Определены задачи по эффективной организации плодоовощных кластеров

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 14 февраля состоялось видеоселекторное совещание по вопросам эффективной организации деятельности плодоовощных кластеров, поэтапного отказа от системы заготовки хлопка и зерна для государственных нужд.

Сельское хозяйство – отрасль, чрезвычайно важная для развития экономики, обеспечения занятости и роста доходов населения. В связи с этим принимаются меры по развитию аграрного сектора в соответствии с современными требованиями, на основе стратегического подхода.

Указом главы государства от 23 октября 2019 года была принята Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. Конкретные направления трансформации сельского хозяйства были определены и в недавнем Послании Президента Олий Мажлису.

До 2025 года предусмотрено довести объем внутреннего валового продукта страны до 100 миллиардов долларов, объем экспорта – до 30 миллиардов долларов. Большие резервы и возможности для достижения этих показателей имеются в сельском хозяйстве.

В целях эффективной организации экспорта плодоовощной продукции, отношений между производителями и экспортерами в плодоовощеводстве и виноградарстве внедряется кластерная система. Все необходимые для этого организационно-правовые условия созданы постановлением главы государства от 11 декабря 2019 года.

На видеоселекторном совещании обсуждены приоритетные задачи по действенной организации работы плодоовощных и виноградарских кластеров.

Отмечено, что первостепенную важность имеют правильное регламентирование договорных отношений в сфере, конкретное определение прав, обязанностей и ответственности заготовителей, переработчиков и экспортеров продукции.

Даны указания касательно размещения экспортоориентированных культур на основе предложений кластеров, обеспечения их необходимыми семенами, саженцами, минеральными удобрениями и топливом.

Определено, что первые заместители хокимов областей и районов несут персональную ответственность за эффективную организацию деятельности кластеров на местах.

За обеспечение плодоовощных кластеров оборотными средствами и своевременное финансирование их проектов будет отвечать один из заместителей глав Центрального банка и коммерческих банков.

– Главная цель организации кластеров – увеличение объема экспорта. А для этого необходимо искать новые рынки. Без рынка не будет и экспорта, не заработает кластерная система. Поэтому следует постоянно изучать спрос за рубежом, эффективно использовать возможности, обеспечивать поступательный рост экспорта, — сказал Шавкат Мирзиёев.

Компании “Узбекозиковкатхолдинг” поручено индивидуально работать с каждым создаваемым экспортом, глубоко анализировать экспортные контракты и содействовать заключению дополнительных договоров с учетом выделения оборотных средств.

На совещании хокимы областей отчитались о планах работы по организации плодоовощных кластеров, выращиванию и переработке востребованной на рынке продукции, увеличению экспорта и расширению его географии.

Обсуждены также вопросы совершенствования хлопководческих кластеров, поэтапного отказа от системы заготовки хлопка и зерна для государственных нужд.

Президент в своем Послании Олий Мажлису отмечал необходимость поэтапного перехода на систему закупки хлопка и зерна на основе рыночных принципов, отменив практику государственного заказа на заготовку этой продукции.

В качестве первого шага в этом направлении были либерализованы цены на формовой хлеб, муку, пшеницу, семена хлопчатника, хлопковое масло. Благодаря предшествовавшей этому тщательной подготовке резкого скачка цен не произошло.

С участием экспертов Всемирного банка разработаны соответствующие меры по отмене государственного заказа на хлопок и зерно.

– В этом году мы начинаем большие реформы в сельском хозяйстве. Хокимы должны досконально изучить этот вопрос. Теперь пути назад нет. Если мы не либерализуем сельское хозяйство, не повысим заинтересованность, то не достигнем экономического роста и эффективности, – сказал Президент.

На совещании всесторонне проанализированы вопросы повышения результативности и финансовой поддержки кластеров.

Министерствам юстиции и сельского хозяйства указано упорядочить работу кластеров, определив их права и обязанности.

Следует отметить, действующая система заготовки хлопка вызывает среди фермеров и кластеров множество вопросов финансового характера. Она, с одной стороны, вызывает недостаток средств на переработку хлопка и производство готовой продукции, с другой – ограничивает возможности рассчитаться с фермерскими хозяйствами за заготовленное сырье.

В связи с этим отмечена необходимость совершенствования системы финансирования кластеров, внедрения кредитования производства и переработки продукции в кластерах как отдельный вид деятельности.

Определено, что в местах, где не организованы хлопково-текстильные кластеры, будут созданы фермерские кооперации на базе хлопкоочистительных заводов.

К примеру, этот опыт оправдал себя в Турции. Важная особенность этой системы – фермеры будут заинтересованы не только в реализации хлопка-сырца, но и продукции, получаемой от его переработки (волокна, семян, шрота, шелухи).

Более того, будет формироваться конкуренция среди заготовителей хлопка. От конкуренции между кластерами и кооперативами выиграют фермеры, то есть дехкане – владельцы земли.

Отмена государственного заказа при заготовке хлопка и зерна приведет к искоренению гонки за планом. Отныне хокимы вместе с Кенгашами народных депутатов будут контролировать эффективное использование посевных земель и правильное размещение культур. Они также будут ответственны за улучшение инфраструктуры сельского хозяйства, ремонт ирригационных сетей, внедрение водосберегающих технологий, эффективное расходование выделяемых для этих целей средств и субсидий. Будут принимать меры по оказанию дехканам сервисных услуг, борьбе с вредителями, повышению уровня механизации сбора хлопка.

На видеоселекторном совещании особое внимание уделено также вопросу создания запасов зерна.

Отмечалось, что будет совершен переход от обязательной продажи зерна для нужд государства к системе государственного резерва, а фермерам предоставляется право свободно реализовать зерно. Так как данный вопрос связан с продовольственной безопасностью, отказ от обязательной продажи зерна государству намечено осуществить в два этапа.

В этом году объем закупки зерна для государственных нужд будет снижен, то есть в распоряжении фермеров останется дополнительно более 1 миллиона тонн зерна.

А с 2021 года план по продаже зерна государству будет полностью отменен, продукция будет продаваться по рыночным ценам.

Президент сделал акцент на значимости этих преобразований и дал соответствующие поручения.

Отдельное внимание уделено проблемам в деле выделения земли. Указано на необходимость искоренения случаев незаконного присвоения орошаемых площадей, использования каждой пяди земли в интересах народа. Исходя из этого определены задачи по усилению ответственности должностных лиц на местах.

Руководители сферы, регионов и отраслей представили информацию по обсужденным на совещании вопросам.

 

УзА