Как гласит статья 2 Конституции нашей страны, государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. 

Эти конституционные принципы полностью реализуются в Год диалога с народом и интересов человека. Какая работа в этом направлении проводится органами юстиции?

Об этом корреспондент УзА беседовала с министром юстиции Республики Узбекистан Русланбеком Давлетовым.

– В Основном Законе нашей страны сначала отражены основные права, свободы и обязанности человека, следом идут права и обязанности государственных органов, – говорит Р. Давлетов. – Тот факт, что народ – единственный источник государственной власти и самые важные вопросы общества и государства представляются на народное обсуждение, свидетельствует об ответственности государственных органов перед народом.

Именно этот принцип положен в основу реформ, проводимых Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым. Каждое действие, мнение и поручение главы нашего государства, его идея о том, что «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», являются ярким практическим воплощением положений статьи 2 Конституции Республики Узбекистан.

Через реализацию принятой на основе Стратегии действий Государственной программы “Год диалога с народом и интересов человека» эти конституционные нормы выведены на качественно новый, эффективный уровень, что сегодня признается международным сообществом.

Объявление новой концепции диалога с народом, организация Виртуальной приемной и Народных приемных Президента нашей страны, внедрение целостной вертикальной системы управления данной сферой, а также ее успешная деятельность, в корне изменившая мировоззрение граждан, – все это стало настолько значимым, что многие ученые и эксперты утверждают, что этот новый феномен требует пересмотра теоретических основ отношений государства и общества.

Искренний и открытый диалог, проводимый с людьми в этом году, активизация средств массовой информации, ускоренное развитие информационной сферы полностью изменили общество. Это ярко проявляется в участии людей в управлении обществом и государством, большей активности граждан.

В свою очередь, органы юстиции, как часть государственного института, опираясь на конституционные принципы и учитывая пожелания и запросы граждан при выполнении возложенных на них задач, прилагают усилия к полному обеспечению интересов человека.

В системе Министерства юстиции налажена последовательная работа по защите прав человека. В течение 9 месяцев текущего года по этому вопросу в ведомства юстиции поступило 3,2 тысячи обращений от физических и юридических лиц. По большинству из них приняты меры, восстановлены права почти тысячи человек.

Для защиты интересов граждан в суды направлено 440 исковых заявлений, по выявленным нарушениям закона внесены 180 предложений о привлечении к административной и 11 – к уголовной ответственности.

В ходе проведенных мониторингов и контрольных мероприятий в соответствующие органы внесены представления и предупреждения, в результате прекращено и отменено исполнение 46 незаконных актов. В отношении 527 должностных лиц применены дисциплинарные наказания, 84 из них освобождены от занимаемых должностей.

При этом основное внимание уделяется не столько восстановлению нарушенных прав граждан, сколько предупреждению подобных фактов.

На основе анализа итогов открытого диалога с народом и обращений физических и юридических лиц разрабатываются проекты дополнений и изменений в действующие законодательные акты.

Для решения проблем граждан, имеющих судимость, связанных с отказом в приеме их или их близких родственников на работу, разработан законопроект, предусматривающий внесение в статью 78 Трудового кодекса нормы, запрещающей незаконный отказ в приеме на работу таких лиц.

Это послужит полному обеспечению конституционного права граждан на труд и свободу выбора профессии.

– В повседневной жизни население довольно часто обращается в отделы записей актов гражданского состояния (ЗАГСы), нотариат и адвокатуру. Каково положение дел в этих сферах, какие создаются удобства и на каком уровне находится обеспечение интересов обращающихся туда людей?

– В настоящее время качество работы и состояние этих служб не удовлетворяет ни нас, ни народ. Поэтому совершенствование их работы сегодня является актуальной задачей.

Уделяется особое внимание устранению очередей в этих ведомствах, обеспечению предоставления оперативных и качественных услуг. Руководством государства определены конкретные задачи в этом направлении.

С использованием современных информационно-коммуникационных технологий внедрена система электронного заполнения свидетельств о рождении, браке, разводе и других документов. Это ускорило получение гражданами ответов на свои запросы и сократило время на предоставление правовой помощи. Например, время на регистрацию свидетельства о гражданском состоянии в среднем сократилось до 7 минут и достигнуто исключение ошибок, возможных при заполнении свидетельств.

В программное обеспечение “Единый электронный архив ЗАГС” вносятся записи актов о гражданском состоянии и создается единая база. В дальнейшем эта программа будет интегрирована с соответствующими заинтересованными организациями. Так, электронный обмен сведениями с министерствами здравоохранения и внутренних дел будет способствовать экономии времени органов ЗАГС и граждан, предотвращению нестыковок при регистрации документов.

В настоящее время создается механизм проведения платежей за регистрацию актов – государственной пошлины, гербовых сборов, платных услуг через биллинговую систему, обращения в ЗАГС, онлайн-записи на прием заведующего ЗАГСом через личный кабинет на Едином портале интерактивных государственных услуг. При сотрудничестве с организациями, заинтересованными в этих вопросах, ведется работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты и интеграции в действующие электронные программы.

