представителями региональных общественных палат, которые по должности являются председателями региональных общественных палат;

в) региональная общественная палата состоит из 21 члена, работающего на общественных началах;

г) состав региональных общественных палат формируется из представителей негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в регионах (за исключением представительств и филиалов зарубежных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан), научных кругов, средств массовой информации и широкой общественности, рекомендованных на общественных форумах;

д) на первых общих собраниях Общественной палаты и региональных общественных палат:

рассматриваются вопросы, связанные с организацией их деятельности;

формируются их комиссии и избираются руководители;

избираются председатель Общественной палаты – председатель Совета Общественной палаты и три его заместителя, в том числе один первый заместитель – руководитель аппарата Общественной палаты, а также председатели и заместители председателей региональных общественных палат;

в целях эффективной организации деятельности Общественной палаты и региональных общественных палат создаются органы их управления – Совет Общественной палаты и советы региональных общественных палат. В составы Совета Общественной палаты и советов региональных общественных палат соответственно входят председатель Общественной палаты и его заместители, председатели региональных общественных палат и их заместители, а также руководители комиссий;

е) срок полномочий членов Общественной палаты и региональных общественных палат составляет три года, начиная со дня проведения первого общего собрания Общественной палаты и региональных общественных палат.

4. Утвердить:

структуру Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

структуры общественных палат Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 2.

5. Определить, что:

деятельность Общественной палаты обеспечивается ее исполнительным органом – аппаратом Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Аппарат), являющимся юридическим лицом;

Аппарат имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, бланк, самостоятельный баланс, собственные казначейские лицевые счета в Министерстве финансов, расчетные счета в коммерческих банках в иностранной валюте;

аппараты региональных общественных палат считаются региональными подразделениями Аппарата (далее – региональные подразделения).

6. Согласиться с предложениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров, учредителей Центра развития гражданского общества (далее – Центр), Общенационального движения «Юксалиш» и широкой общественности по:

упразднению в связи с созданием Общественной палаты и в целях предотвращения дублирования ее полномочий по развитию гражданского общества с задачами других органов и общественных структур Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан и Центра;

формированию штатных единиц и материально-технической базы Аппарата за счет упраздняемого Центра;

формированию штатных единиц региональных подразделений за счет штатных единиц региональных подразделений упраздняемого Центра.

7. Установить, что:

председатель Общественной палаты и председатели региональных общественных палат ведут деятельность на общественных началах;

председатель Общественной палаты по статусу, транспортному и медицинскому обеспечению приравнивается к министру;

первый заместитель и заместители председателя Общественной палаты по статусу, оплате труда, медицинскому и транспортному обеспечению приравниваются соответственно к первому заместителю министра и заместителям министра;

сотрудники Аппарата приравниваются к сотрудникам центрального аппарата министерств, сотрудники региональных подразделений Аппарата – к сотрудникам региональных подразделений министерств;

при определении должностных окладов сотрудников Аппарата и его региональных подразделений согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифные коэффициенты применяются с увеличением в два раза.

8. Согласиться с предложением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Общенационального движения «Юксалиш» о передаче в ведение Общественной палаты веб-портала «Mening fikrim».

9. Определить источниками финансирования деятельности Аппарата:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

гранты, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития Республики Узбекистан;

гранты международных финансовых и других институтов, зарубежных организаций;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

10. Установить порядок, в соответствии с которым:

вводится практика ежеквартального рассмотрения в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов) результатов изучений и анализа актуальных для общественности вопросов, проведенных Общественной палатой и региональными общественными палатами;

Общественная палата ежегодно представляет Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан годовой национальный доклад о состоянии и тенденциях развития гражданского общества;

члены Общественной палаты и региональных общественных палат вправе присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях каждого государственного органа, а также на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, «Правительственном часе», на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента, районов (городов);

предложения о внесении изменений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, проекты нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны и вызывающие особый интерес у общественности направляются для рассмотрения в Общественную палату;

решения Общественной палаты и региональных общественных палат носят рекомендательный характер для государственных органов и организаций, органов государственной власти на местах и других структур;

Общественная палата и региональные общественные палаты имеют право направлять в государственные органы и организации запрос Общественной палаты с требованием предоставления обоснованных разъяснений либо изложения своей точки зрения по реализации законов, государственных программ в различных сферах, а также по другим важным вопросам, входящим в их ведение. При этом государственные органы и организации обязаны направить ответ на запрос не позднее десяти дней со дня его получения, если не установлен иной срок;

Общественная палата и региональные общественные палаты участвуют в формировании состава общественного совета при каждом государственном органе, в том числе Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (за исключением общественных советов при правоохранительных органах);

органы государственной власти и органы государственной власти на местах осуществляют свою деятельность в тесном взаимном сотрудничестве с Общественной палатой и региональными общественными палатами со строгим соблюдением принципов независимости негосударственных некоммерческих организаций и невмешательства в их деятельность;

руководители государственных органов и органов исполнительной власти на местах создают необходимые условия и оказывают всестороннее содействие в организации и осуществлении деятельности Общественной палаты и региональных общественных палат.

11. Общественной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с учетом мнения широкой общественности и передового опыта разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона «Об Общественной палате при Президенте Республики Узбекистан», в том числе предусматривающего:

правовые основы деятельности Общественной палаты;

цели и задачи, права, обязанности и функции Общественной палаты;

порядок формирования состава Общественной палаты;

статус, гарантии деятельности, права и обязанности, порядок приостановления и прекращения полномочий члена Общественной палаты;

конкретные виды проектов нормативно-правовых актов по вопросам, подлежащим обязательному согласованию с Общественной палатой;

взаимное сотрудничество Общественной палаты с государственными органами и организациями;

порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности Общественной палаты.

12. Включить Аппарат в реестр обязательной рассылки:

статистической информации министерств финансов, экономического развития и сокращения бедности, занятости и трудовых отношений, внутренних дел, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Государственного комитета по статистике, Генеральной прокуратуры, Верховного суда Республики Узбекистан, других министерств и ведомств;

аналитических материалов Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан и Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности.

13. Предоставить Аппарату право:

привлекать специалистов органов государственного и хозяйственного управления, представителей институтов гражданского общества, работников научно-исследовательских институтов и центров, а также отечественных и зарубежных ученых и специалистов для проведения исследований на договорной основе;

заключать договоры с международными организациями, фондами, отечественными и зарубежными исследовательскими центрами и учебными учреждениями о проведении исследований и подготовке кадров;

осуществлять издательскую деятельность, издавать информационно-аналитические обзоры и доклады, журнал «Гражданское общество», газету «Жамият» и другие издания;

запрашивать и получать необходимую статистическую, аналитическую и другую информацию от органов государственной власти и управления, органов хозяйственного управления и других организаций.

14. Разместить Аппарат на основе права безвозмездного пользования по адресу: город Ташкент, Шайхантахурский район, улица Фурката, 1 А.

Министерству финансов Республики Узбекистан выделить Аппарату лимит на содержание четырех автомобилей.

15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

а) обеспечить сохранение за региональными подразделениями права безвозмездного пользования зданиями, ранее занимаемыми региональными отделениями упраздняемого Центра;

б) за счет средств дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента:

создать необходимые материально-технические условия для эффективного выполнения региональными общественными палатами своих задач и функций;

организовать работы по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений, оснащению их современной оргтехникой, мебелью и необходимыми средствами связи на основе заявок региональных общественных палат.

16. Общественной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:

разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект Положения об Аппарате;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и советника Президента Республики Узбекистан Косимова Р.С.

         

Президент

Республики Узбекистан                                              Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

16 апреля 2020 года.

 

УзА