За последние три года в нашей стране построено 36 новых и капитально отремонтировано 26 зданий отделов ЗАГС. Эти здания, воплотившие в себе традиции национального зодчества и современной архитектуры, полностью соответствуют требованиям времени.

Что касается института нотариата, то стоит отметить, что нотариусы удостоверяют только бесспорные факты. Так как при осуществлении нотариальных действий стороны по своему желанию предоставляют нотариусу необходимые документы на утверждение соглашений, внеся все установленные платежи.

В настоящее время в 541 нотариальном ведомстве страны работают 749 нотариусов. Анализ поступивших в адрес нотариусов обращений показал, что в 2013-2014 годах осуществлено 4,5 миллиона, 2015-2016 годах – 5 миллионов, в течение 6 месяцев 2017 года – более 3 миллионов нотариальных действий.

В настоящее время Министерством юстиции на основе прогнозирования будущего нотариата, перспектив ведомств на следующие 5, 10, 15 лет, изучения опыта развитых стран, их достижений и недостатков принимаются меры по устранению волнующих народ проблем и предупреждению злоупотреблений в этой сфере, повышению авторитета нотариата как института, способного решить споры, не доводя их до суда.

В целях создания условий для выполнения нотариусами своих профессиональных обязательств на должном уровне, устранения лишних для граждан хлопот в государственных нотариальных ведомствах внедрен порядок поочередной регистрации обращений физических и юридических лиц. Согласно установленному порядку физические и юридические лица непосредственно в нотариальной конторе либо по телефону или через интернет могут записаться на прием к нотариусу в удобное для них время.

Вместе с тем на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 февраля 2017 года для нотариального заверения соглашений о купле-продаже, обмене, дарении недвижимости внедрен новый порядок получения сведений на основе межведомственного электронного взаимодействия – автоматизированная информационная система “Нотариус”, которая начала действовать в городе Ташкенте с июля 2017 года. Этот порядок начнет действовать во всех регионах страны с 1 июля 2018 года.

Теперь гражданам нет необходимости собирать в бумажной форме документы об отсутствии задолженности по налогам, коммунальным платежам, сведения о принадлежности зданий и сооружений. Нотариусы могут получить эти сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени.

Реформы в сфере нотариата служат дальнейшему укреплению законных прав физических и юридических лиц, заинтересованных в проведении нотариальных действий, а также честному выполнению нотариусами обязательств перед обратившимися к ним лицами.

Очень важно, чтобы каждый гражданин, обратившийся в юридическое ведомство, ушел довольным оказанными услугами.

К вопросу об адвокатуре. По состоянию на 1 июля 2017 года адвокатской деятельностью занимаются более 4,2 тысячи человек. За прошедший период между адвокатами и физическими и юридическими лицами подписано 95 тысяч соглашений и договоров о предоставлении юридической помощи. Наши адвокаты используют все возможности для обеспечения права на защиту.

– Сфера предпринимательства – важное звено в развитии страны, в Конституции уделено особое внимание обеспечению прав предпринимателей. Как на практике ведомства юстиции выполняют возложенные на них задачи в этом направлении?

– Конституцией гарантированы свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, равноправие и правовая защита всех форм собственности.

В целях создания правовых и организационных условий для эффективной деятельности субъектов предпринимательства в течение прошедшего периода года разработаны проекты 5 нормативно-правовых актов и внесено 20 предложений по совершенствованию действующих законодательных актов.

Внедрение в практику электронной формы и мобильной версии книги регистрации проверок служит важным фактором предупреждения и оперативного устранения незаконного вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства.

За прошедший период в суды подано 444 исковых заявления о взыскании более 16 миллиардов сумов в пользу субъектов предпринимательства. Отменены 300 незаконных решений ведомств и организаций. Более 28 лиц привлечены к административной, более 780 – к дисциплинарной ответственности.

Здесь уместно обратить внимание на один пример. Было рассмотрено обращение совместного предприятия “Samarqand England Eco-Medical” о невозможности использования предоставляемых льгот. Предприятие импортировало из Республики Корея гранулированное полипропиленовое сырье. Однако в этом процессе работники таможни не применили льготы. В суд было подано исковое заявление о возвращении Самаркандским областным таможенным управлением совместному предприятию 154 миллионов сумов, взысканных в качестве налога на добавленную стоимость. Решением экономического суда города Самарканда незаконно взысканные средства возвращены предпринимателям.

В центрах «одно окно» по предоставлению государственных услуг субъектам предпринимательства оказываются 33 вида государственных услуг. Начиная с 1 апреля нынешнего года действует автоматизированная система государственной регистрации и учета субъектов предпринимательства. Теперь через интернет в любое время суток в течение 30 минут можно зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Через центры «одно окно» за прошедший период предоставлено более ста тысяч государственных услуг. Через автоматизированную систему прошли государственную регистрацию более 120 тысяч субъектов предпринимательства.

В результате проведенной практической работы наша страна в плане регистрации предприятий заняла 11-место в рейтинге благоприятной бизнес-среды “Doing Business – 2018” Всемирного банка и вошла в число лидирующих в этом отношении государств.

– Вопросы повышения роли юридических служб, своевременного доведения законодательных актов до населения особенно актуальны для обеспечения и укрепления законности. Какая работа проводится в этом направлении?

– Президентом нашей страны уделяется большое внимание совершенствованию системы юстиции. Только в нынешнем году было принято 7 постановлений и указов о совершенствовании деятельности органов юстиции.

Так, постановлением главы нашего государства в целях дальнейшего укрепления законности в деятельности государственных органов и организаций усилены роль и ответственность юридических служб. В государственных органах и организациях, их территориальных структурах на основании минимальных норм и критериев, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, в обязательном порядке организованы юридические службы.

В каждом государственном органе или учреждении назначение на должность юриста, а также освобождение его от должности должны осуществляться при согласовании с органами юстиции. К настоящему времени органами юстиции рассмотрены вопросы о назначении в государственные органы и учреждения 528 и освобождении от должности 189 юристов.

119 юристов, впервые назначенные юристами в государственных органах и учреждениях, пройдут стажировку в органах юстиции.

Впервые введена практика присвоения юристам государственных органов и учреждений классных чинов, присваиваемых работникам органов юстиции. Так, классные чины присвоены 396 работникам юридических служб. Таким образом, укрепляется их социальная защита.

Считаю уместным отметить, что в нашей стране сделаны ощутимые шаги и в сфере распространения правовой информации. С этой целью на основании Закона “О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней” и постановления Президента нашей страны Министерство юстиции определено специальным уполномоченным органом в сфере распространения и использования правовой информации.

На министерство возложена задача обеспечения своевременного доведения принимаемых нормативно-правовых актов, внесенных в них изменений и дополнений до исполнителей – министерств, государственных комитетов, ведомств, органов хозяйственного управления и местных органов государственной власти. Это, в свою очередь, способствует разъяснению сути и значения законодательных документов широким слоям населения и обеспечению беспрепятственного доступа к текстам законодательных актов.

Заслуживает внимания то, что постановлением предусмотрена организация территориальных комиссий Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению.

В целях оперативного распространения законодательных актов Министерство юстиции и государственные органы и учреждения связаны системой межведомственного электронного взаимодействия через защищенные каналы связи (VPN).

На первом этапе принятые с 1 января по 3 ноября нынешнего года 1 тысяча 883 нормативно-правовых акта распространены через систему электронной почты “E-xat” среди 12,5 тысячи нижестоящих структур государственных органов и учреждений и доведены до 561 тысячи работников.

Для разъяснения среди населения сути и значения принятых законодательных актов государственными органами и учреждениями проведено более 700 тысяч мероприятий, в которых приняли участие около 17 миллионов граждан.

Всем известно, что в настоящее время активно развиваются информационно-коммуникационные технологии. В связи с этим налажена практика распространения правовой информации через интернет.

Создание в сети интернет официального источника нормативно-правовых документов – национальной базы законодательных актов Республики Узбекистан “Lex.uz” активизировало работу по доведению правовой информации до населения.

Этой базой, в которой собрано более 43 тысяч документов на узбекском и русском языках, ежедневно бесплатно пользуются более 15 тысяч физических и юридических лиц.

В целях оперативного обеспечения населения правовой информацией, организации эффективного и конструктивного диалога, создания условий для получения ответов в режиме онлайн на вопросы, связанные не только с деятельностью органов юстиции, но и с законодательством в целом, действуют группа “Диалог с юстицией” в социальной сети Facebook и канал Министерства юстиции “Huquqiy axborot” в мессенджере “Telegram”. Пользователями этих каналов сегодня являются более 20 тысяч граждан.

В настоящее время проводится работа по расширению веб-сайта министерства и службы “онлайн-консультант” на сайте www.lex.uz, а также размещению на сайте специальной рубрики в форме правовой информации “step by step”.

Налажена работа специальной группы по созданию видеороликов на правовые темы, планируется их демонстрация по телеканалам, в кинотеатрах, кинозалах, на внешних рекламных объектах, а также распространение подготовленной правовой информации по социальным вопросам в форме флаеров и буклетов.

В нынешнем году в нашей стране было принято около 30 законов, 400 документов Президента Республики Узбекистан, 500 постановлений правительства.

Министерство юстиции вносит весомый вклад в совершенствование национального законодательства, разработано более 100 проектов нормативно-правовых актов.

Одним словом, открытый диалог с народом служит совершенствованию взаимоотношений государственных органов с гражданами, укреплению доверия граждан к государству и обществу, всестороннему обеспечению интересов человека, которые превыше всего.

 

Норгул Абдураимова, УзА